Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Умные вещи24 апреля 2017 20:23

Несколько слов в защиту «бла-бла-бла…»

Эпоха социальных сетей повлияла на большой и малый бизнес куда серьезнее, чем телеграф на плантатора с забитыми рабами
Cоциальные сети – это пространство не массовой, а персональной коммуникации

Cоциальные сети – это пространство не массовой, а персональной коммуникации

Фото: EAST NEWS

Для большинства людей, напрямую не связанных с рекламой, пиаром или журналистикой, коммуникационные технологии характеризуются тремя словами. А строго говоря, даже одним словом, повторенным три раза: бла-бла-бла! Ну, там кто-то что-то кому-то говорит, и какое это имеет отношение к настоящим серьезным делам? Но слово имеет порой, ох, какое значение… Как говорила руководитель драмкружка в норильской школе №14 Лидия Александровна, не важно, какие штаны, важно, что в штанах.

Влияют ли коммуникации на так называемый «реальный сектор экономики», и если да, то как? Я отвечаю однозначно: «Да». Попробую убедить в этом тех, кто еще по какой-то причине не избавился от кнопочной Nokia и узнает новости из пластмассового приемника, подключенного к городской радиотрансляционной сети.

Перенесемся на 250 лет назад, на жаркие табачные плантации Луизианы, где чернокожие предки тех, кого сейчас принято называть афроамериканцами, работали, «потому что солнце еще высоко». Как злой надсмотрщик мог сообщить капиталисту-угнетателю, что он запорол до смерти пару работников и нужно прислать пару свежих? Он посылал гонца с письмом. Туда день, обратно день. А солнце еще высоко…

Появление телеграфа, а потом телефона сократило коммуникацию и совершило первую информационную революцию. Про проблемы с трудовыми ресурсами сообщать стало проще. Многие процессы стали контролироваться лучше. Это, безусловно, сказалось на рентабельности бизнеса. Спустя столетия, когда появятся электронная почта и интернет - таким, каким мы его знаем сейчас, мир больших денег по-настоящему прочувствует влияние Слова на Дело. Именно тогда Билл Гейтс напишет свою эпохальную книгу «Бизнес со скоростью мысли». Спустя 18 лет она почти не утратила актуальности.

Эпоха социальных сетей повлияла на большой и малый бизнес куда серьезнее, чем телеграф на плантатора с забитыми рабами. Бренды (в значении корпорации) оказались в ситуации, когда их бренды (в значении торговые марки) им на самом-то деле не принадлежат. Они принадлежат сотрудникам, которые бесконечно что-то постят с рабочих мест, сколько бы ты не запрещал социальные сети в офисе или на заводе. Они принадлежат потребителям, которые высказывают свои позитивные, а чаще негативные отзывы. Мы ведь ни за что не напишем: «Как же хорошо работает «Билайн» (ну, если, конечно, это не сарказм), но с радостью запостим претензию, даже если связь за весь день сбоила лишь на 10 секунд.

Как бы это парадоксально ни звучало, но социальные сети – это пространство не массовой, а персональной коммуникации. Это не новый телевизор, который окормляет своими темами и смыслами всех прильнувших к экранам на четырех орбитах в 11 часовых поясах. Это много-много-много как бы частных разговорчиков – ручейков, которые, даже слившись в единую реку, не перестают быть самостоятельными и самодостаточными.

Есть совершенно поразительный факт, узнав о котором, я навсегда изменил свое отношение к массовым коммуникациям. Оказывается, если про вас регулярно пишут хотя бы 100 человек в Facebook, у каждого из которых есть хотя бы по 100 френдов, то с точки зрения охвата это сопоставимо с группой в 1 млн подписчиков. Математика простая, в миллионной группе активность не превышает 1%, а это ровно те же 10 тыс. человек, или 100 человек Х 100 френдов.

Многие довольно серьезные руководители до сих пор, в 2017 году, всерьез считают, что игнорирование социальных сетей может привести к решению проблемы. Я всегда сравниваю их с детьми, которые накрываются одеялом с головой, чтобы в темном углу комнаты исчезли монстры. «Я в домике…», - как бы убеждают сами себя эти взрослые мужчины и женщины в строгих темно-синих костюмах. Социальным сетям, к сожалению или к счастью, совершенно все равно - игнорируете вы их или нет. Синее море волнуется вне зависимости от того, закинул туда старик свой невод или еще рефлексирует по поводу поведения своей гневающейся старухи.

Искренность – это валюта социальных сетей. И сегодня у нас, говоря языком экономистов, чудовищный дефицит этой ликвидности. Мы сорили ею, мы ее не ценили. Мы думали, что интернет большой, тут можно врать и никто ничего не заметит. Но нет, это не так. Искренность ожидаемо обесценилась. И с каждым днем все сложнее кого в чем-то убедить, даже переходя на крик или шантаж. Поверьте, и мне с каждым днем все чаще и чаще хочется спрятаться с головой под то самое одеяло из предыдущего абзаца этой колонки, под которым уже и так тяжело дышат взрослые мужчины и женщины в строгих темно-синих костюмах.

Мне, наверное, следует сейчас перейти к каким-то рецептам или хотя бы лучшим практикам. Но их не будет. Еще Лев Николаевич Толстой нам объяснил, что «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему…». К сожалению, всем придется искать свой путь, учась на своих ошибках и наступать на грабли, предательски разбросанные на каждом углу.

Единственное, в чем точно возможно обобщение, - так это в том, что нам всем следует осознать, что коммуникация на сегодняшний день – это дело общее. Нравится нам или не нравится, но мы должны вовлечь в формирование репутации нашего бренда всех сотрудников и клиентов. Либо не удивляться и не обижаться, что ни на что повлиять не можем. Впрочем, под одеялом еще осталось немного места.