Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+4°
Boom metrics
Звезды15 марта 2015 22:00

Рыцарь взвинченного образа

Наш колумнист - о Сергее Юрском, которому 16 марта исполняется 80 лет
Роль Остапа Бендера далась Юрскому нелегко, но стала одной из самых любимых.

Роль Остапа Бендера далась Юрскому нелегко, но стала одной из самых любимых.

Фото: РИА Новости

В галерее эмблемных героев «Ленфильма» его Викниксор из «Республики ШКИД» запечатлен с повязкой на лбу - так он больше походит на Дон Кихота. Для того же, наверное, и бородка, которую реальный педагог Сорока-Росинский не носил, ибо был тонкогуб и ограничивался усами.

Для того же на главную роль был утвержден Юрский - студия упорно лоббировала более вальяжного Андрея Попова, именно в тот год ставшего народным артистом СССР. Но Полока отстоял Юрского - со всем его шлейфом прежних и будущих ролей изгнанных стоиков и упорствующих одиночек. Юрский был Чацким в легендарной постановке БДТ, Эзопом в «Лисе и винограде», Мольером в «Кабале святош». Остапом, вытесненным на обочину бурлящей республики со своим никчемным миллионом и тонкостью великих комбинаций. Груздевым, которому бы действительно не мешало вовремя с женщинами разбираться и пистолеты где попало не раскидывать.

Начав с Чацкого, именно оскорбленное чувство Юрский сделает тайным двигателем своего актерского темперамента. Какая-то уязвленная преддуэльная горячка станет управлять поступками и желчными нотациями его дерганых героев - великого самоеда Ивана Сергеевича Груздева, Тартальи в «Короле-олене» («Раз Тарталья - так значит, каналья?») или даже Остапа в «Золотом теленке», раненного в самое сердце мелкотравчатостью кунаков, бескорыстием сограждан и безыскусным грабежом румынских пограничников. «Придется переквалифицироваться в управдомы» в его устах звучало именно как «Карету мне, карету!».

По экранным перевоплощениям Юрского нетрудно, кажется, восстановить, как вел себя в последнюю ночь Пушкин. Как смирял в себе натянутый бендеровский сарказм и как в корчах отчаяния по-груздевски топал ногой, грыз кулаки и дергал за лацкан ближайшего из ближних.

Артист в роли Викниксора в фильме «Республика ШКИД».

Артист в роли Викниксора в фильме «Республика ШКИД».

Фото: РИА Новости

Горе попранного достоинства - вот что Юрский играл десятилетиями. И если в молодости читался в его противлении злу молодеческий азарт, если гусар Никита в «Крепостной актрисе» размахивал бутафорской сабелькой, аки разбушевавшийся лев, а Викниксор, вздев бородку, обещал аж до Дзержинского дойти - с годами кураж сник, а ворчба возобладала. В «Полутора комнатах» в роли отца Бродского он уже чаще прячется за газетой, как все слишком бывалые отцы слишком самонадеянных отроков.

Но эмоция осталась. В мемуарах народного артиста Юрского добрая треть отведена гневу благородного сердца по поводу нашего вторжения в Чехословакию - хотя, казалось бы, какое место в биографии народного артиста может занимать та давняя неуклюжая интервенция?

Как видим, большое.

В отчаянные годы восставшего духа и траченой материи Викниксор наяривал на пианино вакхический гимн «Клянусь я сердцем и мечом». Возвращал идеалы сердца, меча и служения фатально опростившейся стране. Как сыгранный им же Пастернак в сериале «Фурцева». Как Циолковский в «Королёве». Как Пушкин в телеспектакле «Смерть Вазир-Мухтара».

Сыскать ли более завидную миссию для интеллигента в России?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Сергей Юрский: На Остапе Бендере я заработал 4000 рублей и воспаление легких

Ироничный Остап Бендер из «Золотого теленка», человечный воспитатель Викниксор из «Республики ШКИД», растерянный Груздев из фильма «Место встречи изменить нельзя» - его героев помнят и любят миллионы зрителей. Накануне дня рождения мы дозвонились до артиста и поздравили его с юбилеем. (подробности)