Премия Рунета-2020
Пермь
-6°
Boom metrics
Общество2 мая 2011 8:46

«Грабитель века» Шурман в колонии вышивает крестиком и пишет стихи про котят

Инкассатора, который ограбил Сбербанк на 250 миллионов, пытаются «расколоть»: куда он спрятал миллион, который так и не нашли [эксклюзивные фото и видео]

Вообще-то бывший пермский инкассатор Александр Шурман, ограбивший отделение Сбербанка, рассчитывал, что сейчас будет сидеть на берегу океана в плетеном кресле с бокалом виски и сигарой. Но сидит он в исправительной колонии на севере Пермского края.

Летом 2009-го, отъехав от банка с выручкой 250 миллионов рублей, 36-летний Шурман направил автомат на коллег-инкассаторов - и без единого выстрела перегрузил из бронированной машины в легковушку, которая поджидала его в лесу, мешки с деньгами (читайте подробности).

Когда следователи искали преступников, думали: действует банда профессионалов. А выяснилось - запиленный молодой супругой муж. Его 24-летняя жена Лена пригрозила: или начинаешь нормально содержать семью, или - развод. И совместный ребенок не остановит!

До загса, где был назначен день развода, дойти не успели. Шурман ограбил банк (читайте остальные материалы по теме Шурмана).

Когда его задержали, народ... кинулся в Интернет поддерживать Шурмана как родного. Многие тогда в аське поставили себе статус: «Беги, Шурман, беги!» И это даже можно объяснить: народ горбатится без продыху, зарплата - копейки, кредиты, бюджетная Турция раз в год, а тут такому же работяге так свезло!

Но шальные деньги не принесли удачи инкассатору: со всеми богатствами его взяли в землянке в лесу недалеко от Перми. Суд приговорил его к 8 годам колонии строгого режима.

И вот вместо Багам мы едем в гости к Шурману в колонию - разведать, где тот один миллион из 250 украденных, который так и не нашли оперативники.

Эту табуретку Шурман сделал своими руками.

Эту табуретку Шурман сделал своими руками.

Фото: Алексей ЖУРАВЛЕВ

Шурману-миллионеру советовали «перешить морду»

Год назад в суровой зоне в Губахе заключенные ждали Шурмана как гастролей Цирка дю Солей! Телевизоры-то есть в любом отряде. И как только прославившийся в теленовостях экс-инкассатор появился за колючей проволокой, каждый из 2000 заключенных посчитал своим долгом попенять ему: «Ну, ты, Шурман, чудак! (эпитеты на самом деле были другие. - Ред.). Взять 250 миллионов и не унести?! Да тебе внуки этого не простят!».

И каждый давал совет - как следовало прятаться с миллионами.

- Бежать тебе надо было к пластическому хирургу, он за такие деньжищи тебе четыре раза морду бы перешил - мама родная бы не узнала! - галдели одни.

- Остров надо было покупать, сейчас самый дешевый за 900 тысяч продается, туда бы и сматывался, - рекомендовали другие.

Где спрятаны деньги, Шурман с женой сами показали. (На кадре оперативной съемки: милиционеры вытаскивают из леса мешки с миллионами.)

Где спрятаны деньги, Шурман с женой сами показали. (На кадре оперативной съемки: милиционеры вытаскивают из леса мешки с миллионами.)

- Тебе к бен Ладену, в Индию или Доминикану надо было податься! - поучали «бестолочь» сидельцы.

- Эй, бача (друг на таджикском. - Ред.), - давал советы уроженец Душанбе, отбывающий срок за наркотики. - Ты еще столько же заработал бы, если бы поехал в Таджикистан. Учи фразу «Хоки сафэ хастай? (Есть белый порошок? - Ред.) Меха рум! (Покупаю! - Ред.)».

А когда в зоне обсудили все пути отступления, стали пытать знаменитого сидельца: где миллион? Тот молчал. Так за «грабителем века» в колонии закрепилась кличка «Шурман-дай-миллион!» И до сих пор перед сном многие зеки, лежа на двухъярусных кроватях, вслух фантазируют, куда бы они потратили такие деньжищи.

- Да что там заключенные… - рассказывает нам экс-инкассатор в учебном классе училища, где Шурман учился строгать табуретки. - Один оперативник, когда меня повязали, все вздыхал: «Эх, Шурман, Шурман! Ты же все мечты женщины поломал! Вот я гонял за тобой пять суток по лесам, прихожу домой на пару часов - до подушки долететь, а там жена: «На первый миллион Шурмана я бы купила шубу, на второй - крутой джип, на третий...»

Экс-инкассатор вырезает из дерева и рамочки для фотографий.

Экс-инкассатор вырезает из дерева и рамочки для фотографий.

Фото: Алексей ЖУРАВЛЕВ

Шурман-писатель продаст свою книгу Грефу

- И в самом деле, Александр, как можно было не продумать пути отступления, спрятаться в землянке?- задаем мы вопрос, который два года назад мучил многих.

И тут Шурман входит в образ «невиноватый я, за справедливость боролся»:

- Да не прятался я, по Закамску (район Перми, - Ред.) ходил, видел газеты в киосках с моей фотографией. Хотел бы сбежать, сел бы на велосипед, надел очки и укатил, а потом, когда все улеглось, за миллионами бы вернулся. Но я и не планировал тратить эти деньги.

- Да что вы, Александр?!- делаем вид, что удивляемся.

- Я хотел доказать руководству Сбербанка, что украсть деньги можно элементарно, что мы, инкассаторы, каждый день рискуем жизнями, защищая их миллионы, а платят нам копейки, - толкнул речь оратор Шурман. - Многие наши ребята взяли на квартиры дешевые кредиты в нашем же банке, поэтому уволиться не могли. А этот кредит и без того съедал все, что получали. На работе наши постоянно жаловались: «Ребенка в первый класс собирать не на что», «Пломба выпала, зубы отремонтировать денег нет». Дети ревут, разводы начались, а нам еще на работу в приличной одежде надо приходить - на какие деньги ее покупать? Я с сыном только в песочнице мог позволить себе погулять или на Каму его сводить - камешки покидать, про зоопарки-аквапарки только мечтать оставалось. Мы каждый день по 150 - 250 миллионов перевозили. Закидываем мешки с деньгами в инкассаторскую машину - и шутим: «Ну что, гоним в аэропорт?». Последней каплей стало заявление, что премии у нас в июне не будет, а я под нее 10 тысяч занял, чтобы с кредитом расплатиться. В общем, достало меня все! Но об этом я подробно все в своей книжке расскажу.

- Дадите почитать?

- Не, не дам! Она уже написана - две общие тетрадки. Я когда выйду, пойду в Сбербанк к Грефу: «Купите у меня книжку за миллион!» - фантазирует писатель Шурман. - Название книги «Беги, Шурман, беги!»

Похоже, он так и не оставил мечты стать миллионером.

Вместо заграничных курортов Шурман проводит срок в колонии на севере Пермского края.

Вместо заграничных курортов Шурман проводит срок в колонии на севере Пермского края.

Фото: Алексей ЖУРАВЛЕВ

Шурман-на-все-руки-мастер: «А еще я вышивать умею»

Чтобы посмотреть, чем занимается в зоне бывший инкассатор, полкилометра месим снег, добираясь до мастерских. Заключенные тут учатся управлять трактором, мастерству электрогазосварки. А Шурману по душе пришлась работа с деревом. В мастерской он берет заготовку для табуретки, надевает защитные очки, маску, включает шлифовальный станок и демонстрирует нам, как лихо научился работать.

- Добросовестный, аккуратный, работу ищет сам, записался на факультатив резьбы по дереву, в июне будет сдавать экзамены на станочника-деревообработчика, - хвалит его преподаватель Валентин Соболев.

- А еще рамки для фотографий вырезаю, к Пасхе - яйцо Фаберже, - загибает пальцы Шурамн. - Жене Лене на день рождения крестиком вышил котенка и бабочку. Меня тут один афганец научил вышивать - успокаивает очень. А еще я стихи пишу. Вот, например, из свеженького. Называется «На руках держу котенка»:

На руках своих держу котенка,/ У него взлохмаченная шерсть./ Кто бы знал, что жизни моей пленка/ Кадров лишь всего на 36./ 36 в колоде карт, и все же/ Постараюсь выйти к сорока./ С зэковской улыбкою снаружи/ Я еще сыграю в дурака!

Зек-знаменитость освоил в колонии столярное мастерство. Теперь отправляет жене свои поделки в подарок. Не бриллианты, конечно, как мечталось, но уж чем богат...

Зек-знаменитость освоил в колонии столярное мастерство. Теперь отправляет жене свои поделки в подарок. Не бриллианты, конечно, как мечталось, но уж чем богат...

Шурмана-«декабриста» ждет салат «Освобождение Сашки»

Чтобы покупать в зоновском магазинчике консервы, сгущенку, пряники и конфеты, несостоявшемуся миллионеру Саше Шурману ежемесячно на карточку отправляют деньги: мама - с пенсии, сестры, братья. Набегает около 4 тысяч.

- Жена Лена только не отправляет: нет у нее, - объясняет Шурман. - Уже два года устроиться никуда не может: начальники в кабинетах со стаканом вискаря и бутером красной икры сидят и как только фамилию услышат - отказывают. Но Лена ждет меня, это точно!

Любимая молодая жена Лена, которую за соучастие суд приговорил к шести годам условно (она знала об ограблении, накануне сняла квартиру, привезла туда одежду и еду для мужа. А Шурман передал ей 10 миллионов, которые та вместе с отцом закопала в лесу), дважды приезжала на свиданки.

- Первый раз была в мае, - вспоминает Шурман. - Красавица моя! На шпильках, 22 килограмма вещей и еды навезла. К маме моей специально за крольчатиной съездила, приготовила, все как я люблю. Наревелись мы оба, вспоминая все.

На прощание жена «декабриста» пообещала, что на день освобождения из колонии приготовит мужу салат «Освобождение Сашки».

- Александр, ну хоть намекните, где спрятан миллион, который так и не нашли оперативники, - заговорщицки подмигиваем Шурману.

- Да не скажу я вам! Вот освобожусь, и мы с Валентином Викторовичем (преподаватель по деревообработке, - Ред.) колонию выкупим, - не очень смешно хохмит экс-инкассатор, избегая расспросов.

- А страшно было 250 миллионов воровать?

- Единственное, чего боялся, - это что меня убьют, когда брать будут.

- Не жалеете о том, что сделали?

- Нет, старый стану - вспоминать буду. И знать, что я все в жизни попробовал.

***

На днях бывший инкассатор написал надзорную жалобу, чтобы за хорошее поведение в колонии ему скостили срок.

- А чем после освобождения займетесь?- спросили мы.

- Организую независимый союз инкассаторов России, - мечтает Шурман. - Ко мне все запишутся, будут взносы платить, а я - права инкассаторов отстаивать.

- А еще ты точно миллионером станешь, если народ с тобой за деньги будет фотографироваться, как с обезьянкой или крокодилом, - предлагают сидящие рядом заключенные.

Шурман опять в образе.