САНКТ-ПЕТЕРБУРГ-МУРМАНСК:
АРКТИЧЕСКАЯ
ЖЕЛЕЗНАЯ
ДОРОГА


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ-МУРМАНСК:
АРКТИЧЕСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

~ Мурманской железной дороге 100 лет. ~
«Комсомолка» посмотрела, как спустя век живет знаменитый путь на Север.
Мурманскую железную дорогу (сейчас официальное название этого участка - Мурманское территориальное управление Октябрьской железной дороги) возводили в спешке: почти тысяча верст за полтора года. Скорость и экономию на качестве оправдывала война. Россия была истощена Первой мировой, а рельсы на Север, к незамерзающему заливу, давали возможность получать военную помощь напрямую от союзников. Построенная, чтобы спасти страну во время Первой мировой, дорога стала для нее спасением и в следующей войне. Незамерзающий порт, с ведущими от него рельсами, во время Великой Отечественной стал конечным пунктом программы ленд-лиза.
Как спустя годы живет Мурманский регион Октябрьской дороги, узнали корреспонденты «КП», отправившись из Петербурга навстречу Арктике.
1
~ДОРОГА НА СЕВЕР~
1
~ДОРОГА НА СЕВЕР~
Туристический сезон закрыт, а поезд «Арктика», который держит путь в Мурманск, по-прежнему полон. На верхней полке плацкарта - инженер из Тюмени. В Карелии он собирается строить газопровод. На нижней полке - командир парусника «Седов» Виктор Николин. Дома он не был полтора года. Впереди у капитана четыре месяца заслуженного отпуска.
- Места в купе, когда покупал билет, уже закончились, - объясняет он. - А самолетом? - уточнил корреспондент «Комсомолки».
- Тогда с багажом придется мучиться. Да мне потом от аэропорта все равно на поезде придется ехать. Все в порядке. Плацкарт так плацкарт. Я не первый раз так еду. Помню, как только появился этот поезд, вагонов купе было много, и люди, наоборот, жаловались, что плацкарты не хватает.
Современная жизнь в плацкарте не сильно отличается от советских традиций: все те же задушевные разговоры с попутчиками, чай от проводника, мелькающие за окном деревья. Сменился только интерьер. Вагоны теперь новые, с кондиционерами, туалеты в них современные, в тамбурах не курят.
В Петрозаводске, где в царские времена южное начало брала Мурманская железная дорога, инженер из Тюмени вышел. Капитан остался. Ему дальше на Север - в Полярные Зори.
Поезд «Арктика»
номер поезда 15/16
Москва - Мурманск
маршрут
2091 километр
длина маршрута

35 ч. 56 мин.
время в пути
Поезд «Арктика»
номер поезда 15/16
Москва - Мурманск
маршрут
2091 километр
длина маршрута

35 ч. 56 мин.
время в пути
2
~ РЕЛЬСЫ РАНЬШЕ ГОРОДА ~
2
~ РЕЛЬСЫ РАНЬШЕ ГОРОДА ~
Когда путейцы начинали строить Мурманскую железную дорогу, никакого Мурманска еще было. На месте города стоял геодезический знак-репер, водруженный в марте 1915 года экспедицией Валериана Ляхницкого.
Город на берегу Кольского залива Николаю Второму был нужен ради порта и дороги. В разгар Первой мировой войны Балтика и Черное море перестали быть тихой гаванью. Архангельск зимой замерзал. Кольский же залив благодаря Гольфстриму мог принимать корабли даже при минус тридцати. Первым грузом, который прибыл в залив, стали рельсы из Нью-Йорка.
В июне 1915-го американские рельсы начали класть на участке от залива до Кандалакши. Осенью и зимой, на которую пришлась основная часть работ, на улице стояли морозы до минус тридцати. Вдобавок полярная ночь: вместо фонарей, которые гасли от снежных бурь, рабочие пользовались факелами.
Им навстречу тянули рельсы со стороны Петрозаводска. Эту часть работ удалось в цвете запечатлеть знаменитому фотографу Сергею Прокудину-Горскому во время путешествия на Соловки.
Осенью 1916 года (3 ноября по старому стилю, 16 ноября по новому. - Прим. автора) Мурманскую дорогу полностью открыли.
- история -
Невероятная скорость, с которой была построена новая железная дорога, тяжелые природные условия, сложности в доставке материалов для строительства - все это не могло не сказаться на качестве построенного пути. К моменту открытия он был положен, по сути, по временной схеме. По сравнению с проектом выполнить оставалось около сорока процентов работ. На многих участках было необходимо укрепить железнодорожное полотно, привести профиль пути к магистральному типу, заменить временные деревянные мосты металлическими и железобетонными, на станциях организовать мастерские.
В результате пропускная способность дороги составляла всего 60-90 вагонов в сутки, а скорость движения поездов не превышала 12 верст в час (примерно 12,8 км/ч). По современным меркам путь считался бы аварийным, и пропуск поездов по нему был бы просто-напросто запрещен. Однако в условиях Первой мировой войны дорога имела для России стратегическое значение, и военные грузы, прибывающие в порт, начали отправляться по Мурманской железной дороге несмотря на все недоделки.
Забегая вперед, отметим, что сразу после революции и интервенции Мурманская железная дорога в кратчайшие сроки была восстановлена, и со временем стала одним из наиболее, как говорят профессионалы, грузонапряженных участков, оснащенных самой современной техникой.
- история -
Невероятная скорость, с которой была построена новая железная дорога, тяжелые природные условия, сложности в доставке материалов для строительства - все это не могло не сказаться на качестве построенного пути. К моменту открытия он был положен, по сути, по временной схеме. По сравнению с проектом выполнить оставалось около сорока процентов работ. На многих участках было необходимо укрепить железнодорожное полотно, привести профиль пути к магистральному типу, заменить временные деревянные мосты металлическими и железобетонными, на станциях организовать мастерские.
В результате пропускная способность дороги составляла всего 60-90 вагонов в сутки, а скорость движения поездов не превышала 12 верст в час (примерно 12,8 км/ч). По современным меркам путь считался бы аварийным, и пропуск поездов по нему был бы просто-напросто запрещен. Однако в условиях Первой мировой войны дорога имела для России стратегическое значение, и военные грузы, прибывающие в порт, начали отправляться по Мурманской железной дороге несмотря на все недоделки.
Забегая вперед, отметим, что сразу после революции и интервенции Мурманская железная дорога в кратчайшие сроки была восстановлена, и со временем стала одним из наиболее, как говорят профессионалы, грузонапряженных участков, оснащенных самой современной техникой.
3
~ САМОЕ КРУПНОЕ ДЕПО ЗА ПОЛЯРНЫМ КРУГОМ ~
3
~ САМОЕ КРУПНОЕ ДЕПО ЗА ПОЛЯРНЫМ КРУГОМ ~
Чем дальше на Север, тем ниже деревья за окном. Вроде те же березы, но в полтора, а то и в два раза меньше. Игрушечные размеры объясняются просто: солнечного света мало, поэтому деревья не успевают вытянуться за короткое северное лето.
На первую нынешнюю станцию Мурманского отделения железной дороги - Лоухи - поезд прибывает в четыре утра. Территориально это еще Карелия, а по железнодорожным законам уже нет.
В шесть утра в поезде начинают собираться те, кому выходить в Кандалакше, бережно хранящей местный колорит. Поселение, при Советах ставшее городом, основали не то в XV, не то в XVI веке.
- Вокзал здесь красивый, резной, - замечает уже проснувшийся капитан «Седова» Виктор Николин.
Резная избушка, словно из русских сказок, на станции сохранилась еще с тридцатых годов прошлого века. Первое локомотивное депо здесь построили в 1915-м. В нем собирали паровозы, прибывшие из Англии и США, чтобы в будущем пустить их к строящемуся порту на месте Мурманска. Своим ходом тягачи по России тогда еще не могли добраться - дорогу до Петрозаводска только строили.
Современное железнодорожное депо Кандалакши считается самым крупным за полярным кругом. Парк обслуживаемых локомотивов составляет свыше трехсот единиц. Среди них как тепловозы, так и электровозы. Электрифицированной железная дорога в Мурманске стала одной из первых в стране. Провода над путями протянули в 30-е годы прошлого века.
Сейчас электричества в Мурманской области столько, что энергетики не против поделиться ресурсами с финнами, шведами и норвежцами. Кольская АЭС располагается в получасе езды по железной дороге от Кандалакши, там - атомный поселок Полярные Зори. Именно там и вышел капитан «Седова». В отпуске он планирует поохотиться и встретиться с друзьями.
4
~ БЕЛЫЕ ПЕРЧАТКИ ~
4
~ БЕЛЫЕ ПЕРЧАТКИ ~
В Кандалакше поезд стоит всего четверть часа. За это время успевает смениться бригада в локомотиве. Пятнадцать минут немного, но машинистам хватает не только сдать-принять пост, но и привести рабочее место в порядок.
- Как примешь локомотив, так и поездка сложится, - рассказывает машинист-инструктор Валентин Боровских. - У некоторых машинистов есть такая привычка: они возят с собой специальные коврики, как чехол для кресла в машине. Есть те, кто приходит со своей губкой, тряпочкой и первым делом начинает протирать кабину. Я из последних, но чаще влажные салфетки приношу.
До сих пор на Севере в локомотивных депо работают железнодорожники, предпочитающие управлять составом в белых
перчатках. Не так давно на пенсию вышел самый элегантный машинист всего Кольского полуострова Сергей Жуков. В кабине он всегда ездил в белой рубашке и галстуке.
- Смотрелось выигрышно, элегантно, - улыбается Валентин Боровских.
Как правило, в кабину с собой машинисты захватывают магнитики. На них удобно вешать напоминания. Некоторые по старой памяти берут секундомер. Хотя аппаратура давно уже научилась не только считать секунды, но и работать с системой ГЛОНАСС и рассчитывать маршрут.
Передвигаются в северных депо на электровозах ЭП1 и новом «Ермаке». Раньше в парке был и ЭП1-М (модернизированный. - Прим. автора), но не прижился. Климат не тот.
- Для наших условий эти электровозы не очень подходят. Их можно использовать только летом, - рассказывает Валентин Боровских. - В них печки слабоваты: их тепла недостаточно и чтобы самому согреться, и чтобы оборудование обогреть.
5
~ ВОЗВРАЩЕНИЕ ПАРОВОЗА ~
5
~ ВОЗВРАЩЕНИЕ ПАРОВОЗА ~
Вокзал в Мурманске - первое, что увидел Фидель Кастро, прибыв в СССР. Его самолет сел в аэропорту Оленья. До города команданте добирался поездом.
- Мы встретили здесь температуру, к которой не привыкли в нашей стране: снаружи страшно холодно, но в сердцах ваших жарко, - на площади у вокзала приветствовал жителей Мурманска Фидель.
На дворе стоял апрель 1963 года. Встречать команданте вышло полгорода - сто тысяч из двухсот проживавших тогда в Мурманске. Цифру, которая потрясла команданте, Фидель Кастро даже упомянул в своей приветственной речи. Ее, правда, вырезали: тогда численность населения столицы Заполярья считалась тайной. Рассекретили радиограмму полного выступления команданте только три года назад.
К октябрю 2016 года вокзал, где встречали Фиделя Кастро, снаружи почти не изменился. На шпиле, который водружали с помощью вертолета, отреставрирована светящаяся красная звезда (особенно впечатляюще она сияет в темноте полярной ночи). Ремонт внутри еще идет, но уже близок к завершению. Табло меняют на современные, обновляют залы ожидания.
Из нового: к юбилею у вокзала на вечную стоянку водрузили паровоз Л-4386, который в далеких шестидесятых намотал тысячи километров по направлению Кандалакша - Алакуртти, а позже в законсервированном виде стоял в Великих Луках.
- Я, когда первый раз увидел его, чуть не расплакался, - вспоминает начальник локомотивного депо Мурманск Александр Кучин. - Паровоз с 53-го года под открытым небом находился - стоял на базе запаса рядом с Великими Луками. Оттуда его и пригнали. Нужно отдать должное нашим предкам, насколько они все с душой делали: паровоз своим ходом пришел сюда.
На то, чтобы добраться до Мурманска, у «Лебедянки» ушло почти две недели. А потом еще два месяца сотрудники депо приводили Л-4386 в порядок: красили, меняли прогнившее железо. В августе краны двух восстановительных поездов – из Мурманска и Кандалакши - помогли «Лебедянке» взобраться на постамент у вокзала. Рядом с паровозом-памятником установлены устройства тех лет - семафор и гидроколонка для заправки паровозов водой. А по вечерам у Л-4386 включаются прожекторы.
6
~ ГОРОД, В КОТОРОМ НЕ ПЬЮТ ~
6
~ ГОРОД, В КОТОРОМ НЕ ПЬЮТ ~
Мурманск растянулся на 20 километров вдоль Кольского залива. Девятиэтажные дома, словно небоскребы, возвышаются над горизонтом, облепив сопки. Если не нужно ехать в соседний район, местные жители предпочитают передвигаться по городу пешком. Туристов выдает склонность к заказу такси.
- Водку местную пробовали? - интересуется водитель.
- Нет. А что, хорошая?
- Тут любая водка плохая, похмелье будет тяжелое. Слишком близко к вершине шарика.
- И что, в Териберке тоже не пьют? Неправду показывают в «Левиафане»?
В Териберке тоже не пьют. Ни для того, чтобы забыться, ни для согрева. До полярной ночи еще где-то месяц, и плюс два на улице жители Мурманска считают отличной погодой. Ходят без шапок, шарфов и пуховиков. Шутят про короткое лето, которое в этом году опять выпало на рабочий день. Оленине, которую продают в ларьках на колесах саамы, предпочитают куру, говядину и свинину.
По российским меркам Мурманск язык не повернется назвать мегаполисом. В городе живет чуть более трехсот тысяч жителей. Но здесь, за Полярным кругом, меньше не только деревья. В ближайшем норвежском городе Киркенесе население и вовсе всего три с половиной тысячи человек. Причем половина - выходцы из Мурманска. Железной дороги там нет, и железнодорожного сообщения между нашими странами тоже.
Жители Мурманска считают, что это вполне оправданно. И экономически целесообразно. Если бы железная дорога вела на север Норвегии, часть грузов шла бы в обход Мурманского порта, а «зачем нам это нужно»?
В годы Великой Отечественной войны отсутствие железнодорожного сообщения, как ни странно, тоже сыграло положительную роль. У фашистских войск (Норвегия в годы войны была оккупирована Германией. - Прим. автора) не было возможности оперативно перебрасывать свои силы на Мурманском направлении.
Мурманск - город-герой. В годы войны порт принимал для фронта все то, что отправляли союзники по программам ленд-лиза. А дальше по железной дороге все это отправлялось на Большую землю. До сих пор в городе множество памятников Великой Отечественной с нетипичными для России надписями «Союзным войскам». Главный же монумент о тех временах - советскому воину, отстоявшему город. «Алеша» возвышается на одной из сопок.
- история -
Мурманский участок железной дороги – пожалуй, единственный в мире, где в условиях военных действий, под непрерывными бомбежками, использовались электровозы. Причем, с большим успехом! Здесь, на участке Мурманск-Кандалакша, еще с 30-х годов - впервые в Советской России – трудились электровозы ВЛ-19. В годы войны они продемонстрировали свою неуязвимость: паровоз выводился из строя парой пулевых пробоин в котле - давление падало, и двигаться становилось невозможным. А электровоз легко переживал десятки пулевых попаданий. Кроме того, вражеские летчики просто не могли обнаружить электровозы – в отличие от паровозов, они не демаскировали себя дымом из трубы.

В годы Великой Отечественной войны на рабочих местах погибло восемьдесят два мурманских железнодорожника. Вечная им память!
- история -
Мурманский участок железной дороги – пожалуй, единственный в мире, где в условиях военных действий, под непрерывными бомбежками, использовались электровозы. Причем, с большим успехом! Здесь, на участке Мурманск-Кандалакша, еще с 30-х годов - впервые в Советской России – трудились электровозы ВЛ-19. В годы войны они продемонстрировали свою неуязвимость: паровоз выводился из строя парой пулевых пробоин в котле - давление падало, и двигаться становилось невозможным. А электровоз легко переживал десятки пулевых попаданий. Кроме того, вражеские летчики просто не могли обнаружить электровозы – в отличие от паровозов, они не демаскировали себя дымом из трубы.

В годы Великой Отечественной войны на рабочих местах погибло восемьдесят два мурманских железнодорожника. Вечная им память!
52 станции
расположены на полигоне Мурманского территориального управления Октябрьской железной дороги.
1954 год
построен вокзал в Мурманске.
До 1 000 000 пассажиров
отправляется каждый год со всех станций, расположенных на полигоне Мурманского территориального управления железнодорожным транспортом.


52 станции
расположены на полигоне Мурманского территориального управления Октябрьской железной дороги.
1954 год
построен вокзал в Мурманске.
До 1 000 000 пассажиров
отправляется каждый год со всех станций, расположенных на полигоне Мурманского территориального управления железнодорожным транспортом.


7
~ УГОЛЬНЫЙ РЕКОРД ~
7
~ УГОЛЬНЫЙ РЕКОРД ~
От вокзала до порта - рукой подать. Вагоны с углем из Кузбасса тянутся по железнодорожному полотну. В сентябре в Мурманске поставили рекорд: портовые работники совместно с железнодорожными рабочими разгрузили за сутки 702 вагона. Это две минуты на один вагон.
- Такого никогда не было ни в истории порта, ни в истории Мурманского отделения Октябрьской железной дороги, - говорит заместитель начальника Октябрьской железной дороги по Мурманскому территориальному управлению Игорь Поликарпов. - Это было сделано не специально к юбилею, так сложилось. Всего вагонов разгрузили 1029, из них в порту угля - 702 при техническом плане 600 вагонов.
Рекордный уголь в гавани до сих пор кранами грузят на сухогрузы. По объемам переработки грузов порт занимает четвертое место в России.
100-летнюю годовщину города в этом году в Мурманске отмечали с размахом. Праздник встречали сразу два юбиляра: сам город и железная дорога. А вот порт отмечал столетие в прошлом году.
Кроме работы, железная дорога внесла вклад в отдых города. В ДК железнодорожников горожане ходят не только на концерты, но и делать свадебные фотографии. Здание отреставрировали три года назад. И теперь Дом культуры - один из самых роскошных зданий в городе.
Также в Мурманске работает поликлиника РЖД.
8
~ ДАЛЬШЕ НА СЕВЕР ~
Дальше от Мурманска пассажирские поезда не ходят. Хотя рельсы есть. За романтичным названием Ваенга, чье имя взяла себе в качестве псевдонима знаменитая певица, скрывается закрытый город Североморск. Туда идут военные грузы. Название конечной станции, Никель, указывает на залежи медно-никелевых руд и комбинат, построенный для их добычи и переработки.
А дальше на север - только воды и льды Северного ледовитого океана, белые медведи, ледоколы и караваны судов - русская Арктика.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Текст: Алексей Мавлиев

Фото: Александр Глуз, Илья Смирнов, портал "Открытый исследовательский проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Верстка: Светлана Соколова
Made on
Tilda