Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Политика29 октября 2014 19:13

Политолог Александр Казаков: Перемирие — это риторика. Идет народная война

Директор Центра стратегического планирования при парламенте Новороссии рассказал «КП», почему Москва признала еще не состоявшиеся выборы и что последует за отзывом Киевом подписи под документом о линии разграничения [видео, аудио, обновляется]
Перемирие — это всего лишь риторика

Перемирие — это всего лишь риторика

Фото: REUTERS

Донецкий пасьянс

Парламент Новороссии — это донбасское ноухау. Скорее совещательный, нежели исполнительный орган, в который входят не только представители парламентов ДНР и ЛНР, но также депутаты из Херсона, Николаева, Одессы... Люди, не побоявшиеся открыто заявить о своих взглядах и автоматически ставших сепаратистами для Киева. Чем-то эта структура напоминает российскую Общественную палату, в которой представлены авторитеты в своей отрасли. Александр Казаков — профессиональный политолог и политсоветник. На грядущие выборы он смотрит сквозь призму своих специфических навыков. Выборы грядут особенные, без политической оппозиции.

- В политике есть соперники, на войне есть противники. На военной территории точка зрения противника быть представлена не может, - встретил он нас в своем просторном светлом кабинете. - Зато здесь есть консенсус всех участников выборного процесса в отношении определенных идей: независимость, антиолигархический посыл, русский мир и все из него вытекающее. Первые пункты программ у всех одинаковы. А вот акценты у них разные. ДНР и ЛНР — это довольно большие образования, где живет много людей. У миллиона беженцев в России тоже есть разные точки зрения на будущее.

- В выборах в парламент участвуют только две силы.

- Да, два общественных объединения, которые смогли зарегистрироваться и соблюли все формальности. «Донецкая республика»: первым номером в списках идет Александр Захарченко, за ним — Андрей Пургин и Денис Пушилин. В «Свободном Донбассе» - менее раскрученные имена. К примеру, Мирослав Руденко, один из ближайший сподвижников Павла Губарева. Идеологического противостояния между двумя этими списками нет. Есть разные акценты и с первого взгляда их не разглядишь, хотя местные все разбирают прекрасно.

Политолог Александр Казаков

Политолог Александр Казаков

Фото: Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИН

- В чем эти тонкие отличия программ?

- Например, вопрос о границах. В том плане, что это проблема завтрашнего или послезавтрашнего дня. Есть разница во взглядах на экономическое развитие. «Донецкая республика» настроена на то, чтобы найти какие-то варианты взаимопонимания с Украиной. Есть так называемый «индекс взаимозависимости регионов». Если у Крыма он был меньше 15 процентов, то у бывшей Донецкой области он больше 80-ти. Настолько эта территория была интегрирована в общий украинский контекст. И здесь ножницами не отрезать, можно отчикать что-нибудь нужное. Поэтому в этом вопросе «ДР» скорее прагматики. «СД» радикальнее. Отрезать и забыть раз и навсегда. А в перспективе — взгляд на Восток со всеми вытекающими.

В отношении Захарченко действительно выдан народный мандат доверия. Он его заслужил

В отношении Захарченко действительно выдан народный мандат доверия. Он его заслужил

Фото: Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИН

«Развлекаться вторыми турами - некогда»

- Безоговорочная популярность Захарченко не всем нравится. Хотя если присмотреться, здесь выбирают не унылого главу республики, а «отца народа» или вождя племени, которое находится в страшной опасности — его истребляют, буквально. Критерии иные...

- В отношении Захарченко действительно выдан народный мандат доверия. Он его заслужил. И видно, что он победит. Надеюсь, в первом туре. Принципиально важно провести выборы предельно скрупулезно и точно, как в учебниках. Развлекаться во вторые туры, когда до артиллерийских позиций украинской армии 15 километров... Не то время. Сивоконенко и Кофман, его соперники, сами это признают. Сивоконенко представляет организацию «Беркут». Он человек боевой и пользуется уважением. Мирное население его знает меньше. Александр Кофман - зампредседателя парламента Новороссии. Это местные, коренные. Кофман последние месяцы через парламент занимался гуманитарной помощью, сам возил и раздавал. Но тут дело даже не в известности. Тут другие технологии работают. Тут «индекс узнаваемости» не важен. Самый узнаваемый в Донбассе - Ринат Ахметов, но, думаю, ему не удалось бы провести ни одной встречи с избирателями. Здесь в дешевые игры никто не играет. Поэтому тут разработаны все правила, которые будут соблюдены. Есть даже планы на случай агрессии за день до голосования или на сами выборы.

- Есть опасения, что они могут перейти в наступление?

- Могут просто отбомбиться накануне, чтобы запугать людей. Но это уже не пройдет. Я был тут на одном предвыборном мероприятии, встреча кандидатов с народом в центре Донецка. Я запомнил не сам взрыв и как полетели стекла в зал. Никто не ломанулся в двери, не побежал, не запаниковал. Большинство людей даже хотело остаться. Женщины только заплакали, но не двинулись с места. Этих людей уже не запугать. Эмоциональный порог пройден давно, где-то в августе.

«Минские соглашения уже себя изжили»

- Россия уже дала серьезный аванс, заявив, что признает выборы. Что за этим может последовать?

- Россия признала выборы в Киеве, признает и плебисцит в Донецке и Луганске. Фактически Москва конституирует две стороны переговорного процесса. Это не политическое признание, а официальный правовой акт. И теперь Москва может быть посредником между двумя правовыми субъектами.

- Киев отозвал свою подпись под документом о линии разграничения. Можно ли это трактовать как объявление войны?

- Я вам отвечу как частное лицо. Минские соглашения давали возможность хоть как-то влиять на процесс, который выходил на бесконечный конфликт. Но они себя изжили. Киев не собирался их выполнять. Будем справедливы, ополченцы тоже не всегда стремились к этому. Войну никто не объявлял, но она давно идет. Они это называют антитеррористической операцией. Но при этом они садятся за стол переговоров с «террористами», ведут с ними обмен пленными. И так далее. Попытка внести ДНР и ЛНР в международные списки террористических организаций провалилась с треском еще весной. Минские соглашения дали передышку Донецку и Луганску. И я думаю, она продлится. У Киева сейчас своих проблем выше крыши. Они не готовы к полномасштабным боевым действиям зимой. В отличие от ополченцев, готовых к обороне. Минские соглашения позволили изменить градус обсуждения конфликта в Евросоюзе, зацепиться за проблему нашим союзникам — Китаю, Латинской Америке. Была создана устойчивая точка в мире хаоса.

- А теперь снова хаос?

- Перемирие — это всего лишь риторика. Все стороны конфликта, включая Вашингтон, Лондон, Брюссель, говорили: «Да, перемирие есть, несмотря на некоторые инциденты». Некоторые инциденты переросли в фазу длительного вооруженного противостояния, как в Дебальцево. Некоторые — в наступательные действия на севере Луганской области. Некоторые — в перманентную артиллерийскую дуэль в аэропорту Донецка с гибелью в том числе мирных жителей. Но пока это признается «инцидентами», есть политическая воля признавать перемирие.

- Значит, это надолго?

- Пора искать новый формат. Есть повод продолжить переговоры. Только Захарченко и Плотницкий приедут на них не как представители самопровозглашенных республик, а как избранные политики. Они с Кучмой разговаривать уже не будут. Кто такой Кучма? Пенсионер? А они — избранные демократическим путем, и эти выборы будут запротоколированы, тысячу раз сняты журналистами.

- Когда можно ждать переговоры нового уровня?

- Не в ближайшее время. Просто бытовых и хозяйственных забот в республике очень много. Строить нужно, восстанавливать. Сегодня правительство распределяло шефство над восстановлением разрушенных музыкальных школ и донецкого краеведческого музея. И помощь нельзя прекращать.У российских государственных гуманитарных конвоев был один негативный эффект. Частные лица, помогавшие Новороссии просто в колоссальных объемах, решили, что теперь этим будет заниматься государство. Я, пользуясь случаем, хочу сказать — государство, полностью помочь не сможет, какие бы усилия оно не прилагало. Здесь особую ценность представляет непосредственный контакт и сопереживание граждан России и Новороссии. Если честно, я летом не узнавал своих сограждан! Люди стали знакомиться с соседями по лестничной площадке. Все поняли, что это не чужая война, и люди здесь воюют за Россию. Наш долг им продолжать помогать, а здесь нужно все, от продуктов до теплых вещей и стройматериалов. Если бы люди во время Великой отечественной на свои копейки не строили танк, этого танка не хватило бы на Курской дуге. Это народная война, не государственная.

Интервью с Александром Казаковым слушайте на Радио "Комсомольская правда":

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Музыка границ не знает

Минувшие выходные я провел дома, ни разу не выходил на улицу. И даже не из-за легкой простуды. Настолько сильными были мои впечатления по возвращению с Донбасса, а точнее - из Луганска. Мирное время, улыбающиеся люди, отреставрированные фасады домов и новые дороги моей родной Тулы — все это я увидел в новых красках, будто впервые. Всего лишь несколько дней, прожитые в самопровозглашенной Луганской народной республике, кажется, оставили неизгладимый след в моей жизни. (читайте далее)

Александр Ф. Скляр: «Война — это вызов русскому миру»

Перед концертом-квартирником для ополченцев Александр Ф.Скляр и Захар Прилепин заскочили в отель на минутку, подивились ледяному холлу, оплатили номера и умчались. Вечером «разведку роком» ждал сюрприз. На улице -минус семь, в номерах нет ни воды, ни отопления. И бонусом — в каждом номере, сквозная дыра размером с футбольный мяч — следы демонтированной сплит-системы. Но выбора не было. Хотя добрые жители Луганска, узнав о «холодной ночевке», приглашали нас к себе: «Приезжайте, разместим! Есть вода. Отопления нет, но на плите лежат четыре кирпича. Вполне хватает обогреться». Но,ехать куда-то и блуждать по городу без уличных фонарей, не хотелось. Решили перетерпеть.(читайте далее)

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Порошенко объявил войну. Украинскую. Отечественную.

Александр ГРИШИН

В день 70-летия освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков возглавляющий сейчас страну Петр Порошенко обратился к нации. В его речи не был упомянут ни советский народ, который вместе отражал гитлеровскую агрессию, ни то, что восстанавливали Украину потом тоже всем миром. Судя по речи, Порошенко отказался считать Украинскую ССР настоящей Украиной (читайте далее)