Премия Рунета-2020
Красноярск
+10°
Boom metrics
Общество20 апреля 2016 5:08

Девушку с потерей памяти спустя 9 лет нашли родные: «Мы никогда не верили, что она умерла!»

Врачи пока не хотят ее отпускать
Осенью 2007 года Люда объявилась в красноярском аэропорту «Емельяново».

Осенью 2007 года Люда объявилась в красноярском аэропорту «Емельяново».

Фото: Мария ЛЕНЦ

…Фамилию Неизвестная 25-летней Люде дали работники отделения красноярского краевого психоневрологического диспансера в Овсянке (кстати, это родная деревушка Виктора Астафьева). С ней девушка прожила 9 лет. Ни настоящей фамилии, ни адреса, ни родных. В медицинской анкете вместо личных данных – сплошные прочерки…

«Совсем дите!»

Осенью 2007 года Люда объявилась в красноярском аэропорту «Емельяново». Голодная, явно не в себе, три дня скиталась по окрестностям. Пока не попалась на глаза полицейским.

- Кто ты, откуда взялась? Где твои родители? – допытывались те. Но в ответ она не произнесла ни слова. Тряслась от страха и плакала.

Врачи местной больницы развели руками: ничем помочь не можем. У девушки что-то с психикой! Так она и попала в Овсянку.

Ее учили говорить, как ребенка. Терпеливо, каждый день, звук за звуком. На это у медсестер ушло полтора года!

Ее учили говорить, как ребенка. Терпеливо, каждый день, звук за звуком. На это у медсестер ушло полтора года!

Фото: Мария ЛЕНЦ

Тот день, 13 сентября 2007 года, младшая палатная медсестра Валентина Иванова помнит до сих пор. Говорит, такое не забывается:

- Привезли ее: грязная, вся в синяках, ноги сбитые. На вид лет 15-16, совсем дите. Коротко стриженая, худая, кожа да кости.

Первое время девчушка молчала, как немая. Но было видно: слышит и понимает. Врачи все перепробовали, пытаясь ее разговорить.

- Перечисляли ей женские имена и следили за реакцией, - делится главный врач диспансера Александр Бендера. – При звуках имени «Люда» пациентка оживилась. Как сейчас выяснилось, мы не ошиблись, это ее настоящее имя. Но, кто она, мы по-прежнему не знали. Записали под фамилией Неизвестная.

Учили, как ребенка

Ее учили говорить, как ребенка. Терпеливо, каждый день, звук за звуком. На это у медсестер ушло полтора года! И вот, наконец, девушка сказала свои первые слова: «Люда, мама, бабушка».

Но узнать целиком всю ее историю так и не вышло. У Люды, согласно вердикту врачей, было врожденное психическое расстройство, плюс огромный пережитый стресс. О себе рассказала очень мало: мол, лежала в больнице. А что было до того? Убежала! Откуда, не знает. Кто у нее есть? Мама, бабушка! А еще кто? Ни один не едет.

Александр Бендера, главный врач диспансера

Александр Бендера, главный врач диспансера

Фото: Мария ЛЕНЦ

Удивительно, все эти годы девчушку никто не искал.

- Мы много раз писали в полицию, где на Люду завели розыскное дело, - рассказывает главврач Александр Бендера. – Просили: шевелитесь, ищите! Несколько раз размещали информацию о девушке в программе «Жди меня», но результатов не было.

Откуда наша «потеряшка»? – гадали в больнице. Где-то же у нее есть родные! Пока те не объявились, семью Люде заменили медики.

- Она у нас любимица, - улыбается медсестра Валентина Иванова. – Добрая, покладистая. Попросишь – всегда поможет. И полы может подмести, и посуду вымыть. Очень любит сажать на наших клумбах цветы – нарциссы, тюльпаны, розы. С удовольствием гуляет, наш диспансер стоит на берегу Енисея – вид отсюда замечательный!

Фото: Мария ЛЕНЦ

Соцсети в помощь

Однако семья есть семья, что может быть важнее? Но близкие девочки так и не откликались.

- И тогда я решила создать ей страничку в «Одноклассниках», - говорит Елена Ладыгина, специалист по социальной работе заведения. – Назвала ее «Неизвестная Неизвестная», выложила несколько фотографий. Все это было примерно месяц назад. Затем к делу подключились волонтеры, предложили помощь. И начали распространять данные о Люде по своим каналам. Тогда случилось настоящее чудо.

Пятьдесят четыре поисковые группы, десятки тысяч репостов в трех соцсетях. Вскоре о сибирской «девушке без памяти» узнала вся страна. И… родные Люды нашлись всего через три дня!

- Нам отписался в «Одноклассниках» дядя девушки, - рассказывает Оксана Василишина, руководитель группы «Поиск пропавших детей – Красноярск». – У него нет никаких сомнений, что это Люда Долгополова, дочь его двоюродной сестры Натальи.

Люда в детстве

Люда в детстве

Фото: из семейного архива

Оказалось, девушка жила в селе Красивое Еврейской Автономной области, но пропала еще в 2007-м году. А потом ее официально… похоронили!

Мать с горя повесилась

- Да, действительно, это она, наша Люда! – дядя, Сергей Кострюков, сам еще не может поверить в случившееся. – Она моя двоюродная племянница. Исчезла еще 9 лет назад из больницы Биробиджана. Она инвалид 1 группы, не ходила в школу, иногда убегала из дома.

Мать «поднимала» ее одна, работала, где придется, что скрывать, прикладывалась к бутылке. Но, когда узнала о том, что Люда пропала, чуть с ума не сошла. Везде искала, обивала пороги дежурной части.

А однажды в ее доме раздался звонок: «Немедленно в Биробиджан на опознание!». Ехала, не помня себя. Увидев обгоревший женский труп (его нашли полицейские в одном из подвалов), схватилась за сердце: «Это она, моя дочь». Вернулась домой и в тот же день повесилась. Прямо в своем дворе, на столбе. Так и не смогла себе простить, что проглядела дочку. Выходит, и та, погибшая в пожаре девушка, до сих пор не опознана.

- А мы не поверили, что это была она, - хмурится Сергей. – Как-то чувствовали: Люда живая. И теперь очень хотим с ней повидаться! Она здорово похожа на свою бабушку Зину, такая же кареглазая.

По документам мертва

На этом чудеса не закончились: девушка уже признала родных по фото. Двоюродную бабушку Галю, дядю и даже подружку. Только приехать у тех пока не получается – денег нет.

- Может быть, лучше перевести Люду в какой-нибудь интернат поближе? – предлагают они. - Тогда мы будем ее навещать.

Дело в том, что вернуться домой, к родственникам, Люде нельзя, по крайней мере, сейчас. Ей нужен постоянный медицинский уход.

Врачи в Овсянке пока против даже перевода: девушка прижилась у них, ко всему привыкла.

- К тому же она числится умершей, - напоминает главврач Александр Бендера. – Ей предстоит восстановить документы, паспорт и прописку. Мы поможем все это сделать, но процесс небыстрый! Главное, Люде здесь хорошо. И родные могут к ней приехать, когда сумеют.

Что же случилось?

Как девушка попала в аэропорт – за 4 тысячи километров от родного дома?

По словам дяди, Люду увел из больницы, где она лечилась, какой-то мужчина. Так, по крайней мере, рассказывают на селе. У врачей похожее мнение. Самолетом прилететь она не могла – как, без документов?

- Возможно, ее привезли дальнобойщики, - предполагает соцработник Елена Ладыгина. – Как-то я показала ей на дороге фуру и спросила: «Ты на больших машинах ехала?». Она подтвердила: «Да!». По всей видимости, кто-то воспользовался состоянием Люды и увез. А потом от нее избавился. Причем преступление совершили, когда она еще была несовершеннолетней. Будем надеяться, в полиции во всем разберутся…