Премия Рунета-2020
Крым
+5°
Boom metrics
Общество26 декабря 2016 15:21

«Союз дизайнеров России» предлагает разработать новый логотип Крыма

«Комсомолка» выяснила, сколько стоит туристический бренд в российских регионах
Фото: «Союз Дизайнеров России»

Фото: «Союз Дизайнеров России»

Специалисты остались недовольны крымским лого

Неделю назад в Крыму презентовали туристический логотип региона. Команда специалистов работала над его дизайном и концепцией полтора года, потратила 1 миллион рублей, а в итоге…получила шквал негативных комментариев от крымчан. Найти в социальных сетях того, кому бы понравился новенький бренд, практические невозможно - кто-то недоволен самой картинкой, другие - шокированы стоимостью работы.

Не смогли хранить молчание и члены общероссийской общественной организации «Союз Дизайнеров России», куда, к слову, вхожа автор логотипа Ольга Степанова, она - член этого Союза.

Неделю в Союзе лишь наблюдали за реакцией общественности, а затем были вынуждены сделать публичное заявление. Мол, «Союз Дизайнеров России» не имеет никакого отношения к данной работе, не поддерживал ее, не участвовал в отборочных этапах, не давал экспертную оценку, не принимал участия в государственном тендере на разработку туристического бренда.

- Мы считаем, что работа по брендингу Крыма выполнена на недостаточно высоком уровне и требуется пересмотр ее результатов на уровне федерального агентства по туризму с привлечением российских экспертов в области дизайна и брендинга! – официально заявили в Союзе. - Нам очень жаль, что жители Крыма получили такой «подарок» в преддверии Нового Года! Мы готовы помочь в организации и проведении новых разработок в области бренда региона с привлечением высококлассных специалистов!

Власти Крыма пока никак не отреагировали на заявление российских дизайнеров, а потому - будет ли изменен логотип можно только догадываться.

Впрочем, «Комсомолка» рассмотрела все стороны "медали". Будем объективными. Несмотря на многочисленную критику логотипа, нашлись те, кто сумел увидеть положительное в этой феерии негативного.

- Нравится - не нравится. Для логотипа не это главное, - пишут горожане. - Он должен работать! Критикам хочется сказать большое спасибо. Благодаря их усилиям о новом логотипе говорят, его тиражируют. И это хорошо: о нем узнает все больше людей.

МНЕНИЕ

«Продукт» первичен, и он всегда важнее «маркетинга»

Александра Потапенко, специалист по PR и маркетингу:

- На мой взгляд, если бы в Крыму в целом все было идеально с сервисом и инфраструктурой, то не было бы такой бурной реакции, какая разница, в конце концов? Значимость логотипа слишком преувеличена - лого это лишь атрибут, он не замещает собой сути.

Амстердам и Нью-Йорк сначала мировые столицы, а потом уже I'am'sterdam и I<3NY . Никто не скажет – «Крым - сказочный отдых, лучшее место, в котором я когда-либо побывал за свою жизнь, но, фу, какой мерзкий логотип, не вернусь туда больше», зато много кто может сказать «Прекрасный логотип, конечно, но подожду-ка я, пока появятся дороги/свет/мост/канализация». «Продукт» первичен, и он всегда важнее «маркетинга». Однако логотип должен нравиться, более того, любая айдентика должна ассимилироваться, растворяться в быту - чувствоваться настолько родной и привычной, будто она существовала всегда - от футболок до скамеек, от стрит-арта до официальной документации. Вот тогда можно говорить о состоятельности логотипа, а до тех пор следует засучить рукава и работать над продуктом. Маркетинг приложится.

ЦЕНА КУСАЕТСЯ?

«Комсомолка» выяснила, нормально ли выложить за логотип 1 миллион рублей, а также сколько стоили туристические логотипы в других регионах.

Как оказалось, разброс по ценам в этом вопросе весьма разнообразен. Есть колоссальные суммы – 15 миллионов рублей, например, стоит логотип Новой Москвы; есть поскромнее – разработка бренда Республики Адыгея обошлась бюджету всего в 50 тысяч рублей. Четкой закономерности в вопросе цены нет: логотипы отдельных городов могут стоить дешевле, регионов – дороже, а может быть и обратная ситуация. Бывает, стоимость разработки туристического бренда включена в сумму создания комплексной социально-экономической стратегии города, где фактически невозможно выделить конкретную цену, уплаченную за логотип.

КОНКРЕТНО

Новая Москва – разработан компанией «Апостол» за 15 миллионов рублей. Концепция – «Город будущего», сочетание природной и городской среды.

Логотип Новой Москвы

Логотип Новой Москвы

Город Добрянка (Пермский край) – 400 тысяч рублей, но создание логотипа финансировалось не из бюджета. Логотип вобрал в себя все, с чем ассоциируется город (городская электростанция, лес и спорт).

Логотип Добрянки

Логотип Добрянки

Город Старая Русса – 350 тысяч рублей. В нем обыгрывается слава города как минерального курорта.

Логотип города Старая Русса. Фото: artlebedev.ru

Логотип города Старая Русса. Фото: artlebedev.ru

Город Барнаул80 тысяч рублей. Слоган – «Барнаул – город в Сибири» с медведем в качестве символа. Логотип аскетичен, но легко запоминается.

Логотип Барнаула

Логотип Барнаула

Архангельская область – 250 тысяч рублей. Слоган «Архангельская область. Максимум впечатлений». На самом логотипе – эдакий образ птицы счастья – легендарной деревянной игрушки, впервые появившейся именно в этой области.

Логотип Архангельска

Логотип Архангельска

Смоленская область – 50 тысяч рублей. На нем – очертания области, а полосы изображают яркую культурную и фестивальную жизнь региона.

Логотип Смоленска

Логотип Смоленска

Кстати, видишь новый туристический логотип – жди скандала. Например, туристический бренд Санкт-Петербурга. Он разработан студией Артемия Лебедева на добровольных началах.

Комитет по развитию туризма города заплатил дизайнерам символическую сумму в 1 рубль, правда, данный комитет не организовал открытый конкурс, чтобы предложить свои варианты могли все желающие, нарушив федеральное антимонопольное законодательство. Теперь УФАС возбудило дело против руководства комитета, первое слушание пройдет в январе 2017 года. Обвиняемым грозит штраф до 50 тысяч рублей. Логотип, к слову, уже второй год используется городскими властями.

Логотип Санкт-Петербурга. Фото: artlebedev.ru

Логотип Санкт-Петербурга. Фото: artlebedev.ru

Любопытная история получилась с туристическим брендом Калининградской области. Правительством региона был объявлен конкурс на 995 тысяч рублей. Его выиграла петербургская компания «Феномен», предложив за свои услуги 174 000 рублей. Логотип, по мнению властей и общественности, оказался неудачным, так что контракт расторгли.

Логотип Калининграда.

Логотип Калининграда.

К этой истории подключилась студия Лебедева, разработав бренд области бесплатно. Эта версия понравилась жителям региона более удачной, но официально так и не была принята.

Логотип Калининграда. Фото: artlebedev.ru

Логотип Калининграда. Фото: artlebedev.ru

В рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу в 2018 году администрация Самары выделила компании «Севзапинжтехнология» 18 миллионов рублей на Единую архитектурно-художественную концепцию благоустройства зданий, в которую вошла и разработка туристического бренда. Горожанам он очень не понравился: логотип не отражает положительных черт города, его потенциал, а также в принципе не имеет ничего общего с архитектурой города. Конкурс на логотип власти города объявили по новой, теперь в тесном сотрудничестве с представителями общественности.

Логотип Самары

Логотип Самары

Нынешний вариант крымского логотипа стал уже третьим, все были представлены уже в 21 веке. В советские годы в создании маркетингового образа региона не было необходимости – на полуостров и так приезжало по 10 миллионов человек, а в стране не было рыночной экономики, чтобы регионы можно было «продавать».

Логотип Крыма (2001-2011)

Логотип Крыма (2001-2011)

Логотип, действующий с 2001 по 2011 год.

Туристический логотипа Крыма (2011-2016)

Туристический логотипа Крыма (2011-2016)

В 2011 году в ходе открытого конкурса был представлен бренд региона со слоганом «Крым – жемчужина мира». Стоил он 150 тысяч гривен или 519 тысяч рублей по курсу 2011 года.

Логотип Крыма, предложенный в 2015 году студией Лебедева. Фото: artlebedev.ru

Логотип Крыма, предложенный в 2015 году студией Лебедева. Фото: artlebedev.ru

Кстати, студия Артемия Лебедева тоже предлагала свой вариант логотипа, который не прошел конкурсный отбор.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Так все же, какова приемлемая цена для туристического бренда региона? Спрашиваем у эксперта в сфере госзакупок Алексея Тюменцева.

- Мировые рекламные агентства могут брать и больше миллиона, вопрос в том, оправданна ли эта сумма для бюджета или нет. Потому что один и тот же логотип подрядчики разного уровня могут изготовить за разные деньги.

Если вы найдете просто дизайнера, который дома сидит, дома подрабатывает, он может сделать логотип и за 50 тысяч рублей, а если обратитесь к топам, то может и миллиона мало будет.

Разброс цен качество не характеризует - это больше плата за репутацию и, конечно, наполнение. Потому что к логотипу, как правило, идет фирменный стиль, правила, брендбук. Здесь, соответственно, может и миллиона будет мало, чтобы это все разработать, - рассказал «Комсомолке» эксперт.