2016-08-24T01:40:24+03:00

Игорь Скляр: «Борьба с русской культурой на Украине - просто детский сад!»

На гастролях в Воронеже известный артист также рассказал, в чем проблема нашего кино, что мы отдали Голливуду и почему лечение будет таким же сложным, как выведение герпеса
Поделиться:
Комментарии: comments12
Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ
Изменить размер текста:

29 января звезда фильмов "Берегите женщин", "Мы из джаза", "Дети понедельника" Игорь Скляр сыграл для воронежцев «Суп из канарейки». Казалось бы, антреприза, но артист выложился, как в последний раз. Как мы поняли из беседы с Игорем Борисовичем, потому что он основательный человек. Скрупулезно относится ко всему, чем занимается. Мы поговорили обо всем: почему сейчас озвучивать Пирса Броснана не приглашают актеров уровня Смоктуновского, до чего доводят кино непрофессионалы, считать ли кризис кризисом и заглядывать ли супругам в личные послания друг друга.

В КИНО ПОЯВИЛОСЬ МНОГО ДИЛЕТАНТОВ

- 2016-й - Год кино. Чего нашему кино не хватает? Какие проблемы у нашего кинематографа?

- Нет проблем, всего хватает. Какая жизнь – такое и кино. Любя историю и философию, могу сказать, что каждый народ заслуживает то кино, которое имеет. А что, вас что-то беспокоит?

- Мне кажется, смотреть нечего.

- Кто хочет, тот найдет, что смотреть. Можно - наши старые фильмы. Или вот новый фильм Васи Сигарева «Страна ОЗ». Вообще хороших режиссеров и фильмов никогда не было много. Да, средний уровень понизился. Потому что мы решили примкнуть к евролиберализму. Как малые дети, которые клюют на яркую обертку и не задумываются, что там внутри. Им важно быть не хуже других, как все. Моя мама говорила: «Все пойдут топиться и ты с ними?»… Но я вас уверяю, есть и серьезные режиссеры, и прекрасные артисты, и сценаристы. Никуда ничего не исчезло, просто соотношение поменялось.

- Скоро будет премьера сериала «Семейный альбом», у вас достойная роль?

- Хотелось бы думать так. Плохие сценарии я не рассматриваю. Их видно с первой страницы. Читаешь - вода, рассчитанная на то, чтобы растянуть на побольше серий. Это сразу неинтересно. А я участвую там, где есть, что сыграть. Есть правда жизни - начиная с интерьеров, реквизита, костюмов, причесок, слов, ситуаций. Зритель ведь сначала начинает доверять, а потом сопереживать. Хотя бывает сценарий неплохой и актеры симпатичные, а не получается главного - катарсиса не чувствуешь. Чтобы люди завибрировали. Но кино всегда чуть-чуть лотерея. Занятие артиста похоже на русскую рулетку. Ну а в «Семейном альбоме» - почти достоверная история. Про период 50-60-х. История профессорской семьи. Мой герой занимается темой, которую не дают разрабатывать в Советском Союзе. И он стоит перед выбором: остаться или уехать в Америку. Выбор играть - самое интересное. Из-за ошибки в выборе вся наша судьба и складывается. Не ту женщину выбрал, не в ту компанию попал, не в том шоу снялся. И вот он выбирает – нелегально уезжает в Америку. Там дают лабораторию, приходит успех. Но он начинает понимать, что без любви, семьи, страны ему невмоготу. Конец несчастливый. Всегда так бывает, когда принял неправильное решение. Когда кажется, что работа главнее, выбирают карьеру, а потом в возрасте – ни семьи, ни детей, а молодость, красота, слава ушли…

- А в детективном сериале «После убийства» в Севастополе вам понравилось сниматься?

- Конечно. Это психологический детектив. Там Кирилл Кяро играет немного шизофриничного психоаналитика, его по сюжету приглашают в качестве консультанта разбираться в истории преступника, который сидит в тюрьме, а преступления продолжаются! Я там – умирающий драматический персонаж.

ДЕ НИРО И ПИРС БРОСНАН ВЫГЛЯДЯТ ГОРАЗДО СОДЕРЖАТЕЛЬНЕЕ, ЧЕМ ОЗВУЧИВАЮЩИЕ ИХ АКТЕРЫ

- Что вам не нравится на съемочной площадке?

- Не очень хорошая примета нашего времени - появилось много дилетантов. Причем дилетантов агрессивных. И с каждым годом их количество увеличивается. Приходит такой «стажер». Через год-два таких уже четверо. Работают спустя рукава. Приходишь и понимаешь, что кроме операторской группы и режиссера, все случайные. Есть замечательные, чудесные артисты, у которых есть чему поучиться. Но в целом средний уровень актеров снизился. Смотришь фильмы 50-70-х годов, там даже на маленькую роль брали сильных артистов. Фильм «Ромео и Джульетта» Дзефирелли озвучивали Смоктуновский, Юрский. Сейчас смотришь неплохое американское кино, а за кадром звучит… фигня. Видишь, что Де Ниро или Пирс Броснан гораздо содержательнее, чем озвучивающий артист. Видимо, тоже экономия. Эту проблему очень сложно, как герпес, выгнать из организма. Нужно возродить всю школу, начиная от костюмеров и реквизиторов, которым иногда все равно, что они приносят - ботинки, купленные в соседнем ларьке, турецкие - с задранными носами. Действие в фильме происходит в 44-м, тогда в таких разве что в цирке могли выступать. Как так можно относиться? Возьмите журналы того времени, посмотрите. Раньше все прорабатывалось до мелочей, до галстуков. Вот у Панфилова в «Круге первом» я носил рубашку, как у моего деда была, абсолютно такая же – шелковая в голубую полосочку. Тогда у половины мужчин в стране были такие рубашки. И комбинезоны, которые шли по ленд-лизу в Советский Союз из Америки.

- Недавно Михаил Горевой нам рассказывал, что сейчас так скрупулезно работают в Голливуде.

- Есть ощущение, что наша театральная система воспитания актеров и режиссеров, которой мы так гордимся, перебралась куда-то западнее. Она сейчас больше там хранится. Смотрел «Венецианского купца» недавно. Понял, что и Аль Пачино занимается в этих студиях, и бросает большие контракты в кино ради того, чтобы отыграть сезон в театре, потому что понимает, что стал профессионально терять. Потому что кино - это хорошо, но это несколько иной жанр. Там нет публики, ты не понимаешь, находит ли это отклик.

ДО МАНЬЯКОВ, КИЛЛЕРОВ И ГОМОСЕКСУАЛИСТОВ ЕЩЕ НЕ ДОРОС

- На что не пойдете в профессии?

- На то, в чем вы меня никогда не видели. До маньяков, гомосексуалистов и киллеров не дорос еще. Нет, Раскольников тоже своего рода киллер, но там такой пласт русской натуры и философии. Ну то есть, если такая роль не просто дань моде. Мода на моей жизни три раза менялась, уже возвращалось то, что я носил в 15 лет. Жить по моде мне неинтересно. Мне интересно жить по гармонии. Или хотя бы пытаться. Мне нравится, когда сошлось все - режиссер, партнер, время, неторопливость. Как в случае с фильмами «Год собаки» или «В круге первом». Аранович и Панфилов - режиссеры еще старой школы, которые могут сделать правильную рабочую атмосферу. Мое дело - максимально выложиться, а для этого нужны определенные условия. В бардаке на помойке ничего не родится. Чтобы что-то родилось, нужно сосредоточение, внимание, отсутствие раздражающих звуков, взглядов, шепотов.

- А на откровенные сцены готовы пойти?

- У меня их всего полторы за 60 фильмов было. С большим трудом давались. Однажды пытался выпить, думал, может, поможет. В итоге все снималось с моей спины. Не понятно иногда, зачем они нужны? Важно, чтобы это было не самоцелью, чтобы показать, какие мы свободные и независимые. У Някрошюса в спектакле «Отелло» в сцене, перед тем, когда он ее убивает, танец эротический - он ее и так, и этак вертит. Я вижу, что у артистки, по-моему, нижнего белья нет. Или что-то выскочило из-за пазухи. Но меня это никак не отвлекает, потому что в это время я совсем другое переживаю: у меня сердце кровью обливается - неужели убьет? Знаю, что убьет. Но переживаю. И другой спектакль, где у меня перед носом стоят три голых мужика, которые не знают, зачем они там. Такие стареющие тела, довольно дряблые. И им неловко, и зрителю. Зачем это? Эпатировать? Меня хотят вывести? Проще подвести к каждому креслу электропровод и в нужный момент рубильник повернуть, чтобы люди подскакивали. Но это к творчеству не имеет никакого отношения. Вот такого стараюсь не позволять себе.

УКРАИНА ВЕДЕТ СЕБЯ КАК В ДЕТСКОМ САДУ

- Слышали, на Украине решили бороться с советским и российским кино, запрещают крутить наши фильмы, вы вошли в список невъездных…

- То, что происходит на Украине – детский сад. Ведут себя как подростки: не писай в мой горшок, не ходи в мою песочницу. И эти люди учат пожилых людей, как правильно жить. Да если посмотреть на историю этой территории, там всегда так было до периода Переяславской рады. С тех пор и до конца Советского они были под защитой нашей страны. Даже государства такого – Украина - не было. Вряд ли у них что-то получится. Как бы они не пытались переписать историю. Да у них в героях одни предатели и изменники. Нельзя создать что-то из ничего. Вражда между территориями – так это всегда было и будет. Читайте историю Ключевского. Это суть жизни всего мира. Кто хочет быть первым, завоевывает территорию. А кому-то достаточно грызть свой шоколад и купаться в теплой луже недалеко от дома.

- А в России все сейчас переживают по поводу кризиса...

- Обстоятельства бывают разными. Даже на моей памяти были ситуации тяжелее, неустроеннее – и ничего, жили. Мне отец рассказывал, как их в плен угоняли в Германию. Им было 13-14 лет. Когда их везли в вагоне с животными, они старшую сестру прятали в сено, чтобы ее по дороге не изнасиловали. Наверное, это было драматичнее. Какой кризис? В чем? Где? Смотря с чем сравнивать. Убиваться из-за того, что где-то там, кажется, лучше? Это не кризис. Конечно, в начале 90-х для многих был удар: как живет Европа и как - мы. По талонам. Я много раз был за границей и понял, что у них жизнь совсем не так сладка, как нам кажется со стороны. Это свойство молодых и неопытных умов. Считать, что чужая свадьба лучше, чужой торт слаще. У них есть проблемы, которые нам и не снились. Если нам установить такие налоги и контролировать, чтобы их платили, это будет страшно. Многие убежали бы сломя голову куда-нибудь в Грецию, где жизнь более безалаберная, но можно платить, а можно не платить. У нас своя судьба. Похожей страны нет во всем мире. Мы на таком слиянии менталитетов находимся: с одной стороны Восток, с другой – Запад. Россия все время пытается уксус с маслом соединить. Отсюда наша могучесть, непобедимость и полная безалаберность. Почему нас никто завоевать не может? Потому что враги привыкли долгое время жить хорошо. А мы можем жить всяко. Нас только татаро-монголы завоевали, которые могли жить еще хуже – седло под голову, кусок соленой конины под седло, день поскакал, там уже балык. Так что кризис – хорошо! Как жить и ни разу не заболеть?

- Вас не раздражает, когда увидев вас, говорят: «А, Комарово»?

- А вас бы раздражало, если бы вы прошли в 15 лет по улице в роскошных сапогах. Теперь вам уже 40, а про вас говорят: «Это та, которая в ботфортах ходила!». Ну что делать, я их понимаю: значит, песня хорошо получилась. Как у Саши Рыбака на «Евровидении». Разве какой-то голос у него особенный? Он просто удивительно искренний человек - чего не хватает в шоу-бизнесе.

ЗАПРЕТИЛ ЖЕНЕ ВЛЕЗАТЬ В МОЙ ДНЕВНИК

- Можно женский вопрос: как вам удается так сохраняться? Это жена так за вами ухаживает?

- Никак. У моей жены то же самое спрашивают: «Наверное, муж вас балует». Ничем кроме мыла и туалетной воды после бриться не пользуюсь. Человека определяет внутреннее содержание. Если жизнь тебе интересна, ты движешься по ней, тогда ты не будешь бороться с лишним весом или изображать блеск в глазах каплями.

- Вы с супругой прожили более 30 лет вместе, вам по-прежнему интересно друг с другом? А то некоторые признаются, что поговорить не о чем.

- Мне жалко этих людей, значит, они ошиблись вначале. Мы поженились после 10 лет совместной жизни. И плюс по паспорту 28 лет живем. Слушать от жены про то, что происходит в том театре, из которого я ушел 10 лет назад, мне не очень приятно. Но у нас куча других общих дел: дом, сад, собаки, конь, снег чистить надо, машину обслуживать. Когда люди решают жениться в 20 лет, а в 22 разбежаться - ну не подумали. Целоваться приятно, а нюхать чужие носки – не очень. Надо к совместной жизни относиться как к приключению, но очень длинному. Может, со стороны наша жизнь выглядит гармонично, но, конечно, иногда соседи слышат, как мы в саду начинаем разборку. Но если приключение проходит гладко, без всплесков и трудностей, это не приключение. Вообще совместная жизнь – прежде всего долг. Сначала ты любишь, потом уважаешь, потом этот человек становится тебе другом, про которого ты знаешь все, кроме того, что он сам не хочет говорить. Однажды моя жена залезла в тетрадку, я в студенчестве там что-то записывал. И что-то ее там так взволновало! А я ей говорю: «А ты не влезай в чужое. Я твои письма не читаю, мне не интересны твои смс-ки в телефоне. И ты не влезай, спокойнее будешь жить!».

СЕЙЧАС ПОПРОБУЙ, ВСТРЯХНИ ФУТБОЛИСТА, ЕСЛИ ОН МИЛЛИАРДЕР

- Что вам доставляет удовольствие в жизни?

- То, чем я занимаюсь, я даже работой не могу назвать. Мне это нравится. Есть такая шутка: как хорошо быть артистом – встречи, цветы, поклонники, поездки, мир увидишь. Если бы еще не репетиции и спектакли… У меня собаки есть, конь. С середины декабря некогда было, много разных событий, премьера, день рождения. А тут на днях дорвался до коня и минут 40 скакал, теперь ноги болят. Это и есть жить в свое удовольствие.

- Вы за «Зенит» с Боярским не болеете?

- Мы иногда встречаемся на стадионе. Он почти не пропускает ни одной игры, а я так, время от времени. Не то чтобы за «Зенит», там уже мало осталось... Он интересен, когда там свои играют, Быстров, Кержаков, Аршавин, Малафеев – вообще питерские ребята. Я помню 84 год, когда «Зенит» стал чемпионом СССР. Вот это да. Когда сейчас думают: на эту позицию купить португальца, на ту - бразильца, австрийца и т.д. Это уже не совсем «Зенит». Это уже интересы богатеньких людей, которые тешат свое самолюбие. Люди по привычке ходят на эмблему. Хотя если по-хорошему разобраться: некоторых игроков, которые очень немало стоят, давно надо выгнать, потому что они плохо играют и зацикливаются на себе, раздражают публику. Раньше так и было. Либо человека брали за шкирку и встряхивали, как следует. Сейчас попробуй его встряхни, если он миллиардер…

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также