Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Звезды13 октября 2010 22:00

Афоней могли стать Высоцкий и Владимир Меньшов

13 октября 1975 года, ровно 35 лет назад, состоялась премьера фильма Георгия Данелия «Афоня», ставшего классикой советского кино и лидером проката в премьерный год (более 62 млн. зрителей) [видео]
Авторы (2):
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
Анна ВЕЛИГЖАНИНА

Герой Афоня стал персонажем нарицательным, а фильм собирает своего зрителя и поныне. Накануне юбилея мы попросили создателей киношедевра поделиться воспоминаниями о съемках. «Афоню писал с Никулина» Сегодня трудно поверить, что сюжет «Афони» был обычной курсовой работой проектировщика промышленно-гражданских сооружений и в то же время учащегося 4-го курса сценарного факультета ВГИКа Александра Бородянского. Это сегодня он мэтр драматургии, а тогда «пробовал перо». Его повествование «Про Борщова, слесаря-сантехника ЖЭК-2», получило премию на Всесоюзном конкурсе. - Не знаю, как появился сюжет... Наверное, пришло свыше, - рассказал «КП» Бородянский. - Одного моего приятеля - не сантехника - звали Ефим Борщов. И сначала в сценарии был Ефим. Приятель обиделся, я извинился и поменял имя. Еще пришло письмо от гражданина, который не был ни Ефимом, ни Афоней, но зато являлся Борщовым и начальником отдела образования города Джезказган. Он писал, что я опозорил их фамилию, а он в армии с парашютом прыгал! Когда пишу сценарии, представляю или знакомого, или актера, подходящего для роли. Афоню я видел в молодом Юрии Никулине периода «Неподдающихся».

Критики восхищались художественной деталью - накладным бюстом.

Критики восхищались художественной деталью - накладным бюстом.

Режиссеры не обратили внимания на сценарий, но вскоре за право поставить фильм началась борьба. Александр Бородянский: - Собирались снимать в Риге, после я отдал сценарий в Киев режиссеру Валере Сиваку, но на Студии им. Довженко хитро все переиграли и назначили постановщиком Леонида Осыку (ныне покойного). Осыка позвал на роль Афони Борю Брондукова. А потом редактор из Госкино Татьяна Соколовская прочла сценарий Георгию Данелия. «Сценарий мне понравился, и я взялся снимать, - рассказал «КП» Георгий Данелия. - Я знал человека, очень похожего по характеру на Афоню. Посмотрев фильм, он сказал: «Чем-то Афоня меня напоминает». «Так я и держал тебя в уме!» - ответил я. На самом деле в Афоне, как и во всех моих персонажах, много и от меня самого. В первом варианте сценария Афоня должен был улететь в никуда. Идею с появлением Кати, которая «спасает» Афоню, предложила Виктория Токарева, пожалевшая героя. О пробах На роль Афони перепробовали множество хороших актеров. Среди них Караченцов, Брондуков, Владимир Меньшов, Борис Щербаков, Владимир Носик. Большие шансы попасть в фильм были у Ивана Бортника. - Ваня - мощный актер, но он из другого кино, - говорит Бородянский. - В его исполнении Афоня не был бы смешным, ведь Ваня - жесткий внутренне человек. А в Куравлеве есть некое добродушие. Он шутит естественно и обаятельно.

Афоней стал Куравлев...

Афоней стал Куравлев...

Георгий Данелия: - Первыми, кого я представил в образе Афони, - Владимир Высоцкий и Даниэль Ольбрыхский. Ольбрыхский - хороший актер, и у него русское лицо. Он согласился сниматься, но это было на уровне разговоров. Кто-то донес Высоцкому, что мы обсуждаем его кандидатуру, и он заходил к нам в группу под разными предлогами. Но Володя - сильная личность, и ему зрители не простили бы того, что натворил Афоня, которого несет, куда ветер дует. Вот Куравлев добился благосклонности зрителей. Леонид ведь тоже не Афоня в нашем представлении. Он был героем из фильма «Живет такой парень», а потом Айсманом из «Семнадцати мгновений весны». И везде убедителен. Леонид Куравлев рассказал «КП» о своей роли скупо: - Я был рад, что меня пригласил на главную роль такой великий мастер, как Георгий Николаевич Данелия, и с удовольствием снимался. Качественный текст, качественная режиссура. И в результате у нас получилась, слава богу, очень хорошая картина. В ней видна гармония... А хорошие картины всегда гармоничны. Евгения Леонова и Владимира Басова Данелия снимал в каждом фильме, а Валентину Талызину, Готлиба Ронинсона и Николая Парфенова привела ассистент по актерам Елена Судакова. Медсестру Катю - юную Евгению Симонову - нашли в Училище им. Щукина, и Данелия сразу утвердил ее. На роль очаровавшей Афоню Лены претендовала Светлана Светличная, но у нее сверкала в глазах сталь, и она не походила на «домашнюю женщину».

...а пробовались Высоцкий...

...а пробовались Высоцкий...

Георгий Данелия: - Увидев в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» Нину Маслову, я спросил: «Кто эта красавица?» - и пригласил ее на роль Лены. Если она мне понравилась, то понравилась бы и Афоне. Рассказывает Нина Маслова, чью «даму из 38-й квартиры» кинокритики называли «женщина-мечта»: - В это время я снималась в Германии в музыкальной комедии «Улыбнись, ровесник!», где у меня две главные роли. Георгию Николаевичу говорили: «Зачем проблемы с Масловой? Ее нужно все время вызывать из Германии!» Очень благодарна Георгию Николаевичу за доверие. Я, как и вся киногруппа, была в него влюблена. Летала из Берлина в Ярославль и обратно с одной лишь дамской сумочкой. На всю жизнь запомнила счастливые месяцы работы. Когда пришла на озвучание и увидела себя в избе с Куравлевым (где я ему снюсь вместе с шестью детишками), у меня от своей красоты на экране перехватило дыхание. И этот момент остался во мне до сего дня. Актеров на роли студентов-практикантов выбирали из учащихся ПТУ. Несговорчивым практикантом стал учащийся ПТУ торговли, а роль второго исполнил портной Слава Чигарин, сыгравший и в «Мимино». Все были готовы к отъезду в Ярославль, и тут - ЧП.

... и Меньшов.

... и Меньшов.

Вспоминает второй режиссер Юсуп Даниялов: - За 4 дня до отъезда в экспедицию Куравлева и Симонову пригласили подписывать договор. Симонова говорит: «А я вчера подписала договор с Дорманом на съемки в «Пропавшей экспедиции». А это в 400 км от Уфы, и сроки совпадают с нашими! Данелия помрачнел: «Ищите другую актрису». Леночка Судакова искала и в Москве, и в Питере, и в Ярославле. Пришла высокого уровня актриса, и ей дают сцену в Катиной комнате, где речь о маме-проводнице, где варенье и кубанский мед. У актрисы не получается... Данелия сказал: «Мне нужна именно эта сцена. Здесь пик высоты, здесь одухотворенность и чистота Кати». Директор фильма Александр Яблочкин договорился с Дорманом насчет Симоновой. Начали снимать куски, где Симонова не задействована, потом вызвали и ее. Ждали неделю, другую. Август на исходе, истрачены деньги, группа в простое. Данелия дает телеграмму Дорману: - Дорогой Вениамин, надо держать слово. Пришлите Симонову, как договорено. Ответ:

«Женщину-мечту» в фильме сыграла Нина Маслова.

«Женщину-мечту» в фильме сыграла Нина Маслова.

- Ничего не обещал, Симонову получите по окончании съемок. Тогда Яблочкин вылетает в Уфу и забирает Симонову. Но... только на 2 дня! Группа разозлилась, каждый хотел высказать ей претензии. Но Данелия мне говорит: «Юсуп, если кто-нибудь скажет Жене, что мы из-за нее в простое, она высоту не возьмет. И тени огорчения не должно быть». Я расставил людей от вокзала до гримерной, и все говорили ей: «Наше солнышко приехало!» На съемочной площадке вижу, что у нее слезы: «Я в той киногруппе могла день на площадке пробыть, и меня не замечали, а вы так встретили, хоть я вас и подвела». 6 смен без перерыва отработали! Я носил Женю на руках из машины в гостиницу, а пока она спала полтора часа, на площадке свет выставляли на дублере. В конце второго дня Женя сказала: «Остаюсь еще на день. Снимайте дальше». Вронский с Данелия переглянулись: «А чего снимать-то?» «К Крамарову мы тоже с любовью относились. Как-то он не вышел вовремя на съемку. Захожу в номер - он стоит на голове (йогом был). Ждали, пока он цикл упражнений закончит», - рассказала замдиректора группы Галина Белинская.

Евгении Симоновой отвели роль спасительницы Афони.

Евгении Симоновой отвели роль спасительницы Афони.

О СЪЕМКАХ Первый силикон был из... манки! Во время перерыва в сцене «Гони рубль, родственник» к Брондукову подошел местный выпивоха: «Слышь, кореш, а что это за типы?» И показал рукой на съемочную группу. «Да сам не знаю...» - в тон ему ответил Борислав Николаевич. И так они продолжали полчаса, а группа хохотала. Реквизит - еду - доставали в ту пору дефицита только благодаря связям. Воблу Яблочкин «выбил» через Ярославский обком партии. Нужна была пара рыбок, но Яблочкин, к восторгу киногруппы, принес два мешка. Сетку Афони с апельсинами вешали на трактор, которым Крамаров хотел управлять сам. От его езды сетка рвалась, и заморские плоды падали под колеса. Найти в августе апельсины было невозможно, их завозили только в сентябре (один ящик получили из ЦК КПСС!). Второй режиссер Виктор Крючков уж и из папье-маше апельсины мастерил, и яблоки красил в желтый цвет...

Реплика героя Брондукова стала крылатой: «Афоня! Рупь гони!»

Реплика героя Брондукова стала крылатой: «Афоня! Рупь гони!»

Когда снимали эпизод на танцах, в котором Афоня знакомится с девушкой с пышным бюстом, актрисе Тане Распутиной, чтобы увеличить грудь, решили подложить манную крупу. А тут заболела ассистентка-костюмерша и прислала вместо себя мужа. Тот долго возился с бретельками набитого крупой бюстгальтера, а потом просто туго завязал их сзади на «морской узел». Грудь так «заиграла» в прозрачной блузке, что потом критики искренне восхищались этой художественной деталью... Кстати, сольный танец Афони снимали в Москве в ресторане гостиницы «Университетская». Двое мужчин за столиком - Александр Бородянский и Резо Габриадзе. Они в отличие от всех в зале пьют настоящую водку. Сцену во дворе Куравлева с Симоновой снимали до обеда, а во время обеда Куравлев по привычке переоделся. И только при монтаже увидели, что Куравлев в одной сцене в разных рубашках! Переснимать было поздно - оставили так. Но, что удивительно, зрители не заметили этого подвоха... В сцене на танцах впервые в кино пели «Машина времени» и «Аракс». Чиновники вырезали кадры с «машинистами», но именно под «Солнечный остров» Афоня знакомится с Катей. Андрей Макаревич вспоминает, что был благодарен Данелия, получив за песню огромную сумму - 500 рублей. Афоня пошел в народ В сентябре 2007-го в латвийском г. Кекава прошел чемпионат сантехников под девизом «И когда ты, Афоня, все успеваешь?». Когда на экране появились кадры из фильма, все аплодировали Леониду Куравлеву.

Савелий Крамаров на съемках мастерски рулил трактором.

Савелий Крамаров на съемках мастерски рулил трактором.

В 1995 году в Екатеринбурге перед «Уралэнергосервискомплектом» появился чугунный сантехник, вылезающий из люка. Правда, похож он на Леонова. В Сочи возле здания ЖКХ долгое время находился памятник Афоне, стоящему по пояс в фонтанирующем колодце. На крышке люка надпись: «Сочи. 80 лет ЖКХ». 20 мая в Ярославле к юбилею фильма Совет меценатов Ярославии установил возле пивной «Афоня» в Революционном проезде скульптуры Афони и штукатура Коли. Композиция повторяет кадр, где они, стоя друг против друга, поют: «И отчаянно ворвемся прямо в снежную зарю-у-у-у». Опрос горожан показал, что именно в Борщове воплощены присущие ярославцам черты - ловкость, ирония и внутренняя доброта.