Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Звезды9 декабря 2017 21:16

«Нелюбовь» вознаградили двумя Евро-Оскарами

В Берлине состоялась 30-я церемония вручения Европейских Кинонаград
Триумфатором «Евро-Оскара» стал главный каннский лауреат этого года, «Квадрат» Рубена Эстлунда.

Триумфатором «Евро-Оскара» стал главный каннский лауреат этого года, «Квадрат» Рубена Эстлунда.

Фото: кадр из фильма

Церемония оказалась очень успешной для гордой российской кинематографии. Гуру авторского кино Александр Сокуров был удостоен приза Европейской киноакадемии за творческий вклад под стоячую овацию коллег-кинематографистов со всего континента. «Нелюбовь» Андрея Звягинцева завоевала Евро-Оскары за лучшую музыку (Евгений и Саша Гальперины) и лучшую операторскую работу (Михаил Кричман). Но триумфатором «Евро-Оскара» стал главный каннский лауреат этого года, «Квадрат» Рубена Эстлунда: кроме награды за лучший европейский фильм, ему также достались статуэтки не только за лучшие режиссуру, сценарий, мужскую роль (Клаус Банг), работу художника. Этот же фильм был назван лучшей европейской комедией. Венгерка Александра Борбели неожиданно признана лучшей актрисой за работу в фильме «О теле и душе» Илдико Энеди, победившем в этом году на Берлинале. Европейским открытием-2017 стала «Леди Макбет» Уильяма Олдройда.

ИСТОРИЯ «ЕВРО-ОСКАРА»

Европейский брат «Оскара» вручается с 1988 года. Именно в этом году в Берлине была основана Европейская Киноакадемия, озабоченная пропагандой кинематографа Старого света и объединяющая ныне около 2300 кинематографистов со всего континента. Они-то и голосуют за главный континентальный киноприз. Первым президентом Академии был Ингмар Бергман, с 1996 года его место занимает Вим Вендерс. Ежегодно Киноакадемия вручает свои призы по всем основным кинематографическим номинациям. Сначала приз именовался «Феликсом» - в честь каннского кафе, в котором Вендерсу сотоварищи пришла в голову счастливая мысль создать европейский аналог «Оскара». Но название «Феликс» продержалось недолго. Скоро награда стала именоваться Призом Европейской Киноакадемии, а в просторечии - Евро-Оскаром. Ее лауреатами в главной номинации «за лучший европейский фильм» становились в разные годы такие картины, как «Короткий фильм об убийстве» Кшиштофа Кесьлевского и «Жизнь прекрасна» Роберто Бениньи, «Рассекая волны» и «Танцующая в темноте» Ларса фон Триера, «Амели» Жан-Пьера Жёне, «Головой о стену» Фатиха Акина и «Гоморра» Маттео Гарроне, «Поговори с ней» и «Всё о моей матери» Педро Альмодовара, «Белая лента» и «Скрытое» Михаэля Ханеке…. Награды вручаются каждый второй год в штаб-квартире Европейской Киноакадемии — Берлине.

НАШИ НА «ЕВРО-ОСКАРАХ»

Самый большой урожай европейских призов наши кинематографисты собирали во времена перестройки. В 1989 году сценаристка Мария Хмелик удостоилась награды за «Маленькую Веру». В 1990-м лауреатом в номинации «лучшая мужская роль» стал Дмитрий Певцов за работу в эпопеи Глеба Панфилова «Мать», а «европейским сценаристом года» - Виталий Каневский за литературную основу своей знаменитой картины «Замри, умри, воскресни». Каневский был назван и «европейским открытием года», а тогдашний Союз кинематографистов получил коллективный почетный приз за деятельность, осуждаемую нынешним его руководством. В 1993 году награда, тогда еще именуемая «Феликсом», нашла своего героя в лице Никиты Михалкова. Он был отмечен за фильм «Урга». В 1996 году за сценарий «Кавказского пленника» вознаградили Сергея Бодрова с соавторами, а в 2003 году «открытием года» было названо «Возвращение» Андрея Звягинцева.

Интересно, что чаще всего Россию на «Евро-Оскарах» представляли кинооператоры. Номинации получали оператор Сергей Трофимов за «Монгола» Сергея Бодрова, Михаил Кричман за «Изгнание» Андрея Звягинцева, Максим Дроздов и Алишер Хамидходжаев за «Бумажного солдата» Алексея Германа-младшего, Павел Костомаров за «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского.