Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Общество20 января 2010 22:00

И это наша «Школа»?

Сериал Первого канала - что это? Циничная провокация? Произведение искусства? Портрет очередного «потерянного поколения»? Это мы хотели выяснить, пригласив в редакцию создателей телепродукта, исполнителей главных ролей, учителей и юристов [видео]
Источник:kp.ru

ПРОВОКАЦИЯ ПЕРВОГО?

Александр Милкус, редактор отдела образования «КП»:

- Существует прагматичная версия появления «Школы». Первый канал в какой-то момент понял, что переборщил с «диетическими» программами для домохозяек, что теряет молодежную аудиторию. Как ее вернуть? Нужна провокация, что-то шумное, скандальное, чтобы всколыхнуло в первую очередь тех, кому нет тридцати.

Провокация удалась. По оценкам социологов, основная аудитория «Школы» - люди в возрасте от 11 до 30 лет. Но не слишком ли жестоко таким образом аудиторию расширять?

Игорь Толстунов, директор продюсерской фирмы «Профит», продюсер сериала:

- Я расскажу историю возникновения проекта, она нехитрая. В мае 2008 года фильм, который продюсировала наша компания, показали в рамках программы «Особый взгляд» Каннского фестиваля. Он получил специальный приз жюри - «Золотую камеру».

Александр Милкус:

- Имеется в виду «Все умрут, а я останусь» Гай Германики?

Игорь Толстунов:

- Да. Для дебютанта это большой успех. Картина была приобретена Первым каналом для показа в конце 2008 года. В процессе этого приобретения, во время разговоров с Первым каналом, с Константином Эрнстом возникла идея: а почему бы не сделать аналогичную историю об этой же возрастной аудитории в формате сериала? Вот и все. Это был большой риск, мы не понимали, купит ли потом продукт Первый канал, покажет ли.

Андрей Курпатов, генеральный директор компании «Красный квадрат», продюсер сериала:

- Первый канал никогда не гнался за локальной аудиторией, это канал федеральный, и его интерес - в максимально широкой аудитории. Говорить, что Первому каналу понадобилась аудитория МТV и Муз ТВ, - смешно. Идеология канала в том, чтобы телевидение было более живым, настоящим, модным.

Сериал «Школа» обращен в первую очередь ко взрослым, рассказывает им о том, что происходит с их детьми, об их переживаниях, проблемах, которые нам кажутся элементарными, потому что мы все это пережили и забыли. А для молодого человека они настоящие. Это период, когда он входит в жизнь, еще не умея быть взрослым, но пытаясь быть им. Поэтому Первый канал решил показывать сериал.

«ДОЖИВЕМ ДО ПОНЕДЕЛЬНИКА» НА НОВЫЙ ЛАД

Александр Милкус:

- То есть проект был под Гай Германику. Что он будет снят в стилистике псевдодокументального кино. С прыгающей камерой, с нарочито блеклыми грязно-серыми или грязно-зелеными красками. Вот результат. Учительница объясняет урок. Камера на весь экран показывает только нижнюю часть ее лица. Эффект оптики - то, что в центре кадра, еще больше выпячивается. Перед глазами зрителя громадные неровные зубы, вымазанные вульгарной помадой губы. Такая картинка вызывает негативную реакцию, что бы в это время ни говорила учительница, как бы себя ни вела. Вы на подсознательном уровне закладываете негатив к педагогу. Намеренно вызываете раздражение. Зачем?! А говорите о благородных вещах...

Игорь Толстунов:

- Думаю, метод съемки раздражает значительную часть зрителей, поскольку это действительно непривычно для глаза. Но это стилистика современного кино! Это способ рассказа, понятный молодому зрителю. Поэтому ребят фильм раздражает в гораздо меньшей степени. Но, совершенно точно, стилистика не направлена на то, чтобы вызывать негативные реакции. Я могу назвать много современных фильмов, которые сняты в подобной стилистике.

Александр Милкус:

- Но их не показывают по Первому каналу в прайм-тайм.

Игорь Толстунов:

- По одной причине - это кино зарубежное, оно не собирает большого количества зрителей. Победитель Каннского фестиваля 2008 года - фильм «Класс». Это ровно «Все умрут, а я останусь», только действие происходит во французской школе.

Александр Милкус:

- Если бы сериал сняли с правильно выставленным светом, с плавно двигающейся камерой, реакция общества была бы иной?

Игорь Толстунов:

- Есть масса замечательных фильмов о школе, снятых в классической манере. Но если бы мы так снимали, это было бы другое кино, надо было бы писать другой сценарий, брать других исполнителей. Стилистика ко многому обязывает, но она не самоцель. Этот способ рассказа, по мнению режиссера, авторов, продюсеров и, как мы выяснили недавно, Первого канала, помогает наиболее адекватно, наиболее остро изложить нашу нынешнюю историю.

Я и не предполагал, что мы снимаем фильм о школе как о социальном институте, и вот мы сейчас вскроем его язвы, покажем пороки. Может, мы в нем и что-то доброе найдем?

Мы делали кино о молодых людях в переходном возрасте. Это тот же «Доживем до понедельника», только сегодня. О чем был тот фильм? Финал: «Счастье - это когда тебя понимают». Вот и герои «Школы» хотят, чтобы их понимали...

Андрей Курпатов:

- Проблема в том, что сериал называется «Школа». Людям показали анонс, в котором собрали все яркое, острое, провокационное, и написали: «Школа». Аудитория решила, что сейчас будут очернять школу. Но мы живем в другой стране. У нас телевидение не занимается поиском врагов народа.

Фильм мог бы выйти под другим названием. Создатели его искренне не понимают, чем могли обидеть учителей. В фильме существуют взрослые и юные взрослые, а не учителя и школьники.

У нас тут присутствует актер. Он исполняет в фильме роль Ильи Епифанова, играет Идиота, «князя Мышкина» Достоевского, только современного - со своей правдой, со своим представлением о том, как помогать людям.

ЛАЙТ-ВАРИАНТ

Александр Милкус:

- Наша читательница Елена пишет: «Согласна, что это реальность, которой пронизана жизнь современной школы. Но, по-моему, большого таланта и ума не требуется, чтобы показать всю низость происходящего. Ценность настоящего кино в том, чтобы помочь человеку подняться выше всей этой низости. Уверена в том, что большая часть наших нынешних школьников воспринимает показ как призыв к действию: делай, как я. Это пугает. Если новоиспеченный режиссер слишком погружен в такую атмосферу, ее нужно пожалеть».

Анна Шепелева, исполнительница роли Ольги Будиловой:

- У меня, когда я училась в школе, таких ситуаций, в которые попадает моя героиня, не было. Но они случались с теми, кто учился рядом. Школа - это место, где есть все - слезы, смех. Это такая мини-армия, которую нужно пройти.

Алексей Литвиненко, исполнитель роли Ильи Епифанова:

- Я родом из Омска, учился там. Мне в школе было хорошо, весело. А вот сейчас я думаю, что по отношению между подростками она больше напоминала тюрьму.

На самом деле наш сериал - это еще лайт-вариант современной школы. Есть ситуации и пожестче, и пострашнее. В школе, где я учился, один парень зарезал другого в туалете. Просто воткнул нож ему в бедро...

Игорь Толстунов:

- Стилистика фильма «под документ» работает на подсознательное восприятие зрителя до такой степени, что он через 10 - 15 минут забывает, что смотрит художественное произведение. Актер играет роль, которую поручили. Это выдуманная история, художественное произведение!

А ПОГОВОРИТЬ?

Александр Милкус:

- Тогда в чем, кроме стилистики, новизна «Школы»? То, что дети курят, говорят о сексе, подличают, дерутся? Что учителя врут, берут взятки, имеют любимчиков в классе... Кто этого не знает?

Анна Мехед, директор лицея № 1581, победитель конкурса «Учитель года России-2007»:

- Да, школа - это школа выживания. Она и обязана быть такой! Ребенок в школе проводит 11 очень знаковых лет. Каким он из нее выйдет, зависит от той школы, которую он пройдет. Вопрос: чему она его научит? Какой он опыт приобретет?

Александр Милкус:

- Ситуации, похожие на те, в которых оказываются герои сериала, даже полезны молодому организму?!

Анна Мехед:

- Не в этом дело! Они в любом случае будут какие-то ситуации проживать. Ребенок в школе приобретает социальный опыт. То, что происходит там, - это отражение происходящего в обществе.

Ситуация, которая была в той серии, которую я видела, могла быть в школе 93 - 95-х годов. Сейчас такого давно нет. Как бы ни ругали ЕГЭ, этот экзамен настолько повысил ответственность детишек! Сегодня мне один ученик, вздохнув, сказал: «Мне бы ваши проблемы...» Ему ЕГЭ надо прилично сдать и поступить в вуз. А фильм? Фильм, говорит, не для нас, а для вас - взрослых.

Виктор Панин, зам. председателя Общества защиты прав потребителей образовательных услуг:

- Сегодня в нашу приемную пожаловалась мама. Она рассказала о школьной игре - «Поцелуй себя в попу». Ученик, пробегая мимо другого, берет того за голову и сильно наклоняет вперед к ногам, чтобы тот согнулся и «увидел» свое заднее место. И при этом кричит: «Поцелуй себя в ...!» Ее ребенку таким образом потянули шейный позвонок. Так что, думаю, жизнь гораздо разнообразнее и страшнее фантазий сценаристов. Сериал попал в болевую точку - факт.

Вспомните фильм «Чучело» Ролана Быкова. Нас классами водили на его просмотр. А потом мы его обсуждали - и учителя говорили нам: ребята, вот так - плохо и так нельзя. Сейчас гремит «Школа». Она может стать поводом для учителей и родителей поговорить по душам со своими детьми. Где там положительный герой, где - антигерой? Но проблема в том, что прошло не так много времени, показали несколько серий. И пока одна чернуха на экране. Где любовь? Где идеалы?

Игорь Толстунов:

- Будет и про любовь! Будет!

Александр Милкус:

- Вы считаете, что такой фильм, как «Школа», может быть поводом для серьезного, вдумчивого разговора?

Анна Мехед:

- Поговорить-то можно. Вопрос в том, кто будет разговаривать...

Александр Милкус:

- Учителя.

Анна Мехед:

- Вы думаете, что учителя - такие, которые показаны в сериале, могут откровенно, задушевно проговорить со своим классом?!

Игорь Толстунов:

- Я не специалист в образовании, но догадываюсь, что школьная система - это маленькая зона. Нам было важно снимать в настоящей школе. Нужна была атмосфера, которую очень сложно в павильон перенести. Мы выбирали натуру. Я был поражен решеткам на окнах во всех школах, в которые мы приезжали!

Анна Мехед:

- Их поставили после теракта на Пушкинской в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. И охранники у входов появились после взрывов...

А ВИНОВАТЫ ВСЕ РАВНО ВЗРОСЛЫЕ!

Андрей Курпатов:

- В свое время я руководил Санкт-Петербургским психотерапевтическим центром. Мы оценивали результаты эксперимента по попытке ввести в школу сексуальное образование. Это были 1999 - 2000 года. Тогда выяснилось, что средний возраст вступления молодого человека в сексуальную жизнь - 14 лет 8 месяцев. Менее 20% мальчиков обсуждают темы сексуального характера со своими родителями. Они черпают эту информацию из Интернета, от товарищей по классу. Вовсе не от родителей. Им не с кем разговаривать откровенно!

Стилистика фильма акцентирует, что у подростков сейчас другой мир, другой язык, другая жизнь. Это иллюзия, что наши представления о жизни, о том, как должны строиться отношения, мы можем вменить нашим детям. Они все будут делать по-своему.

Павел Садков, редактор отдела телевидения «КП»:

- Проблема в том, что последнее двадцатилетие выработало некую породу учителей, которые занимаются исключительно очковтирательством. Им важно правильно отчитаться перед директором, директору - перед роно, роно - перед городским начальством. И это их заботит больше, чем судьбы, души учеников. Они должны провести определенное количество часов в школе, получить расчасовку за замены. Никому неинтересно, что происходит в классе на самом деле.

Есть, безусловно, хорошие учителя, преданные профессии. Их меньшинство. Наше учительское сообщество нездорово, заформализировано. Это я знаю по себе, потому что три года отработал в школе учителем.

Так что спасибо сериалу «Школа» хотя бы за то, что мы собрались здесь поговорить. Что такие или подобные разговоры сейчас ведутся в учительских, на педсоветах, в семьях. Если эти обсуждения перерастут в диалоги взрослых - пап и мам, учителей - со своими детьми, это уже шаг вперед!

КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР

Девятиклассник убил учителя за двойки

Ученик 9-го класса Миша Шапкин (фамилия изменена) знал, когда 55-летний математик Валерий Смеянов возвращается домой. Путь учителя лежал по мосту через реку. Там школьник его и догнал, дважды ударил монтировкой. Потом обшарил карманы, забрал две тысячи рублей и еще живого мужчину столкнул в реку.

Задержали подростка в общежитии. Да, сознался он тут же, убил. Педагог ставил двойки и вообще предвзято относился, не давал слушать на уроке музыку с мобильного телефона.

На самом деле двойки Мише ставил не один Смеянов. И поведение хромало у подростка не только на уроках математики. На допросе у парня допытывались: почему он выбрал именно этого учителя в качестве жертвы?

- Он был слабаком, - прозвучал ответ.

Олег СЛЕТОВ («КП» - Брянск»)

МНЕНИЯ ЧИТАТЕЛЕЙ

ЗА

Мы должны вместе думать и обсуждать, как воспитать наших детей. Как не пройти мимо детской беды, как помочь, а не спрятаться. Спасибо за правду! Побольше бы таких фильмов. Ведь это наша жизнь и наше будущее! Сколько можно молчать?

Людмила.

Такое кино было крайне необходимо. Нацпроекты подправили материальную сторону образования, при этом не затронув ни духовность, ни образованность в широком смысле слова, ни качество педагогического корпуса.

Татьяна.

Надо показывать честно то, что подобное происходит в школе. Узнать об этом нерадивый или просто занятый родитель не может (или не хочет). Поэтому важно, что есть такой сериал «Школа», который задел за живое, вскрыл неприятное и заставил задуматься, а может быть, и не только задуматься, но и принять какие-то конструктивные решения? Например, кто-нибудь ликвидирует непрофессионализм многих учителей, заставит уважать каждого ученика?..

Мария.

У меня тоже дочка-девятиклассница - 15 лет. Поэтому я понимаю, что этот фильм - очень горькая, но правда. В некоторых героях я узнаю манеры своей дочери, ее отношение к жизни. Помогите! Как все же вырастить из нее хорошего человека? С открытой душой и добрым сердцем. Страшно за нее и за будущее России!

Ксюша.

Я сам учусь в школе, поэтому знаю, что этот фильм - правда. И, кстати, посмотрев лишь одну серию, я увидел свое поведение со стороны, задумался над ним. Мне кажется, нормальный ребенок тоже задумается над своим поведением и поймет, что чувствуют (взрослые) люди, родители...

А если не нормальный, то это его проблемы...

Виталий.

ПРОТИВ

Пошлая экранизация сочинения на тему «Как я провела пубертатный период...». Смысл и сюжетная линия сериала только в том, чтобы как можно больше показать сигарет и пива в руках подростков, вульгарных и грубых выражений из их уст, неуважения и отвращения к школе, к одноклассникам, к стране в целом. Засекаю время, первая серия:

...5 мин. 17 сек. - драка школьников в коридоре - пропаганда насилия и жестокости;

6 мин. 40 сек. - обсуждение «футбола» Будиловой во время каникул в классе - пропаганда ранних половых связей;

6 мин. 9 сек. - смачное ковыряние в носу девятиклассницы на первой парте, видимо, не менее шедевральный образ отличницы - выражение неуважения к окружающим;

9 мин. 55 сек. - распитие шампанского в учительской - пропаганда алкоголя;

10 мин.30 сек. - общение девочек у киоска, покупка пива парнями - пропаганда алкоголя;

12 мин. 50 сек. - распитие пива, курение подростками на лестнице - пропаганда алкоголя и табакокурения.

Бывший школьник.

Мне уже 59 лет, и за это время я насмотрелся всего. Показывать минусы в жизни легче, чем рассказать, как делать правильно.

Время решать, как жить дальше, а не показывать дерьмо - о нем и так все знают. Так можно только подорвать стимул к положительным переменам и усугубить отрицательный процесс в обществе.

Олег.

Алексей ДУЭЛЬ