Москва. Участники Всероссийской акции Велопарад-2016 на Садовом кольце.
Фото: Михаил ФРОЛОВ
Андреассен:
- Здравствуйте! Сегодня хочется предложить вам прогуляться по Москве, по ее кольцам. И будем выяснять, почему Москва такая круглая. А выяснять это будем с экскурсоводом Викторией Шиногиной.
Шиногина:
- Добрый день!
Андреассен:
- Когда Кремль только обосновывался, он был треугольной формы. Каким образом Москва приобретает свои кольцеобразные формы?
Шиногина:
- Первые поселения появляются возле Кремля. Так возникает первое кольцо – китайгородское. Есть несколько версий, почему эта часть города получила такое название. Мне нравится то, которое я узнала в детстве.
Андреассен:
- Обычно отвечают, что китайцы где-то тут ошивались.
Шиногина:
- Нет, что вы! В 12-м веке о китайцах в Москве не слышали. И у Наталии Кончаловской в книге «Наша древняя столица» написано: так когда-то назывался плетень, который находился на рву Красной Площади.
Андреассен:
- Кита?
Шиногина:
- Да. Самая настоящая кита. Такой был плетень. Протяженность Китай-города была 2 тысячи 586 метров. А ширина - 6 метров.
Китай-город - первое кольцо Москвы.
Фото: Наталия АНДРЕАССЕН
Андреассен:
- Потом возникает следующее кольцо.
Шиногина:
- Да - знаменитое кольцо Белого города. Это то, что мы сегодня с вами называем Бульварное кольцо столицы, протяженностью 9 с половиной километров. И в Москве до сегодняшнего дня сохранилась легенда о строителе Белого города Федоре Савельевиче Коне. «Ни в церемоньях в Дворцовой палате - в бедной избе проживал на Арбате Федор-строитель по прозвищу Конь». Легенда вот какая.
Конь начал свою «карьеру» строителя в 1553 году, когда возводил дом в Москве одному немцу, сумевшему пробраться в Москву и даже стать опричником. И вот хозяину не понравилась резьба на воротах, и он ударил Коня палкой. Федор не стерпел обиды и жестоко избил опричника. Он и придушил бы его, но к немцу поспешили на помощь стрельцы. Спасаясь от наказания, Федор бежал за границу, где прожил 6 лет. Побывал во Франции, Бельгии - учился строить. А в 1559 г. вернулся на родину и подал челобитную царю Ивану Грозному. Царь написал: «Мастеру Федору сыну Савельеву-Коню на Руси жить дозволить, а за побег в чужие земли - бить батогами 50 раз».
А затем, при Борисе Годунове, начинается строительство Белого города. Увы, от Белого города ничего не осталось. В конце 18-го века белый камень использовали при строительстве московских домов. Вот по центру гуляешь, смотришь: и там, и тут - цокольный этаж. Это все белый камень, который взяли из стены Белого города.
Но сохранились названия московских площадей. Так когда-то назывались проездные ворота Белого города: Арбатские, Покровские, Петровские, Яузские. «Федор Конь рукой умелой опоясал город Белый. От того зовется Белой государева земля, что живут в ее пределах слуги царского Кремля».
На Покровке не ищите Покровских ворот. От ворот Белого города осталось только название.
Фото: Михаил ФРОЛОВ
А за стеной Белого города находился Черный город. Вообще, у него несколько названий. Есть название Черный, есть - Скородом. 16 с половиной километров. Назвали так потому, что он был очень быстро построен. А еще это земляные валы.
Андреассен:
- То есть, нынешнее Садовое кольцо?
Шиногина:
- Да. В отличие от Белого города, где были каменные стены, здесь были земляные валы. Такие земляные валы еще можно сегодня увидеть в Переславле-Залесском, в Ростове Великом, в старых русских городах.
Андреассен:
- Это последнее кольцо? Или что-то еще?
Шиногина:
- На юго-западе столицы на подступах к Москве находилось несколько монастырей. И это была защитная стена, защитная часть укреплений нашего города. Посмотрите. Новоспасский монастырь, Крутицкое подворье, потом будет Новосимонов монастырь. Они именно на юго-западе столицы. Специально как заградительная часть строились.
А еще до революции была построена знаменитая Московская окружная дорога, потому что город задыхался, в нем на тот момент было около 60 тысяч извозчиков. Это было очень тяжело для Москвы. И было принято решение построить Московскую окружную дорогу. Она не только перевозила грузы, но и пассажиров. Правда, потом стоимость поднялась и ею перестали пользоваться. Однако в 60-е годы прошлого века к этому вопросу вернулись. И тот, кто из вас часто бывает на станции метро «Ленинский проспект», наверное, обратили внимание, что есть там такие ступеньки, как бы переход. Мы им пока не пользуемся. А сделали его как раз к одной из станций на Московской окружной дороге. Которой скоро начнем пользоваться.
Суды по названию улицы - Земляной вал - легко понять: что тут были валы. А вот о том, что тут был Черный город, и не догадаешься.
Фото: Наталия АНДРЕАССЕН
Андреассен:
- Кроме того, что это будет полезно, мы сможем что-то интересное с этой дороги увидеть?
Шиногина:
- Да - несколько павильонов дореволюционных. Некоторые из них были построены по проекту Вячеслава Олтаржевского (русский и советский архитектор, крупнейший специалист по высотному строительству. - Ред.).
Андреассен:
- Это тот человек, который делал один из проектов ВДНХ...
Шиногина:
- Главные первые проекты - это работы именно Олтаржевского. Он целый год учился в Вене у Отто Вагнера. И тогда он, наверное, увидел те первые павильоны, которые были построены в Вене. И привез идею и воплотил у нас.
Андреассен:
- Какой-то смысл в московских кольцах?
Шиногина:
- В одном источнике я прочитала, что они волшебные (смеется), что это защита города. Если серьезно, я никогда не задумывалась на эту тему. Мне кажется, что это очень удобная система для города.
Андреассен:
- А так хотелось немного волшебства!
Один из старинных особняков на Покровке, который еще, возможно, помнит Белый город. Тут живут потомки писателя Телешова, в доме которого до революции устраивались музыкальные вечера.
Фото: Наталия АНДРЕАССЕН
Шиногина:
- Читайте книгу Натальи Кончаловской. «Мой друг, кто бы ты ни был! Ленинградец или москвич, или из Мурманска ты прибыл. Или с Волги костромич. Может, вырос ты в станице, любишь Дона берега. Но Москва тебе, столица, бесконечно дорога! Узнаешь про этот город с самых первых детских дней. Древний Кремль тебе так дорог, сердце Родины твоей!». И так далее. Читайте, узнавайте. И, может быть, в этой книге вы найдете ответ на тот вопрос, который вы мне задали по поводу колец.
Андреассен:
- Там много ответов на самые разные вопросы. И не забудьте выбрать на выходных экскурсию по душе, чтоб отправиться изучать Москву!