Спасенных моряков подняли на судно буксира «Дерзкий» и доставили в Балаклавскую бухту.
Фото: ГУ МЧС России по Республике Крым
Около трех ночи 12 октября в ялтинском заливе недалеко от Ливадии во время шторма затонул плавучий кран АСПТР-1.
Спецсудно шло из Гурзуфа в Севастополь в сопровождении буксиров «Меркурий» и «Дерзкий». На борту находились 8 членов экипажа - все жители Новороссийска.
Сразу удалось спасти пятерых моряков - Дмитрия Лейко, Гамбика Асатуряна, Александра Маликова, Андрея Андриевского и Анатолия Логинцева.
Их подняли на судно буксира «Дерзкий» и доставили в Балаклавскую бухту. Поиски трех членов экипажа - Олега Хромова, Михаила Кузьменко и рабочего с фамилией Ковча (имя неизвестно) продолжаются.
«БУДЬТЕ ГОТОВЫ ПОКИНУТЬ ПОМЕЩЕНИЕ»
- Я спустился вниз отдохнуть, потому что перед этим мы долгое время работали. Вдруг ко мне подбегает наш водолаз Александр и говорит, что не запускается помпа для откачки воды. Я поднялся, пытался ее как-то реанимировать, чтобы она заработала, поднять крен левого борта, но у меня ничего не вышло, - рассказал один из спасенных Дмитрий Лейко. - Старший скомандовал - «будьте готовы покинуть помещение!», так как вода быстро поступала в машинное отделение. Гидрокостюм под мышку, паспорт, телефон, пакет... Я выскочил на палубу, в этот момент она задралась метров на пять от воды.
Дмитрий Лейко рассказал подробности трагедии.
Фото: ГУ МЧС России по Республике Крым
Парень, по его словам, рухнул за борт, после чего вся конструкция стала падать на него. К счастью, мимо. Дмитрий говорит, что не успел надеть гидрокостюм, в воде держался за оказавшийся поблизости металлический бак.
Все пятеро почти час провели в холодной воде, пока не подошел буксир, подобравший их.
Спасенные моряки, включая капитана плавсредства, доставлены в больницу Севастополя, где им оказывается необходимая медпомощь.
Как рассказали врачи, состояние у спасенных удовлетворительное, делается все возможное, чтобы пострадавшие скорее вернулись домой к своим семьям.
Поиски остальных трех членов экипажа - старшего механика, электромеханика и крановщика продолжаются до сих пор.
КРАН УЖЕ БЫЛ ПОВРЕЖДЕН
Как удалось выяснить «КП»-Крым», плавкран был спущен на воду в Архангельске 54 года назад. А средний срок службы такой техники - 25 лет.
В последние дни перед ЧП судно, которое уже прожило больше двух своих жизней, занималось прокладкой глубоководного коллектора в районе Гурзуфа. И во время одного из недавних штормов, возможно, получило повреждение.
- На минувших выходных во время прогулки я увидел, что штормом на берег выбросило плавучий кран, - рассказал нам Александр Вишневский, житель Гурзуфа. - А в начале этой недели увидел, как буксиры оттаскивали его обратно в море.
Корреспонденту «КП» удалось пообщаться с членом спасательной комиссии. По мнению эксперта, на плавкране, возможно наскоро заделали пробоины и решили так дойти до Севастополя.
- Несмотря на неблагоприятный прогноз погоды, во время шторма силой в 4-5 баллов поврежденный кран и сопровождающие буксиры вечером 11 октября начали переход, - объяснил «Комсомольской правде» - Крым» член спасательной комиссии. - Около часа ночи, когда волна стала сильнее, экипаж плавкрана связался с диспетчерами Ялтинского порта, сообщили, что в корпус поступает вода и судно тонет. При этом сигнал SOS не подали. Курс почему-то был выбран на Ай-Тодор («Ласточкино гнездо»), а не на Ялтинский порт.
Как пояснил собеседник, на поиск троих пропавших без вести моряков все находящиеся поблизости суда были подняты в 7.30 утра. Через три с лишним часа после трагедии.
Поиски моряков продолжаются. У берегов Ялты сейчас температура моря около +20, в зоне затопления крана - +16 - +18, там до сих пор шторм силой 4-5 баллов.
Поиски моряков продолжатся 14 октября.
Фото: ГУ МЧС России по Республике Крым
«ОНИ НЕ ДОЛЖНЫ БЫЛИ ВЫЙТИ НОЧЬЮ ВО ВРЕМЯ ШТОРМА В РЕЙС»
Сергей Рыбак, контр-адмирал Черноморского флота в отставке:
- Хороший моряк никогда не выйдет в рейс на поврежденном плавкране после получения штормового предупреждения. Да еще и ночью. Но винить только капитана неправильно, над ним есть вышестоящее руководство, которое могло бы запретить переход.
Что касается судьбы пропавших без вести моряков, думаю, что при температуре воды около +16 и шторме 4-5 баллов они могут продержаться до прихода помощи два дня. Если они не успели покинуть тонущий плавкран, то шансов нет. Даже на глубине 20 метров уже невозможно открыть дверь из-за давления воды.
СПРАВКА «КП»
Самоходный плавкран «АСПТР -1»
Судно проекта 17037 «Блейхер». Год постройки - 1962, место постройки - Архангельск, район плавания - портовые воды, 20 миль от порта. Водоизмещение - 1000 тонн. Валовая вместимость - 551 тонна. Грузоподъемность - 15 тонн. Скорость хода -7 узлов. Экипаж - 8 человек.