Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Общество22 сентября 2010 22:00

Экс-директор совхоза им. Ленина подает в суд на своего преемника

В центре еще одного судебного разбирательства рискует оказаться в скором времени руководитель одного из известных подмосковных хозяйств - совхоза им. Ленина - Павел Грудинин
Источник:kp.ru

Вслед за 16 бывшими работниками совхоза иск намерен подать экс-директор этого предприятия, занимавший свой пост больше 20 лет, Петр Рябцев. Примечательно, что именно он в 1995 году назвал Павла Грудинина своим преемником и фактически передал ему бразды правления. Петр Рябцев - из поколения тех советских руководителей, кого с легкой руки журналистов 90-х прозвали "красными директорами", намекая на коммунистическое прошлое и методы работы, которые они всеми силами якобы пытались протащить в новые социально-экономические реалии. Он пришел в подмосковный совхоз имени Ленина в 1958 году рядовым инженером. К середине семидесятых дослужился до директорского кресла. В котором и просидел вплоть до 1995 года. Может, просидел бы и дольше, но пошатнулось здоровье. Врачи констатировали инсульт и, несмотря на успешную реабилитацию, предложили выбор: либо резко изменить ритм жизни, либо... Петр Рябцев как всякий здравомыслящий человек докторов послушался и объявил коллективу о своем уходе. Встал вопрос о том, кому доверить совхоз. "Мой авторитет тогда был настолько высок, что тот, на кого я показал, автоматически становился директором, люди бы за него проголосовали, - вспоминает Рябцев. - Было несколько кандидатур. В итоге остановился на молодом специалисте, Паше Грудинине. Он, как и я, пришел к нам инженером, потом работал у меня в замах по снабжению и сбыту. Одним из решающих аргументов в его пользу стал и возраст - 35 лет. Молодой, современный, напористый, так я тогда думал".

В этом директор не ошибся - напористости и современности Павлу Грудинину было не занимать. Проглядел опытный управленец другое - человеческие качества. "Но он-то всегда такой вежливый был, услужливый. Никогда бы не подумал, что на поверку так все выйдет", - оправдывается Рябцев.

Едва вступив в должность, 13-го июня 1995 года, Павел Грудинин собрал коллектив совхоза, правда, далеко не всех, а только 216 человек. При том, что федеральным законом о создании АО, четко обозначено - решение об акционировании должно приниматься единогласным решением 100% людей, которые являлись коллективными собственниками совхозной земли. Однако неявка более половины заинтересованных лиц не помешала Грудинину объявить решение принятым единогласно и на этом основании ходатайствовать о присвоении совхозу статуса ЗАО. "Представляете себе, каково было мое удивление, когда я обнаружил под этим документом о реорганизации свою подпись, - возмущается бывший главбух совхоза, отработавший 21 год, Алексей Васильев. - Я не то что ничего про это собрание не знал, я вообще в это время находился на больничной койке. О чем есть подтверждающий документ". Не меньше, чем Алексей Федорович удивлялись этому протоколу и эксперты-криминалисты. Они выдали официальное заключение - как минимум три факсимиле - Нины Резник, Тамары и Ольги Маркиных - подделки! "И вот сегодня нас, таких несогласных, кто считает, что его нагло обманули, осталось 17 человек. Ой, то есть уже 16", - грустно поправляется Нина Владимировна, вдова строительного бригадира Михаила Солодовникова, в чьей трудовой книжке было только одно место работы - совхоз. Они вот уже больше десяти лет пытаются отстоять в судах свою правоту.

Уж казалось бы, бывший директор, фактически наставник Грудинина, никак не мог попасть в списки обиженных. Рябцев написал заявление с просьбой компенсировать его долю в совхозе в денежном эквиваленте. Официальный ответ Рябцева обескуражил. "На Вашу просьбу сообщаем, что совхоз выполнил свои обязательства перед всеми заинтересованными лицами". На предложение показать подтверждающие документы, уточнялось, что таковые отсутствуют - уничтожены за давностью лет. Петр Рябцев смог попасть на прием к самому Грудинину. И лично повторил свою просьбу, закончив ее фразой: "Неужели ты всерьез веришь, что если бы я получил компенсацию, то вот так вот к тебе пришел?". Ответа не последовало. Сейчас Петр Рябцев ждет еще одного отказа, на официальном бланке, чтобы пойти в суд. В положительное решение он не верит. "Мне важно привлечь внимание к этой теме. Ведь Грудинин из людей дураков делает. Те, кто у него работают, живут в страхе перед увольнением. Я встречаю вот на улицу женщину, которая еще при мне работала. Спрашиваю, как, мол, дела. А у нее один ответ: «Терпим».

Есть у Петра Рябцева и объяснение, почему Грудинин так популярен в прилегающих к совхозу населенных пунктах. По его мнению, те, кто является работником совхоза, молчат из страха быть уволенными, лишиться плодоовощного пайка (нынешний директор любит напоказ раздавать местным жителям бесплатно наборы картофеля, капусты и других овощей). Недостатка в рабочих руках у Грудинина нет. Скорее наоборот, от желающих трудоустроиться отбоя нету. Правда, все они - мигранты, преимущественно нелегальные, из стран средней Азии. "При мне к нам на работу москвичи ездили, а сейчас кто?" - возмущается Рябцев.

Совхоз и прилегающее к нему сельское поселение со всех сторон плотно усеяно торговыми и развлекательными центрами. Дошло до того, что очередную многоэтажную ярмарку воткнули прямо под бок средней школы. "А мы ведь когда ее планировали, специально поставили в стороне. Чтобы детям было где поиграть, чтобы воздух был свежий", - вспоминает Рябцев.

Вообще, если дело бывшего директора Петра Рябцева дойдет до открытого судебного слушания, о своем сменщике он может рассказать многое. "Красного директора" в народе до сих пор ценят, к нему приходят посоветоваться, поделиться бедой. Очень часто в таких беседах всплывает фамилия Грудинина. Для примера Петр Зиновьевич приводит рассказ тракториста Юрия Гусева о том, как он распорядился полагавшимся ему паем на совхозную землю. Павел Грудинин пригласил к себе тракториста и завел речь о том, что когда-то разрешил сделать врезку в совхозный водопровод для полива огородика. "Я тебя тогда выручил. А ты сейчас подпиши бумагу, что материально-имущественных претензий к совхозу не имеешь. Так тракторист Гусев одним росчерком пера продал свои акции директору Грудинину. По 5 рублей за акцию. "И таких примеров у меня множество", - говорит Рябцев.