Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Звезды22 июня 2011 22:00

На юбилей к Валентине Малявиной позвали священника

Первая жена Александра Збруева, муза Тарковского и любимая женщина Кайдановского встретила 70-летие в доме престарелых [видео]

Звезда «Иванова детства», сказочная красавица принцесса из «Короля-Оленя», Валентина Малявина имела все шансы сделать головокружительную карьеру и в свои 70 могла бы встречать корреспондентов как настоящая прима.

Но вся жизнь некогда известной актрисы театра и кино, кружившей голову самым завидным мужчинам страны - Збруеву, Тарковскому, Арсенову, Кайдановскому, - словно по чьему-то злому умыслу выстроена в сослагательном наклонении. Ох уж эти «если бы»... Если бы не тюрьма (четыре с половиной года строгого режима за убийство сожителя, актера Станислава Жданько). Если бы не алкоголь (Валентина Александровна последние годы зло­употребляла, в чем сама признавалась публично). Если бы выжили дети (в браке с Збруевым и Арсеновым Малявина ждала детей, но обе беременности закончились печально. - Ред.). Если бы зрение не пропало (в 2001 году, ударившись о пол затылком, актриса перестала видеть)...

Приют для актрисы

Мы встретились в коридоре пансионата для ветеранов на окраине Москвы. Тут Валентина Малявина провела последние лет восемь. С тех самых пор, когда ушлые мошенники втерлись к ней в доверие, увезли ее в Курск, выдали замуж за молодого мужчину по имени Андрей и завладели ее квартирой.

Знакомые актрисы вовремя забили тревогу, чудом разыскали Валентину Александровну в Курске и сумели вытащить из передряги. Восстановили паспорт, пенсионное удостоверение... Попытались вернуть квартиру. Мошенники, как рассказывают свидетели, тогда, в ­2003-м, умудрились «состряпать» даже свидетельство о смерти актрисы.

Дом-пансионат для ветеранов науки, в который поселили Малявину, конечно, нетипичный дом престарелых. Вход сюда строго по пропускам и в бахилах. Везде стерильная чистота и тишина. Постояльцы не говорят по мобильным телефонам, не пользуются Интернетом - это строго запрещено. Живут по режиму, на прогулки выходят с охраной. Содержание в этих местах обходится недешево - почти 800 долларов в месяц. То, что Валентина Александровна попала сюда, - лучшее, что произошло с актрисой за последние 35 лет...

Официально у Валентины Александровны нет опекуна. По документам она сама хозяйка собственной жизни. Но это только на словах... На деле актрисе постоянно нужна помощь.

Черноглазой красавице пророчили блестящую карьеру.

Черноглазой красавице пророчили блестящую карьеру.

- Валентине необходим полный покой, - предупреждают меня в пансионате. - За ней закреплены личный врач, сиделка. Нас часто упрекают в том, что мы ее закрыли от внешнего мира. А что делать? Малявина - сложный пациент. С непростым диагнозом. Актриса путает даты, события, много фантазирует. Бывали моменты, когда Валентина Александровна устраивала и «концерты по заявкам». Особенно после визита дружков, которые ее спаивали.Таких потом с милицией отсюда выпроваживать приходилось. В первые годы ее пребывания случалось всякое. Узнав, что в пансионате поселилась актриса, особо разговорчивые постояльцы, «женихи», умудрялись к ней по балкону в комнату забираться. Но мы это дело быстро прекратили! А уж от журналистов мы Малявину и вовсе прячем. Приедут, их один вопрос интересует: что вы можете сказать про Збруева?

Валентина Александровна что-то вспомнит, перепутает, расстроится. А потом сядет у окна и ждет Збруева, словно они не пятьдесят лет назад развелись, а только вчера...

- Агрессивной может стать, неуправляемой, - говорят врачи. - Последние несколько лет мы свели ее круг общения к минимуму. Пускаем только близких. Но они бывают тут редко.

- В основном о состоянии Малявиной печется представитель ее «покровителя», женщина по имени Елена Сергеева (по телефону Елена Сергеева подтвердила, что является помощницей Александра Збруева; хотя сам актер не признается, что помогает первой жене). Приезжал раньше к Валентине и ее последний гражданский муж. Владимир Красницкий умер несколько лет назад, но об этом Малявиной не сообщали. И вот уже несколько лет Малявину практически никто не навещает, - разводит руками директор пансионата. - Может, оно и к лучшему.

- Но ведь даже при такой жизни должны быть у актрисы какие-то радости? - спрашиваю осторожно.

- Валентина Александровна привыкла никого не ждать. Общается с соседками по пансионату, - слышу в ответ.

«Я не считаю цифры и годы»

Словно в доказательство того, что Валентина Александровна жива и под присмотром, меня все же решаются пустить на разговор к актрисе. Но в компании врачей и сиделок.

Малявина (вот что значит актриса!) сидит на стуле возле своей палаты и держит прямую спину.

- Я не считаю ни цифры, ни годы, - говорит актриса. - А к чему это? Живу в пансионате. Тут меня любят. Здесь мне комфортно. Врачи. Питание нормальное. Сама я различаю только свет и тьму. Но, говорят, в комнатах наших очень симпатично. Приходит ко мне много незнакомых людей. Вот мама с дочкой недавно были. Не знаю, кто они. Поклонники, наверное. А близкий человек - такой есть удивительный поэт Саша Зай­цев. Правда, что-то он давно не приходил (бывшего клавишника «Машины времени» в 2008-м убили в Ивановской области - по одной из версий, музыканта похитили мошенники, желающие завладеть его квартирой в Москве. - Ред.). Саша - талант. Наша разница огромна, но ни я, ни он не чувствуем разницы...

Валентина Малявина никогда не забывает, что она - актриса!

Валентина Малявина никогда не забывает, что она - актриса!

Вдруг лицо Валентины Александровны просияло:

- Всем интересно, кто же роковой мужчина Малявиной? Збруев, Тарковский, Кайдановский? Почему-то при слове «муж» мне видится лицо Павлика Арсенова. Хотя ведь первым был Сашенька Збруев. А роковым, конечно, Кайдановский. Бывало всякое. Мы с ним даже вены резали от большой любви. А потом это ведь он познакомил меня со Стасом Жданько...

В 1978-м во время очередных посиделок гражданского мужа Малявиной Стаса Жданько зарезали. Актрису признали виновной. Валентина Александровна получила девять лет тюрьмы, но отсидела половину.

- Прокурор вел со мной долгие беседы. Разные люди спрашивали одно и то же: «Как и когда? При каких обстоятельствах?» - вспоминает актриса. - Я отвечала: «Вы сыщик. Вот и ищите». Разворачивалась и уходила. Я не права? Возможно. Но на прямое обвинение я могла ответить только такой реакцией. Они пять лет мучились, искали, за что бы уцепиться. И уцепились. Помню как сейчас: пришли ко мне люди, говорят: «Валюшка! - как будто я им своя. - Валюшка, бери халат теплый вязаный, там холодно...» Я спрашиваю: «Арестована?!» Они мне: «Да, ты арестована. Сейчас поедем в КПЗ. Там девчонки, кстати, собрались хорошие». А девочки действительно оказались хорошими. Две путаны. Но очень добрые. В тюрьме мне везло на людей. Вот вспоминаю, и кажется, что там нестрашно было, даже весело...

Квартиру могли забрать за долги

Чем закончилась история с мошенниками, которые восемь лет назад увезли Валентину Малявину в Курск, по сей день загадка. Двушка на улице Габричевского сегодня стоит хороших денег. Малявина могла бы продать жилье и обеспечить себе безбедное существование.

- Вале деньги не нужны! С квартирой все хорошо! - с этими словами бросала трубку сестра актрисы Татьяна.

Квартира, где жила Малявина, опечатана. Звонок вырван с корнем. Несколько лет назад дверь пришлось взломать: прорвало трубы. Затопило весь стояк.

Почтовый ящик актрисы открыт. Там письма-приглашения для Валентины Александровны на разные презентации и пачка квитанций с огромным долгом за коммунальные услуги. За пять лет неуплаты «накапало» почти 100 тысяч рублей. Но выписаны бумаги не на имя Малявиной, а на некоего Андрея Воротникова. Видимо, того самого парня, который втерся в доверие к актрисе и расписался с ней. Нам удалось узнать, что Воротникова уже нет в живых.

Мы позвонили в ЖЭС, там удивились:

- Да, за такую задолженность можно и выселять. Собственником числится Воротников, но Малявина в квартире прописана до сих пор.

Накануне юбилея Валентины Малявиной, 18 июня, мы снова связались с коммунальщиками. И они сообщили радостную новость: никого выселять не будут, долг погашен почти полностью. Нашелся благодетель!

- В юбилей поздравить Валентину Александровну приезжала сестра, - рассказали в пансионате. - И еще мы пригласили священника. Малявина - верующий человек. Визит представителя церкви положительно повлиял на актрису.

Несколько слов о сестре накануне юбилея сказала и сестра актрисы Татьяна:

- Валя - талантливый человек. Но из-за своего характера она прожила именно такую жизнь... Она стала жертвой самой себя. При этом Валентина - яркая актриса. Человек, который всегда и всем доверял. Она никогда не была меркантильной. Вот и отдала всю себя! Ничего не осталось...

Збруев и Малявина вместе были недолго.

Збруев и Малявина вместе были недолго.

Из архива «КП»

Все мужчины Малявиной

За Збруева вышла замуж несовершеннолетней.

Дочь генерала и арбатский хулиган, будущий актер Александр Збруев, влюбились друг в друга с первого взгляда. Роман развивался стремительно. Узнав о беременности Валентины, Збруев взял Малявину за руку и отправился в загс. Там, правда, выяснилось, что невесте всего 17 лет. Но жених умудрился достать нужную справку в райисполкоме, и в тот же день пару расписали.

«Мне больно вспоминать то время... Я потеряла дочь. Седьмой месяц беременности. Сговор наших с Сашей родителей. Меня ведут к «опытным врачам». Моя доченька умерла, как мне преподнесли, от недоношенности», - писала в мемуарах актриса.

Андрей Тарковский обещал, но не женился.

Оставшиеся годы брака Збруева и Малявиной пролетели быстро. Збруев начал сниматься в фильме «Мой младший брат». Она - у Андрея Тарковского в «Ивановом детстве»... Роман юной актрисы и будущего гения кино был неизбежен. Но изначально обречен. Оба были несвободны.

Брак с Арсеновым разрушило горе.

После развода с Александром Збруевым Малявина вышла замуж за режиссера Павла Арсенова (у которого снялась в главной роли в фильме «Король-Олень»). Актриса родила дочь, но девочка, прожив всего неделю, умерла от сепсиса. Несчастье серьезно подкосило актрису.

На Кайдановского обратила внимание с подачи Михалкова.

В какой-то момент вниманием Валентины Малявиной, уже звезды Театра им. Вахтангова, завладел актер Александр Кайдановский. С ним Малявина прожила в гражданском браке шесть лет.

Роковой муж - Стас Жданько.

По обвинению в убийстве Жданько Малявина провела в заключении 4,5 года. Работала там в библиотеке, в бане, жила на пересылке в Ростовской области.

Там у Валентины Александровны случился роман с крупным вором. «Володя красиво ухаживал. А когда выходил, начальник лагеря на шухере стоял - чтобы конвой не увидел, как мы прощаемся», - вспоминала актриса.

После заключения Валентина Малявина снова вышла замуж. Сначала за известного в художественных кругах мастера по металлу Максима Краснова. Затем за иконописца по имени Александр. Его убили ножом в спину. Горе Валентине Александровне помог пережить последний гражданский муж - Владимир.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Александр ЗБРУЕВ:

«Из тюрьмы Валя пришла в «Ленком»

- Я бы не хотел трогать эту историю, поймите меня правильно. Вале - 70 лет. Судьба сложилась у нее крайне трагично. Конечно, я желаю ей самого лучшего. Но фразы: «Ах, Валя, держись!» - будут в этом случае звучать неуместно. Наши взаимоотношения очень давнишние. Мы были вместе 45 лет или даже 50 лет тому назад. Тогда она жила на Арбате. Красивая девочка, все за ней увивались. Играла большие роли в Театре Вахтангова, мечтала о счастливой судьбе. Мы оказались вместе. Но дураками, правда, были. Маленькими еще. А сейчас и сказать больше нечего. По жизни рядом с ней были люди гораздо ближе меня. Несколько мужей. Но так получилось, что их уже нет в живых. С Валей после развода мы почти не поддерживали отношений. Ну что, я буду вспоминать, как она, выйдя из заключения, первым делом пришла в «Ленком» и я как-то пытался помочь? Но вы меня простите, не могу я такие вещи публично рассказывать.

Поверьте, я очень сочувствую Вале. Но мне больше сказать нечего. А выдавливать из себя искусственно не хочу. Все мы под Богом ходим. Снаряды рвутся рядом, понимаете? И от этого бывает очень тяжело.