Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Звезды6 мая 2014 4:11

Вице-президент "Гильдии актеров Союза кинематографистов" Борис Токарев:«Татьяна Самойлова настолько потратила себя в работе, что потеряла душевное равновесие"

В день своего 80-летия ушла из жизни звезда фильма "Летят журавли" [видео]
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
Полностью реализоваться она не смогла. Публика ее запомнила по двум ролям

Полностью реализоваться она не смогла. Публика ее запомнила по двум ролям

Фото: РИА Новости

…С Татьяной Самойловой я лет восемь назад делала интервью для «Комсомолки», гостила в ее квартире. И тогда актриса показалась мне, мягко сказать, очень-очень странной, не от мира сего. Казалось, ее тело – вот оно, а все мысли, душа – где-то в ее прошлом. Словно живет в воспоминаниях своих работ в кино. Рассказывая о кино или про свою любовь и свои трагедии, она сразу оживлялась и словно начинала светиться изнутри. Тогда впервые «Комсомолке» Самойлова призналась, что у нее с ее первым мужем, актером Василием Лановым, могла родиться двойня, но ради карьеры она сделала аборт. Сегодня о душевном состоянии актрисы, последних годах ее жизни я расспросила ее друга и соседа Бориса Токарева, Первого вице-президент Гильдии актеров кино России..

- Мы жили с Татьяной Самойловой в одном доме, часто виделись во дворе, общались, дружили, - говорит Борис Токарев. – Регулярно во дворе встречались. Татьяна все время гуляла вокруг дома. Уже 25 лет мы с ней соседи. В этом доме от Союза кинематографистов и мне, и Татьяне когда-то дали квартиры.

- О чем вы с ней говорили?

- Она очень любила вспоминать наши совместные поездки. Мы с ней по Волге ездили на разные творческие встречи, концерты... Важный момент ее жизни и ее биографии – она человек (по крайней мере, в разговорах и общении), который вообще лишен бытовой составляющей. Жизнь, кухня, магазины – это ее никогда не волновало. Бытовые вопросы ее мало интересовали. Она вся была в творчестве. К быту относилась очень спокойно, ровно, без воодушевления. А поговорить о творчестве – пожалуйста. Об этом она могла говорить часами. И нам с ней было, что вспомнить.

- А вот с единственным сыном, который живет за границей, у нее не сложились отношения.

- Опять же, потому что Татьяна Евгеньевна была абсолютным, стопроцентным человеком искусства, творчества. А все остальное – «потом». Имею в виду быт, жизнь, ребенок. Все «потом». Если хотите, у нее была в этом смысле даже дисгармония. И это повлияло на то, что не так много людей вокруг нее оказалось, и что с сыном вот такая проблема. Хотя они общались. Он иногда приезжал.

- А на ее юбилей вы ее сына пригласили?

- Мы приглашали известных людей. А родственники на творческий вечер хотят - приходят, не хотят – значит, нет. Тут уж по желанию. Наша "Гильдия актеров" устраивала вечер в ее честь. Это же не день рождения, когда все родственники должны сидеть за столом. Это юбилей, который отмечает страна. В нашей стране у каждого жителя нашлись бы какие-то слова, чтобы сказать Татьяне Евгеньевне, в этом я уверен…

Шестого мая "Гильдия актеров" готовила в ее честь огромную программу под названием «Неотправленное письмо». В конце празднества у нас была задумана красная ковровая дорожка, по которой она должна была пройти – повторить свой выход в Каннах. Мы придумали целое театрализованное представление. Пригласили актеров и разных исполнителей – из Большого театра и так далее. Но теперь эту программу проведем осенью как вечер памяти Татьяны Евгеньевны.

- А почему называется «Неотправленное письмо»?

- А потому, что мы, как всегда, не успеваем все сказать до конца при жизни. А потом «Неотправленное письмо» Калатозова – это одна из ее картин, где она играла потрясающе. А для меня один из ее лучших фильмов - «Летят журавли». Этот фильм в полной мере - если говорить о символах и знаках судьбы – для нее Знак судьбы. В этой картине она является символом победы. В характере ее героини Вероники и горечь утраты, и радость победы, и человеческие поступки. Она в этой картине очень реальная, живая…

- А вы когда Татьяну Евгеньевну последний раз видели?

- Недели две назад. Мы часто с ней встречались. Она любила часто прийти к нам в гости в "Гильдию актеров", посидеть здесь, попить чайку, поговорить. Ее всегда радушно встречали. Гильдия все последние годы ей помогала. Причем, помощь была конкретная и простая, но необходимая – например, платили ей квартплату. Это реальный вклад в ее жизнь, пусть без фанфар, но мы делали это дело.

- Но был период, когда Самойлова была совершенно всеми брошена. Мне рассказывал один ее поклонник Эдуард, что он застал ее в ужасном состоянии лет десять назад. Он говорил, что она просто опустилась, жила в грязи, он буквально спас тогда великую актрису и организовывал для нее некие фестивали, поездки.

- Категорически не соглашусь! Татьяна никогда не была брошенной. И никогда не была забытой. Другое дело, что факт такого ее одиночества – он, в какой-то степени, неизбежен. Потому что нередко, увы, это обратная сторона великого таланта. Ей было со многими людьми трудно общаться, потому что она была давно и серьезно больна. На счет поклонника Эдуарда – да, был такой, я про него знаю, и он действительно помогал Татьяне Евгеньевне какой-то период. Но порой людям хочется усилить, преувеличить свою заслугу – вот он якобы спас великую актрису. Ее не надо было спасать. Она такая – какая есть. И я ездил с Татьяной Евгеньевной на фестивали, но не слышал, чтобы какие-то фестивали организовывал Эдуард. Да и таких поклонников, которые ей помогали, было много!

- А тогда мне показалось, Татьяне Евгеньевне даже по-женски нравится внимание к ней этого молодого мужчины Эдуарда.

- Не думаю. Просто она была благодарна за внимание.

- Говорят, Татьяна Евгеньевна ни с кем не дружила.

- Когда человек много болеет - а она много болела, увы, но это так - то все очень трудно. И она мало снималась из-за болезни. Были десятки режиссеров, которые мечтали, чтобы она снималась в кино. Но ведь все поминали, что возьмут ее на роли – а «вдруг что-нибудь»? И что тогда, останавливать картину и как быть? Это большая проблема на самом деле, не так просто.

- А что у нее за болезнь? Она жаловалась мне на астму, что ноги болят.

- Астма, ноги - это все "дополнение". основная проблема касается психики. Нервные расстройства….

- Я слышала, что после роли Анны Карениной она в больнице для душевнобольных лежала.

- Да. Она регулярно лежала в больнице. И ее болезнь – это расплата за ее прекрасную работу. Нередко гениальный актер расплачивается собственным душевым спокойствием. Она очень глубоко проникала, погружалась в тот или иной образ, что потом ей трудно было из этого образа выбираться. Татьяна Евгеньевна реально тратила себя во время работы. И потом ей было очень трудно себя восстановить. Она говорила про Анну Каренину, что я жила с этой ролью четыре года: два года – съемки, а еще два года выходила из этого образа, что ей давалось чрезвычайно сложно, потому что она очень глубинно входила в своих героинь, которых играла. Они становились ее сутью!

- Но все это было в молодости. А потом она вообще нигде не снималась!

- Она потеряла свое здоровье. А это серьезная вещь. И это не то, что случилось «вчера», а это были годы болезни!

- Когда человек болеет, ему, наверное, и жить-то тяжело?!

- Ему тяжело жить, общаться с другими людьми, конечно! Потому что у него на самом деле возникает некий свой мир. И она жила в "своем мире".

Это круг, связанный с ее картинами. Не только ее воспоминания о прошлом, но и люди, кто работал с ней на этих картинах. Она была человеком очень творческим. И дышала она творчеством.

- Я с ней общалась, и мне она показалось очень странной, при том, что она здраво рассуждала и была трезвомыслящей.

- Правильно, да, она странный человек, конечно! Я же говорю вам, что она была больна! Но это не мешает воспринимать ее как великую актрису.

- Мне Татьяна Евгеньевна однажды рассказала, что ее самым любимым мужем был второй – Осипов.

- Она не любила откровенничать. Видимо, вы однажды попали в такое ее настроение, когда приоткрыла душу. Но я не лез в эти дела.

- А что про сегодняшний день она вам говорила?

- Да почти ничего. Она просто жила и все. Она философски воспринимала свою жизнь, и - как есть.

- О смерти думала?

- Этой темы мы никогда не касались. Мы говорили о жизни. Татьяна Евгеньевна собиралась жить долго. Ей нравилось жить. И умирать она не собиралась.

- Завещание она оставила?

- По-моему, нет. И никаких пожеланий, где ее хоронить, отпевать или нет – не было.

Тем более она была воодушевлена предстоящим празднованием своего юбилея. Чтобы оградить от этого возбуждения, которое было вокруг нее, и от чего она сильно волновалась, будоражилась, мы поместили ее в клинику, чтоб успокоилась, поправила самочувствие. Но, видимо, не получилось совсем ее уберечь. Потому что человек эмоциональный. Давление скакало от любой эмоции. А тут было много волнений. Пусть радостных, но волнений. И вот такой финал.

- Отчасти юбилей ее подкосил?

- Да. Ее стали доставать журналисты. Это ее не раздражало. Но каждый раз, когда задавались некие сложные вопросы, она нервничала, на какие-то вопросы не хотела отвечать, начинала заново что-то переживать. чувствовала себя не очень хорошо. Все разом сказалось на ее внезапный уход. Тут еще телевизионщики затеяли ремонт на ее кухне. Телевизионщики не были бы телевизионщиками, если бы не использовали момент юбилея, чтобы не прийти и не предложить ей ремонт. А ей – дополнительные некие неудобства. Хотя если бы они не пришли и не предложили, то ремонта бы и не было. Потому что Татьяна Евгеньевне в голову не приходило начать у себя ремонт. И она предложение телевизионщиков приняла, но очень спокойно. Относительно быта у нее была реакция такая простая, без особого интереса. «Да, это хорошо»,– тихо говорила она. Или без эмоций: «Мне понравилось». Все! И вообще она в жизни была достаточно ровным и спокойным человеком. А на экране это была бездна чувств, которые ее захлестывали. Вот это было самым удивительным, это уникальное актерское явление. Потому что актеры, как правило, наоборот, за границами кадра активны, возбуждены, рассказывают анекдоты, актерские байки, а на экране или на сцене – все скромнее. А у Самойловой было все наоборот. Но при этом она могла сильно распереживаться из-за нахлынувших чувств, что было нечасто, но не проходило бесследно для ее состояния.

- Говорят, она была одинокой по жизни?

- Смотря что называть одиночеством. У нее было три мужа. У нее есть сын, как бы с ним не складывались отношения.

Отец, которого она обожала совершенно, и который не так давно ушел из жизни, и прожил длинную жизнь… Один из близких ей людей – ее родной брат Алексей Самойлов. Он до последнего был рядом с ней.

Самойлова прожила не короткую жизнь. 80 лет – это все-таки серьезно. Она не была совсем одна. Главное, она прекрасно понимала, что сделала для искусства.

Она – я разделяю эту точку зрения - национальное достояние. Уникальна как актриса, как женщина. Другого похожего человека, я не встречал. Она уникальна как создание природы! То, что она сыграла на экране – удивительно. Хотя она бы могла сыграть все основные роли нашей классики – от Грушеньки в «Братьях Карамазовых» до Настасьи Филипповны в «Идиоте». Глубинная эмоциональность - это ее, она по сути была создана для этого. Она уникальна во всем. Даже ее уход в мир иной в свой 80-летний юбилей – это тоже уникально…

Великое счастье и великая беда кинематографа - что оно останавливает мгновение. Я смотрю «Летят журавли», вижу это лицо на экране, неповторимое, божественное совершенно. И то, как Самойлова там играет, и как это снято, и какая это драматургия. Печально и грустно, что человек уходит из жизни, но, увы, мы все там будем. Но то, что она осталась вот такой в кино, на экране, - это осталась навсегда, и это удивительно. Есть картины, которые на все времена. Вот «Летят журавли» - это картина на все времена. Пройдет сто лет, и все равно ее будут смотреть, и она будет трогать, увлекать зрителя все равно. И у нее будут свои поклонники. То есть на самом деле - это вечность. И Татьяна Евгеньевна к этой вечности причастна.

СМОТРИТЕ ФОТОРЕПОРТАЖ "Памяти актрисы: Татьяна Самойлова" ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Коллеги о Татьяне Самойловой: Она нуждалась не в деньгах, а в теплом отношении близких... - Она была совершенно беззащитным человеком, нуждавшимся в теплом, участливом отношении, - говорит генеральный директор Гильдии актеров кино России Валерия Гущина. - И дело было не в деньгах - она особенно в них не нуждалась, помимо пенсии, получала регулярную помощь от благотворительного фонда Никиты Михалкова «Урга - территория любви», мы ей оплачивали социальные услуги. Она нуждалась в теплом отношении близких, хотя ее брат Алексей Евгеньевич в последнее время жил с ней в квартире. Но часто Татьяна Евгеньевна приходила к нам в гильдию для того, чтобы не быть дома одной. Садилась в уголке в кресле: «Извините, я вам не помешаю?» «Ну что вы, - говорили мы, - может быть, чайку с конфетами?» «Спасибо, не надо, сладости нельзя есть бесконтрольно», - говорила Самойлова. Насколько могла, она старалась следить за своим здоровьем (читайте далее) ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД Ольга КУЧКИНА Артистка Миллионы зрителей были влюблены в нее. Золотая пальмовая ветвь Каннского фестиваля сделала ее всемирной знаменитостью. За фильмом «Летят журавли» последовали судьбоносные «Анна Каренина» и «Неотправленное письмо». Она родилась в Сестрорецке, под Ленинградом, в семье известного артиста Евгения Самойлова. Тоненькую длинноногую девочку отдали в балерины. «Берег счастья» был ее выпускной балет. Отсюда ее необыкновенная пластика (читайте далее)

СМОТРИТЕ ФОТОРЕПОРТАЖ "Памяти актрисы: Татьяна Самойлова"

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Коллеги о Татьяне Самойловой: Она нуждалась не в деньгах, а в теплом отношении близких...

- Она была совершенно беззащитным человеком, нуждавшимся в теплом, участливом отношении, - говорит генеральный директор Гильдии актеров кино России Валерия Гущина. - И дело было не в деньгах - она особенно в них не нуждалась, помимо пенсии, получала регулярную помощь от благотворительного фонда Никиты Михалкова «Урга - территория любви», мы ей оплачивали социальные услуги. Она нуждалась в теплом отношении близких, хотя ее брат Алексей Евгеньевич в последнее время жил с ней в квартире. Но часто Татьяна Евгеньевна приходила к нам в гильдию для того, чтобы не быть дома одной. Садилась в уголке в кресле: «Извините, я вам не помешаю?» «Ну что вы, - говорили мы, - может быть, чайку с конфетами?» «Спасибо, не надо, сладости нельзя есть бесконтрольно», - говорила Самойлова. Насколько могла, она старалась следить за своим здоровьем (читайте далее)

ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД

Ольга КУЧКИНА

Артистка

Миллионы зрителей были влюблены в нее. Золотая пальмовая ветвь Каннского фестиваля сделала ее всемирной знаменитостью. За фильмом «Летят журавли» последовали судьбоносные «Анна Каренина» и «Неотправленное письмо».