Премия Рунета-2020
Москва
+6°
Boom metrics
Экономика1 июля 2015 14:58

В Москве ввели торговый сбор

Его обязаны будут платить 130 тысяч предпринимателей в столице
Предприниматели, которые занимаются торговлей, должны будут платить фиксированную сумму в зависимости от того, что они продают и на какой площади

Предприниматели, которые занимаются торговлей, должны будут платить фиксированную сумму в зависимости от того, что они продают и на какой площади

Фото: Вадим ШЕРСТЕНИКИН

С 1 июля в Москве введен торговый сбор. Предприниматели, которые занимаются торговлей, должны будут платить фиксированную сумму в зависимости от того, что они продают и на какой площади. Столичные власти рассчитывают собрать в бюджет примерно миллиард рублей, а бизнесмены говорят о дополнительном бремени.

Идею торгового сбора решили для начала обкатать на городах федерального значения: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Но в этом году этим правом решила воспользоваться только столица. Предприниматели негодовали, собирали подписи против сбора, напоминали об обещании не повышать налоговую нагрузку. Но сбор все-таки введен. По мнению столичных чиновников, буря возмущений объясняется тем, что мало кто внимательно читал закон о торговых сборах, а лишь пересказывают друг другу страшилки. «Комсомолка» узнала все о новом сборе.

КТО БУДЕТ ПЛАТИТЬ

Сбор должны будут платить предприниматели, которые занимаются торговлей. Исключение составляют те бизнесмены, которые покупают патенты на торговлю или платят единый сельхозналог. От сбора освобождаются кинотеатры, театры, музеи, киоски и религиозные организации. Владельцам парикмахерских, прачечных, химчисток и других служб быта, где торговля не основной источник дохода, платить также не придется. В течение пяти рабочих дней (до 7 июля) предприниматели обязаны представить в налоговую инспекцию уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора. Это можно сделать лично или через Интернет (нужна будет электронная подпись).

ОТ ЧЕГО ЗАВИСЯТ СТАВКИ?

Ставки сбора зависят от торговой площади, причем не важно, находится она в собственности или в аренде. Для примера, за небольшой магазин (до 50 кв м.) в Центральном округе Москвы придется каждый квартал платить 60 тыс. рублей, в других округах в пределах МКАД - 30 тыс., за МКАД - 21 тыс. Если площадь больше 50 кв. м., прибавляем за каждый метр 50 рублей.

С рынков будут брать по 50 рублей за 1 кв м. (все ставки налога можно посмотреть на сайте Департамента экономической политики Москвы depr.mos.ru).

ЭТО НОВЫЙ НАЛОГ?

- Торговый сбор — это отдельный вид налога, но в некоторых случаях он может быть засчитан при уплате других налогов, - комментирует руководитель налоговой практики юридической компании «Деловой фарватер» Антон Соничев. - Так, например, на сумму сбора будет уменьшены налоги на доходы от бизнеса: налог на прибыль организаций в части платежей в бюджет города, в котором введен торговый сбор, единый налог по уплате УСН, НДФЛ у индивидуальных предпринимателей. А вот те предприниматели, которые выбрали патентную форму налогообложения, выигрывают больше всех, так как они вообще освобождены от уплаты торгового сбора.

То есть, если вы заплатили торговый сбор 10 рублей, а налог на прибыль составил 100 рублей, то платить вы должны 90 рублей, так как 10 рублей уже заплатили в виде торгового сбора.

Но возникает вопрос, зачем нужно было вводить этот сбор, если он просто перекрывает другие налоги? Логика властей проста, в столице много бизнесменов, которые не платят налоги вообще. Получается, у добросовестных предпринимателей сбор будет вычтен из налогов, а у тех, кто не платит, вычитать будет не из чего.

- Но вряд ли сбор станет эффективной мерой борьбы с неплательщиками — если кто-то позволяет себе не платить одни налоги, то что его заставит платить другие? - рассуждает Антон Соничев. - Обязанность плательщиков сбора дополнительно зарегистрироваться в этом качестве в налоговой инспекции создает хлопоты для налогоплательщиков, хорошо бы, чтобы это было не зря и уполномоченные органы оперативно отслеживали и наказывали тех, кто уклоняется от уплаты налогов и сборов, в том числе и торгового сбора.

Если же бизнесу придется нести дополнительные расходы, понятно, что это прежде всего отразится на ценах, а значит, на наших кошельках.

КОММЕНТАРИЙ БИЗНЕСА

Кризис не время для экспериментов

- Мы как представители бзнеса с самого начала относились негативно к этой идее, - комментирует вице-президент ОПОРА России Александр Жарков. - В нынешних экономических условиях, когда многие бизнесмены на грани выживания, когда весь город увешан баннерами «Сдается», «Аренда», не время повышать налоговую нагрузку. Мы просили хотя бы отсрочить введение сбора. Власти пошли нам навстречу и прописали возможности зачтения сбора в счет налога на прибыль и некоторых других налогов. Но проблема в том, что механизм, как эти деньги будут засчитываться, до сих пор не прописан. К тому же у многих предпринимателей этой прибыли может и не быть, а сбор заплатить придется. К тому же, возможны разночтения закона, как считать метраж торговой площади, например. Но правительство Москвы согласилось создать комиссию, куда, я надеюсь, включат и представителей бизнеса. И эта комиссия будет решать спорные вопросы. Есть еще одна проблема. Бизнесмены плохо информированы. А ведь им надо зарегистрироваться как плательщику сбора до 7 июля - это очень короткий срок. Мы опасаемся, что многие просто не успеют это сделать и будут вынуждены платить штрафы.