Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Экономика24 января 2013 16:40

Малому бизнесу не придется отчитываться по-взрослому

Новшества в законодательстве о бухучете для малого бизнеса комментирует заместитель министра финансов Сергей Шаталов
Сергей Шаталов

Сергей Шаталов

Фото: РИА Новости

С 1 января вступил в силу новый закон «О бухгалтерском учете». Теперь упрощенным порядком налогообложения и бухгалтерской отчетности, как и прежде, могут пользоваться только индивидуальные предприниматели (ИП). Хотя до этого, в течение почти десяти лет, по упрощенке перед налоговиками отчитывались и малые предприятия, имеющие статус юридического лица.

Предприниматели ропщут: одни просто не знали о вводимых новшествах, другие говорят, что их бизнес настолько мал, что при упрощенке они запросто обходились без бухгалтера, теперь же придется его нанимать и нести дополнительные расходы (в разных регионах услуги профессионального бухгалтера стоят от 10 тыс. до 40 тыс. рублей в месяц).

Ситуацию «Комсомолке» прокомментировал замминистра финансов Сергей ШАТАЛОВ:

- Действительно, в прежнем законе была норма, освобождавшая от ведения бухучета организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения. Но эта норма противоречила десятку других федеральных законов, которые требуют от всех организаций ведения бухгалтерской отчетности вне зависимости от применяемого налогового режима. Эти требования существовали и до 2013 года, и сейчас существуют. Новый закон о бухучете в этом смысле ничего не добавил и не убавил.

В нем просто не стали реанимировать правовую коллизию, которая создала столько практических проблем, что дело дошло даже до Конституционного суда. В отсутствие хотя бы минимального бухучета возникает масса вопросов, которые невозможно решить. Например, какую долю выплатить покидающему ООО участнику, как соблюсти минимальный предел чистых активов, как провести реорганизацию или даже просто ликвидироваться юрлицу? Список таких вопросов довольно длинный, и с ними столкнулись «упрощенцы», воспользовавшиеся упомянутой противоречивой нормой закона и отказавшиеся от бухучета.

Для малого бизнеса правильнее вести речь не об отказе от бухучета, а о его максимальном упрощении. И сейчас малому бизнесу предоставлены возможности серьезных упрощений по всем участкам учета, упрощенные формы отчетности. Все это обобщено в одном документе, который размещен на сайте Минфина и есть во всех информационных системах.

Малое предприятие может вообще весь бухгалтерский учет ужать до одной амбарной книги. Последним шагом в этом направлении стала отмена для микропредприятий требования применять двойную запись. Держать в штате бухгалтера для ведения упрощенного учета не нужно, все это может делать смежный специалист или сам руководитель организации. Конечно, существующая упрощенная система – не идеал, и мы будем дальше работать над ее совершенствованием, например, расширять дифференциацию требований для разных категорий организаций. Но, так или иначе, нельзя говорить о том, чтобы организации вообще не вести никакого бухучета. Это можно допустить только для индивидуальных предпринимателей, у которых нет юридически обособленных имущества и обязательств.