Премия Рунета-2020
Крым
+16°
Boom metrics
Общество2 октября 2016 7:44

Нужна ли Ялте «ночь вежливых ковшей»?

Жители и туристы обеспокоены тем, что из палаток и ларьков меняется облик красивейшего города
Ларьки и палатки в Ялте периодически появляются даже на главной площади

Ларьки и палатки в Ялте периодически появляются даже на главной площади

Трагедия с предпринимателем Александром Стрекалиным, который, протестуя против действий властей, сжег себя у своего кафе, взбудоражила Крым. Несмотря на заявления чиновников, на территории одного из самых популярных курортов России – Большой Ялты за последние два годы появились сотни различных МАФов (малых архитектурных форм) и НТО (нестационарных торговых объектов). Борьба с хаотичной застройкой Ялты торговыми точками вызывает у населения вопросы, ведь одни палатки и ларьки сносят, а на их месте появляется сразу несколько других. Многие ялтинцы и туристы не понимают этой тенденции.

УХМЫЛКА ЭПОХИ?

Еще 20-30 лет на Южном берегу Крыма красоту природы, дворцов и замков ничто не затмевало. В 80-е годы XX века в Крым приезжало по 8 миллионов человек в год и никто не жаловался на отсутствие инфраструктуры и нехватку торговых объектов.

- Каждая эпоха имеет свои градостроительные нормы. В первые годы постсоветского времени появление ларьков и киосков воспринималось как шаг навстречу людям, - объяснил "Комсомольской правде - Крым" историк, краевед, директор ГБУ «Центральный музей Тавриды» Андрей Мальгин. – Но все хорошо в меру. Вместо достойных построек, появилось непонятно что – пристройки, разнообразные клоповнички и т.д. В постсоветский период в архитектуре произошел переход от идей Античности к Средним векам. Конечно, все лишнее нужно убирать, но делать это по-человечески, не допуская трагедий.

Павильоны отбирают в Ялте тротуары у прохожих

Павильоны отбирают в Ялте тротуары у прохожих

Эксперт поддерживает точку зрения о том, что нужно сохранять историческое лицо крымских курортов, ведь люди едут к нам посмотреть именно на старинные уникальные здания. К примеру, за рубежом самый высокий рейтинг у тех городов, которые полностью сохранили самобытность. В Ялте и Алуште за последние 25 лет появилось много строений, не соответствующих стилю. По мнения Андрея Мальгина, более-менее на сегодня сохранили свое лицо Алупка и Симеиз.

- Родители рассказывали мне о совсем другом Крыме, более свободном и живом, - поделилась с «КП» туристка из Новосибирска Наталья Хроменко. – Мне кажется, что торговля должна быть на нескольких специальных улицах, а не повсеместно, ларьки заслоняют виды города. Тем более, намного дешевле покупать еду и напитки на рынках и в больших магазинах, чем втридорога в прибрежных палатках и киосках.

ЗАХЛАМЛЕННАЯ НАБЕРЕЖНАЯ

Корреспондент «КП» вместе с представителями общественности совершил рейд по центру Ялты и своими глазами увидел, что МАФов и НТО не просто много, а очень много. Проход к Массандровскому заставлен небольшими точками выносной торговли, людям неудобно ходить. Вход на набережную со стороны Графского проезда захламлен палаточками и ларьками с фаст –фудом. Не смотря на то, что Набережная им. Ленина – это пешеходная зона, немалую ее часть занимают точки по аренде велосипедов, сигвеев, гироскутеров и т.д. Квадратные фонари на ножках, появившиеся вдоль моря, тоже нравятся не всем. Оказалось, что всего этого на главной улице Ялты не должно быть в соответствии с планом реконструкции набережной от 2006 года.

Комплекс "Еда" на набережной вроде бы обещают снести

Комплекс "Еда" на набережной вроде бы обещают снести

- Мы разработали действующий план реконструкции набережной, в 2006 году она еще выглядела в соответствии с документом, - объясняет "КП-Крым" архитектор Наталья Старикова, получившая за этот план государственную премию. – Учли все требования МЧС – транспортные и пешеходные по документу свободны от препятствий. По проекту предусмотрено минимум киосков – 2 «Союзпечать», 2 другого назначения и 29 передвижных тележек с зонтиками. В таком виде набережная продержалась недолго. В нарушение всех градостроительных норм на набережной появился комплекс «Еда», множество МАФов и НТО, откровенно некрасивые светильники, которые не несут функциональной и эстетической нагрузки.

По словам архитектора, главное правило для ялтинской набережной – это идеальные условия для променада отдыхающих и свободный обзор на море и горе. Из-за новых строений и обилия МАФов и НТО полюбоваться красотой природы стало сложнее.

НА МЕСТО СНЕСЕННЫХ ПРИХОДЯТ НОВЫЕ

В прошлом году администрация Ялты утвердила схему размещения НТО и МАфов на территории городского округа. Был проведен конкурс, предприниматели получили право на работу в отведенных местах. В этом году в постановление внесли изменения, точек, где можно ставить ларьки и палатки в Большой Ялте стало еще больше. Если сравнить Жемчужину Крыма два года назад, год назад и сейчас, то можно увидеть, что везде, где ступает нога туриста, появились ларьки. Такого огромного количества уличной торговли в городе не было даже в безбашенные 90-е годы.

Ларьки строят прямо у проезжей части, в местах автомобильных пробок

Ларьки строят прямо у проезжей части, в местах автомобильных пробок

- Я не понимаю, каким образом появился ларек на пересечении улиц Чехова и Партизанской. Здесь постоянные пробки, туристы увиливают от машины, - сетует общественная активистка, член «Русской общины» Алла Кирячек. – Получается, люди будут стоять за товаром на перекрестке? На «Спартаке» влепили столько киосков - нельзя подойти к маршруткам. Болит душа, когда видишь, что ради киосков и палаток рубят деревья и вытаптывают газоны.

Есть вопросы к ситуации с МАФами и НТО и у самих предпринимателей.

- Когда в прошлом году предприниматели подавали документы на конкурс, они думали, что это окончательная схема размещения торговых объектов. Подсчитали, сколько у них в такой ситуации будет конкурентов, прикинули объем выручки и исходя из этого подали предложения на конкурс, - сетует бизнесмен Андрей(попросил не называть фамилию). – В этом году администрация разрешила поставить в городе дополнительные торговые точки. То есть, если условно человек рассчитывал, что он будет единственным продавцом мороженого в радиусе 100 метров и предполагал определенный доход, то теперь возле него появляется еще 4-5 точек с мороженым, из-за перенасыщения рынка доход у всех так себе. А платить нужно по старым контрактам - получается, работать в минус.

Новые ларьки строят вместо газонов и зеленых насаждений

Новые ларьки строят вместо газонов и зеленых насаждений

ОФИЦИАЛЬНО

Более 300 ларьков обещают снести

Иван Паюк, замглавы администрации Ялты:

- За 2015 год в Ялте демонтировано 193 торговых объекта. В этом году по решению Совмина РК в Ялте планируется снести 191 объект, по еще 94 точкам обсуждается возможность сноса. Чтобы получить возможность открыть нестационарный торговый объект, предприниматели подают заявку на конкурс, с его победителями заключаются договора, где указаны сумма платы в местный бюджет. В целом, удельный вес поступлений в городскую казну от НТО незначителен, эти деньги в дальнейшем направляются на реализацию муниципальных программ.

КАК БОРЮТСЯ С САМОСТРОЯМИ В МОСКВЕ

Москва подала Ялте пример борьбы с МАФами и НТО

Москва подала Ялте пример борьбы с МАФами и НТО

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Столица в 90-е годы потеряла свой исторический облик. Чебуречные, киоски с трусами и чулками, бары... появлялись они там, где им совсем не место. Хотя, глазами предпринимателей, в самых выгодных точках - возле метро. В "подземку" ежедневно спускается около пяти миллионов людей. Пробираться к входам москвичам приходилось через палатки с дешевыми товарами и ароматы шаурмы, кофе. Сейчас их нет - на законных основаниях ларьки снесли. А все потому, что разрешения на капитальное строительство бизнесменам не давали. Такое близкое соседство не одобрили бы ни в одной инстанции. Однако самострои появились несмотря на все "но". Это и разрушение архитектурного облика, отсутствие доступа коммунальщикам ремонтировать подземные коммуникации, а именно газовые трубы и электросети. В частности, возле станции метро "Кропоткинская" кафе и магазины были расположены на магистральной трубе водоснабжения диаметром 600 мм, питающей центр города. Самострои создавали напряжение, которое могло даже привести к затоплению станции. Медлить нельзя было, а вариант только один - сносить! Бизнесменов оповещали заранее и предлагали убрать самострои своими силами, предлагали помощь с эскаваторами. Остальные же пришлось сносить коммунальщикам. Буквально за ночь на освобожденных территориях становилось буквально легче дышать, а какие виды стали открываться на Чистых прудах и на улице Тверской без торговых рядов. И что будет на их месте? Многие москвичи опасались, мол, шило на мыло - поставят просто другие ларьки, с другой едой. Нет. Власти города благоустраивают эти территории, ставят лавочки и садят деревья. И дальше ведут борьбу с незаконными постройками. Экскаваторы еще поработают - не за горами в Москве третья волна ночных сносов.