Премия Рунета-2020
Крым
+12°
Boom metrics

Археологи нашли в Керченском проливе штурмовик летчика-героя Юсупа Акаева

Ил-2 пролежал на глубине 4 метра, прежде чем его обнаружил эхолот исследовательского судна [видео]
Самолет ИЛ-2 достанут в этом году. Фото: Википедия

Самолет ИЛ-2 достанут в этом году. Фото: Википедия

Спасаясь провел в море 5 часов

Советский штурмовик Ил-2 пролежал 72 года в Керченском проливе всего в 150 метрах от берега Тамани. Недавно во время исследований, прочесывая дно эхолотом, его обнаружили московские археологи. И находка не была бы столь сенсационной, если бы не оказалось, что это самолет легендарного летчика – героя Советского Союза Юсупа Акаева, который сражался за освобождение Крыма в годы Великой Отечественной войны.

- Самолет нашли чуть больше года назад, но тогда российским ученым поднять его со дна было проблематично, поскольку Крым входил в состав Украины, и на это требовалось много документов, именно поэтому сообщать о нем решили только сейчас, - рассказал «КП» крымский военный историк Сергей Ченнык. – Российские подводные археологи планируют поднять самолет уже этим летом или осенью.

Юсуп Акаев умер, когда ему было 27 лет. Фото: википедия

Юсуп Акаев умер, когда ему было 27 лет. Фото: википедия

Идентифицировать штурмовик удалось по бортовым номерам, которые сохранились и архивным документам, где подробно рассказывалось об аварии машины. В 1943 Юсуп Акаев был подбит вражеской «зениткой». Решил садиться прямо на воду в море ведь до ближайшего аэродрома штурмовик бы не дотянул. Выбравшись из тонущей машины, летчику пришлось 5 часов провести в ледяной воде среди волн, под огнем фашистов, пока его не подобрал советский тральщик.

- Несмотря на то, что самолет лежит не глубоко, поднять его будет очень нелегко, - говорит Сергей Ченнык. – Пролежав столько лет в соленой воде, его конструкция стала очень хрупкой. Понадобятся мягкие стропы, кран, подмывка специальным оборудованием. После подъема в течение суток надо поливать штурмовик холодной пресной водой.

На крыло уже не поставить

После подъема самолет планируют передать в Дагестан – на родину летчика. Однако у крымчан есть и свои предложения.

- В Новосибирске живет авиационный инженер, реставратор Борис Осетинский, который поставил «на крыло» 12 самолетов, поднятых со дна водоемов, - говорит историк. – Он очень заинтересовался самолетом Юсупа Акаева, но, к сожалению, восстановить машину, до того состояния, чтобы она снова взлетела в воздух невозможно. Все-таки соленая вода сделала свое дело. А вот в качестве экспоната музея штурмовик еще послужит.

Также у крымчан есть идея организовать фестиваль "Крым. Небо героев", чтобы зрители увидели реконструкцию воздушных боев и выставку военной техники в том числе и самолет легендарного героя.

- Но пока ищем кураторов проекта и инвесторов, - говорит Сергей Ченнык.

СПРАВКА «КП»

Юсуп Акаев родился 14 августа 1922 года в Дагестане.

В своем авиаполку он одним из первых освоил бомбометание с малых высот и первым применил метод топмачтового бомбометания. Юсупа Акаева знал весь Черноморский флот. Его называли мастером штурмовых ударов.

К июлю 1944 года он совершил 104 боевых вылета, уничтожил 18 различных кораблей, 3 паровоза, 11 танков и много другой боевой техники противника.

Но случай, когда он провел в холодной воде 5 часов не прошел бесследно. Из-за переохлаждения у него начались проблемы с сердцем. И в 1949 году в возрасте 27 лет он скончался. У летчика-героя осталась дочь, которая сейчас живет в Москве.