Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество23 января 2013 22:00

Переселенцы из Боливии - читателям «Комсомолки»: «Низкий поклон вам, русские люди»

Корреспонденты «Комсомолки» навестили семью староверов в Калужской области и передали им собранную всем миром помощь [видео]
Дети, не видевшие снега, привыкают к русской зиме.

Дети, не видевшие снега, привыкают к русской зиме.

ПО ЗАВЕТАМ ПРЕДКОВ

Историю этой удивительной семьи мы рассказали в конце прошлого года. Большая семья староверов Мурачевых, прожив всю жизнь в Латинской Америке, переехала в Россию. Как завещали предки, покинувшие Родину в 30-х годах во время гонений на старообрядцев.

- Дед всегда говорил: «Будет воззвание к вам, - рассказывал нам в декабре глава большого семейства Терентий Мурачев (см. «КП» от 11.12.12 и на сайте kp.ru). - Когда оно будет, не медлите ничем, вы из России ушли в одних рубашках, так же и возвращайтесь. Будет очень трудно, но вернитесь». Так завещал дедушка.

И воззвание пришло. В виде программы по содействию переселению соотечественников. В Бразилию приехали чиновники из Москвы, собрали многочисленную русскую диаспору из разных уголков Южной Америки да и позвали домой. В старообрядческой общине в Боливии даже случился конфликт. Одни твердо решили отправиться на родину своих дедов, а другие в «воззвание» не поверили. В итоге несколько семей по программе переселения соотечественников приехали на Дальний Восток. Чиновники ФМС без бюрократических препон оформили все документы, выдали подъемные.

- Потом приехал глава уссурийский, спрашивал, где мы хотим дома поставить, - рассказывал нам Терентий. - Договорились, обещали и свет, и воду, и дорогу провести. Но потом не понимаю, что получилось. Вот, сказали, два дома есть старых, разбирайте и ставьте. Но мы же общиной приехали, десять семей, и по нашей вере мы должны вместе жить. А потом еще братья на нас осерчали, что мы стали в школу сдавать детей. Государство и им говорило, чтобы дети учиться пошли, а они ни в какую. Они собрались и уехали под Дальнереченск.

«ПИСЬМО СЧАСТЬЯ»

Не задалась жизнь под Уссурийском и у Мурачевых. Земля скудная, каменистая. Дети от тяжелого климата стали болеть. И решили они пытать счастья в средней полосе России, в Калужской области. В поселке Огорь Жиздринского района обзавелись и домиками, и трактором, и землей. Однако аккурат под Новый год с Дальнего Востока от Приморского УФМС им вдруг пришло «письмо счастья». Чиновники требовали вернуть подъемные - 600 тысяч рублей. По правилам программы по содействию переселению, Мурачевы в регионе, куда первоначально приехали, должны были прожить не менее трех лет. Если уехал раньше - будь добр вернуть деньги. А семья не провела там (на Дальнем Востоке) и года. Вроде все по закону. Но таких денег у староверов, конечно, нет. Да и описывать у них судебным приставам просто нечего. В декабре «Комсомолка» через газету кинула клич, и к Рождеству добрые люди собрали для переселенцев внушительную сумму, с которой мы снова отправились в Калужскую область.

Как и в прошлый раз, к староверческой заимке мы не смогли проехать на машине. Городская легковушка тут же села на брюхо, провалившись в скрытые снегом тракторные колеи. До дома семьи Мурачевых дошли пешком, примечая, как постепенно обустраивается староверческое поселение - завалы деревянного хлама, оставшегося от брошенных домов, пошли на дрова. Забор у дома Мурачевых встал прямо и желтеет свеженьким горбылем.

Вся женская часть семьи увлеченно лепила пельмени, причем процесс был в самом начале. Пельмени лепили по-сибирски, за один раз несколько тысяч штук, на всю зиму вперед. Хозяйка Ксения в лепке не участвовала - во­зилась у плиты, загружая в духовку новую партию буханок в непривычных взгляду чугунных формах. Редкость по нашим временам. Под Рождество к староверам заглянули какие-то доброхоты - привезли рефрижератор и современную суперэкономичную печь, с дверкой из кварцевого стекла, регулятором горения и прочими наворотами. Мелькнула мысль: «Приедут судебные приставы, морозильную камеру точно опишут. Неужели и печку заберут?»

Дымоход от новой печки мужики врезали в кирпичную трубу старой русской громады, обмазали глиной - не просто аккуратно - красиво! Терентий охотно объясняет:

- Морозы пережили, слава богу. Старую-то печь и не натопишь, а дров в округе нет, покупать надо. Хозяйка-то говорила с соседями, они и сказали, что русские печи давно в селе не топят, если только готовят что-то. А новая печка-то задымила сразу, страсть. Ну я там лист один подогнул, трубу распрямил.

Младшие Мурачевы с удовольствием ходят в школу и читают русские сказки.

Младшие Мурачевы с удовольствием ходят в школу и читают русские сказки.

«ЗЕМЛЮ ДАЛИ НА ГРАНИЦЕ»

За говорком Терентия мы чувствуем какую-то настороженность или тревогу. Беспокоит его - с чем мы приехали? Терентий, конечно, знает (мы заранее позвонили) - привезли деньги, чтобы погасить штраф. А что попросим взамен? Какие условия выставим? Не привыкли эти люди к таким подаркам судьбы. Или разуверились в том, что судьба готовит им что-то хорошее.

Мы проходим в горницу для серьезного разговора. Девушки прикрывают дверь без просьб - не принято у староверов, чтобы женщины в обсуждениях «внешних» проблем участвовали. В углу на кровати возится лишь двухлетняя «коренная бразильянка» Нила - наряжает куклу. До пяти лет на нее законы патриархата не распространяются.

При обсуждении статьи у читателей возникли вопросы - почему староверы все-таки бежали с Дальнего Востока? Поэтому расспрашиваем Терентия подробно. Он, волнуясь, показывает нам красочные проекты домов, даже заверенные рукой какого-то административного чина. По условиям переезда в Россию им должны были построить один из домиков-пряников. В итоге, когда староверы поняли, что благодати не будет и строиться придется самостоятельно, им не смогли даже найти делянку леса в тайге! А поначалу и вовсе выделили аварийные квартиры в каком-то общежитии, на их ремонт ушла чуть ли не треть государственных подъемных.

- Землю дали, - соглашается Терентий, - только она не для зерновых культур и каменистая. Негодная земля. Прямо возле границы. То есть в темноте никакая техника ездить не должна... Просили другую землю, не нашли.

- Но часть вашего рода все-таки уехала под Дальнереченск, остались в регионе...

- Им там выделили 700 гектаров, на нас бы уже не хватило. Земля от жилья в 30 километрах. У нас в Боливии были земли на таком расстоянии - 100 долларов в неделю уходило только добраться-вернуться. Часть подъемных ушла на переезд, часть на покупку домов здесь. Но мы же не бежали из России, мы же на русской земле остались.

«БУДЕМ ПОМОГАТЬ»

После публикации в «КП», кстати, Терентию звонили разные люди. И предлагали переехать на свободные земли в нормальные условия - кто на Кубань, кто в Ставрополье, кто в пустующую деревню на Брянщине. Однако семья решила, что из Калужской области теперь ни ногой.

- Ну как же, нам тут так люди помогают, - удивляется Терентий. - И продуктами, и деньгами, и просто добрым словом. Низкий поклон вам, русские люди. Будем здесь на ноги вставать. Тут и власти к нам благосклонно отнеслись. Вот в конце месяца у меня встреча с местным министром сельского хозяйства назначена. Будем вместе думать, как весной начинать работать. Землю нам дали, но техники-то у нас нет. Может быть, удастся взять в лизинг?..

Мурачевы уже успели оформиться как фермерское хозяйство. И даже начали платить положенные для этого статуса налоги. Вот и переживает Терентий, как бы не получилось, что выплачивает он их впустую. Вдруг к весне сеять нечем будет. Впрочем, еще в прошлый наш приезд министр сельского хозяйства Калужской области Леонид Громов заверил нас, что семье староверов будут помогать.

- Мы понимаем их идеологию, стремление работать на земле, - говорил министр. - Это люди оседлые, создать им элементарные условия, и они будут заниматься своим ремеслом, которое заложили в них отцы, деды. Конечно, подниматься им надо на условиях софинансирования. У нас в этом году появилась программа прямой поддержки в виде грантов начинающим фермерам. В рамках этой программы, конечно, будем им помогать. Но у них все-таки должны быть какие-то средства для старта. Хоть на какую-то технику, семена...

И помощь от читателей «Комсомолки» могла бы послужить этим начальным капиталом. Если бы не пришлось возвращать нелепый, но, увы, вполне законный долг Приморскому УФМС. Семья Мурачевых отправила письмо Президенту РФ Владимиру Путину. Ведь иногда у нас в стране самые сложные проблемы можно решить особым порядком, по-человечески.

Внимание! Если вы хотите помочь семье Мурачевых Счет в Сбербанке:

Адрес: 249340, г.. Жиздра, ул. Кирова, 27ОН 8759144

Банк получателя: Отделение НО8608

Корреспондентский счет: 30101810100000000612

Инн: 7707083893

Кпп: 402302001

Бик: 042908612

Отделение номер 5568 Сбербанка России.

Получатель Терентий Мурачев.

Счет No. 42307.810.2.2212.0027347