Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Происшествия19 ноября 2015 7:30

Эксперт: "Сравнивать теракты 1999 года и взрыв А321 не совсем корректно"

Взрывотехник пояснил в интервью "КП", почему не стоит проводить параллели между этими двумя событиями
Эксперт: "Сравнивать теракты 1999 года и взрыв А321 не совсем корректно"

Эксперт: "Сравнивать теракты 1999 года и взрыв А321 не совсем корректно"

Фото: РИА Новости

В среду, 18 ноября, издание Dabiq, рупор террористической группировки "Исламское государство" (ИГ), опубликовало фотографию бомбы, которой, они якобы взорвали российский самолета А321.

На фото банка из-под прохладительного напитка Schweppes Gold и детонатор. В том же материале бандиты ИГ опубликовали паспорт одного из погибших пассажиров, и указали, что он "находится у моджахедов". После этого заявления дальше можно было бы уже не обсуждать этот вброс, однако он попал в зарубежные СМИ, которые его растиражировали.

В ряде российских СМИ стали сравнивать бомбу опубликованную в издании ИГ с теми, что были взорваны в жилых домах на улице Гурьянова и Каширском шоссе в Москве 8 и 13 сентября 1999 года.

- Сравнивать эти взрывы не корректно, - пояснил "Комсомолке" эксперт-взрывотехник. - В Москве при взрыве домов использовался гексоген, и никаких взрывателей там на месте взрыва не находили - мощность взрыва была эквивалентна порядка 300-400 кило в тротиловом эквиваленте. Тогда бандиты взрывчатку мешками в подвалы закладывали. И детонаторы там могли использовать какие угодно: могли вызвать в подвал сантехника, и тому было достаточно свет включить. Снимке террористов алюминиевая банка из-под безалкогольного напитка, а рядом с ней промышленный взрыватель - электрический детонатор. На такие предметы в аэропортах настроено даже самое древнее оборудование, авиационная безопасность в первую очередь обращают внимание на подобные предметы при досмотре. Кстати, подобные бомбы на Северном Кавказе никогда не использовали, а фугасы делали на основе артиллерийских снарядов, мин и гранат, которые и сегодня находят в избытке в схронах экстремистов. Террористы в принципе не используют металлические контейнеры, а вместо промышленных электродетонаторов могут использовать лампочку от фонарика или химические вещества. Еще важная деталь: рядом с банкой изображен замыкатель с кнопкой, которая имеет подсветку из зеленого и красного светодиода. Такой мог конечно мог использовать какой-нибудь террорист-смертник при захвате лайнера, чтобы психологически воздействовать на экипаж и пассажиров. Но на бомбе, которую установили скрытно, лампочки вообще не нужны. Это лишние контакты в электрической цепи, что в принципе не допустимо!

В среду, в материале "Версия: российский самолет мог взорвать террорист смертник" эксперт отметил, что снимок в журнале ИГ мог быть специально опубликован для того, что бы запутать следствие. Ведь к жидкостям и разным банкам при проверке на пограничном контроле всегда уделяется больше внимания. Прятать бомбу логичнее в коробке с халвой или лукумом, что покупают на сувениры в аэропорту пассажиры.

- Многие журналисты делают выводы путаясь в специальной терминологии, - подчеркнул эксперт. - Они не понимают, что взрыв бомбы мощностью один килограмм в тротиловом эквиваленте, мог быть устроен при некоторых условиях иной, более мощной взрывчаткой, которая помещается в сигаретную пачку.

Эксперт отметил, что для нарушения давления в салоне самолета достаточно небольшого взрыва, который ведет к разгерметизации самолета, и его мгновенному разрушению. А теракт в А321 корректно сравнивать с взрывами в российских самолетах, что унесли жизни 90 пассажиров в 2004 году.

Напомним, террористки-смертницы, взорвавшие 24 августа 2004 года пассажирские Ту-154 и Ту-134, пронесли взрывчатку внутри полостей своего тела. Вещества были в жидких состоянии, и весили всего несколько десятков граммов. Этих производных оказалось достаточно, чтобы они смогли собрать на борту самолетов бомбы.

- После взрывов в течение 2-3 секунд произошло нарушение кинематического управления рулями и отделение хвостовой части, и дальнейшее управление самолетами в условиях разгерметизации стало невозможным, - сообщил тогда результаты расследования министр транспорта РФ Игорь Левитин.

Как показало следствие именно так и разрушился в небе над Синаем борт А321, где по предварительной информации бомба была заложена под пассажирское сиденье у окна, в хвостовой части авиалайнера.