Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Звезды25 мая 2017 14:33

Страна должна гордиться такими художниками, а не делать их жизнь невыносимой

Кинообозреватель «КП» и куратор кинопрограммы «Гоголь-центра» о скандале вокруг Кирилла Серебренникова
Во вторник 23 мая у здания "Гоголь-Центра" собрались желающие поддержать театр и его режиссера.

Во вторник 23 мая у здания "Гоголь-Центра" собрались желающие поддержать театр и его режиссера.

Фото: Евгения ГУСЕВА

Могу только порадоваться за тех, кто за считанные часы начал блистательно разбираться в театральном менеджменте и имеет достоверную информацию о тех огромных финансовых потоках, которые проходят через эту, видимо, одну из важнейших сфер российской экономики. Я не могу похвастаться таким знанием, поэтому все, что будет ниже - «лирика», на которую серьезные дяди и тети с твердым знанием любого предмета и отсутствием каких бы то ни было сомнений по любому поводу, не могут отнестись иначе, чем с усмешкой.Зато я немного видел этот мир изнутри, поскольку на протяжении нескольких лет показывал кино в Гоголь-центре. И хорошо знаю, например, тех, кого, как страшных преступников, отобрав средства связи, заперли в зале сотрудники ОМОНа, и кто сразу же после освобождения играли спектакль «Мертвые души». «Если нам не дадут играть в театре, мы будем играть на улице», - писали мне артисты, выращенные Кириллом Серебренниковым, знакомством с которыми и с которым я гордился и горжусь.

Режиссер Кирилл Серебренников.

Режиссер Кирилл Серебренников.

Фото: Иван ВИСЛОВ

По поводу сути конфликта, я, как человек, не очень разбирающийся в предмете, к тому же находящийся вдали от Москвы, дам слово своей коллеге по «Гоголь-центру», также курирующей одну из программ, одному из лучших российских театральных критиков, программному директору Венского фестиваля Марине Давыдовой, поскольку предпочитаю слушать экспертов, а не праздно шатающихся. На своей странице в Фейсбуке Давыдова так написала о деле «Седьмой студии»: «Насколько это дело сфабриковано, насколько виноват или не виноват задержанный Юрий Итин (экс-директор «Седьмой студии») – отдельный вопрос. К Гоголь-центру это не имеет никакого отношения. Вот представьте себе, что некий очень известный хореограф (назовем его условно Серебренников) работал главным хореографом в Мариинке. А потом стал работать главным хореографом в Большом. У следственных органов, прочитавших донос человека, которого мы условно назовем Павел Карташов, возникли претензии к финансовому руководству Мариинки. Ок, бывает. Пусть себе разбираются. Но следственные органы заодно приперлись и в Большой театр! Перевернули там все вверх дном, вломились в кабинет директора Большого, не имеющего ни малейшего отношения к делу, отобрали телефоны у артистов, статистов и бутафоров Большого, бегали весь день по театру в масках, устрашая всех проходящих мимо. Невероятная картина, не правда ли?»

Пришедшие поддержать коллектив "Гоголь-Центра" и режиссера Серебренникова у здания театра.

Пришедшие поддержать коллектив "Гоголь-Центра" и режиссера Серебренникова у здания театра.

Фото: Евгения ГУСЕВА

Относительно «финансовой части», не обладая никакими точными данными, могу сказать следующее: ни один нормальный человек - причем не только у нас, но и в Европе, и в Америке - не будет заниматься театром с целью наживы и обогащения. Если это не бродвейские мюзиклы, то о каких бы то ни было «нормальных деньгах» в театре можно и не мечтать. Я знаю, сколько получают артисты в Гоголь-центре (и не только там), и эту сумму смешно и унизительно называть. И нет, руководство театра не жирует за их счет. «Гоголь-центр» получает минимальную сумму государственных субсидий по сравнению с другими театрами (годовой суммы не хватит на постановку одного спектакля) и вынужден окупаться сам - за счет продажи билетов (чего в российской театральной практике практически не существует). Недавно несколько крупных фигур российского кинобизнеса попросили меня помочь им купить билеты на спектакли, идущие в «Гоголь-центре» уже не первый год (в том числе на те же «Мертвые души»). Я ничем не мог им помочь: билетов физически не было. Как не было и «брони»: этот театр выживает за счет своих зрителей!

Тем, кто по наивности перепутал Кирилла Серебренникова с олигархами сообщаю: у него нет яхты, особняка, загородного дома. И даже коллекции дорогих часов, представьте себе, тоже нет: он их просто не носит, а носит он модные кожаные браслеты. В прошлом году на Каннском фестивале, где он с успехом представлял нашу страну с фильмом «Ученик», спонсоры преподнесли ему в подарок дорогие часы. Кирилл немедленно передарил их своему артисту, который их тоже не носит. Это трудно понять, но все-таки попытайтесь: это немного другие люди. Не святые, не ангелы, просто другие. Большинство из нас не стало бы, да и не смогло бы жить так, как живут они.

На четвертом дне рождения «Гоголь-центра» актриса Алла Демидова, играющая в театре спектакль по Анне Ахматовой, сравнивала «Гоголь-центр» с Таганкой. «Но только атмосфера здесь лучше!» - сказала она. Народной артистке есть с кем сравнивать, но сравнивает Серебренникова с Любимовым не только она. Можно говорить что угодно, но там, где царит коррупция не будет хорошей атмосферы. Я же предупреждал, что будет лирика.

Демократической же общественности, столь же оголтело упрекающей Серебренникова в сотрудничестве с властью, могу сообщить следующее. Тоже в формате лирики. Вот есть у человека призвание. И невероятное, нечеловеческое желание работать. Прикажете ему ставить спектакли в подвале, отказавшись от предложения возглавить театр? Спиться? Уехать?

Та же Марина Давыдова хорошо писала и говорила о том, что режиссеров, которые могут делать современный авангардный театр на большой сцене, для самой широкой публики, может быть, всего человек пять в мире. Один из них - наш, Серебренников. Несколько лет, которые он возглавляет театр, до его прихода считавшийся в Москве гиблым местом, перевернули жизнь театральной Москвы. Никто не думал, что такое возможно сделать - тем более, за такое короткое время. Я тоже не понимаю как можно столько работать, совмещая руководство театром и постановки на его сцене со съемками кино (в день, когда в театр пришел ОМОН, там продолжались пробы актеров для нового фильма Серебренникова о Викторе Цое), работой в других театрах (только что состоялась премьера в Национальном Латвийском театре), постановкой опер (на днях в «Геликон-опере» выпускают «Чаадского» в его постановке, в октябре в Штуттгартской опере - «Гензель и Гретель», видеоматериал к которой Серебренников снимал в африканской Руанде) и даже работой в балете (после успеха «Героя нашего времени» в Большом театре ему поручили спектакль «Нуреев»)!

В феврале в берлинской «Комише опер» сорвал аплодисменты его «Севильский цирюльник», после чего режиссера стали наперебой приглашать лучшие оперные театры мира. Но, как настоящий, а не записной патриот Серебренников упорно продолжает работать в России, где у него театр и ученики, за которые он несет ответственность. По большому счету, если разрешить себе немного пафоса, страна должна бы гордиться такими художниками, как он, а не стараться делать их жизнь невыносимой. Потом будет стыдно - тем, у кого еще осталось чувство стыда.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Изображая жертву*

Егор Холмогоров

Вторые сутки волнуется море креативных и рукопожатных театральных деятелей. Ах, в Гоголь-центр приехал ревизор. Его директор Кирилл Серебренников, некогда вознесенный на высоту главного прогрессивного театрального режиссера Москвы, теперь может быть заподозрен в хищении государственных миллионов. Казалось бы - чего проще, бери деньги и неси «ультра-современную» гей-, би-, транс- и квир-культуру в массы, показывай задницы, воспевай "пуссирайот", и скоро в каждом провинциальном городке вместо одного трансгендера будут целых два. Но нет, деньги, по всей видимости, были незамысловато украдены (подробности).