Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Политика31 мая 2016 14:05

Эдуард Кокойты: Наша демократия намного древнее, чем США

Жители республики обсудят вопрос о присоединении Южной Осетии к России уже через год
Эдуард Кокойты. Фото ИТАР-ТАСС/ Митя Алешковский

Эдуард Кокойты. Фото ИТАР-ТАСС/ Митя Алешковский

На Западе любят рассуждать о праве на самостоятельность республик Кавказа от России, не разбираясь в истории вопроса. Помню, как в 2008 году на абхазско-грузинской границе переводил группе ОБСЕ слова местных жителей: абхазы из-за Ингури показывали крыши домов родственников на стороне Грузии и объясняли иностранцам, что кровные узы в этом регионе разорвать еще никому не удавалось. В глазах европейцев с военной выправкой тогда читалась какая-то чудовищная растерянность. Они почему-то рассчитывали увидеть на разных берегах реки разные национальности, враждебные народы...

Попытка заставить забыть свои корни осетин потерпела фиаско. Этот народ сделал свой осмысленный выбор еще в XVIII веке - осетины первыми на Кавказе присоединились к Российской империи. И не прогадали: участвовали в Бородинском сражении, на снимках осетинских казаков можно видеть в составе собственного его императорского величества конвое (сопровождали Николая Второго), многие выходцы из Осетии дослужились тогда до генералов Русской армии.

Только во времена СССР с 1922 по 1990 год Южная Осетия стала автономной областью в составе Грузинской республики и получила независимость в 1991 году. Кстати, тогда она по факту отделялась уже не от СССР, а от Грузии. И вот пример демократии: в 2008 году независимость Южной Осетии первой признала Россия, Никарагуа, Венесуэла, а еще карликовое островное государство Науру.

Не видели на карте мира Южную Осетию именно на Западе. Не разглядели даже после того, как в марте 2015 года президент Южной Осетии Леонид Тибилов и Президент России Владимир Путин подписали Договор о сотрудничестве и интеграциии.

И вот когда президент Южной Осетии Леонид Тибилов и спикер парламента Анатолий Бибилов, сообщили о желании граждан провести в 2016 году референдум по присоединению Южной Осетии к России, я лично воспринял это с пониманием. Но вот в США эта осетинская инициатива почему-то вызвала протест.

«Мы поддерживаем территориальную целостность и суверенитет Грузии. И это включает Южную Осетию. Таким образом, мы не признаем любые попытки Южной Осетии получить суверенитет», -заявил официальный представитель госдепартамента Марк Тонер.

Известно, что в США есть четкая установка, согласно которой Южную Осетию надо регулярно сталкивать с Грузией, но тут все планы может спутать Россия.

Обеспокоенность госдепа можно понять: большинство жителей республики уже давно сделали свой выбор (всего в стране проживает около 53 тысяч человек), имеют российские паспорта, а самой востребованной валютой в банках является рубль.

В ответ на заокеанские выпады политсовет при президенте республики решил затвердить свои намерения: референдум решено провести сразу после президентских выборов в 2017 году.

«Руководствуясь долгосрочными интересами югоосетинского народа… выступаем с заявлением о поддержке решения политсовета при президенте Республики Южная Осетия о целесообразности проведения референдума о вхождении Республики Южная Осетия в состав Российской Федерации в 2017 году после проведения выборов президента Республики Южная Осетия», - говорится в документе.

Вот такой вышел ответ на намек Президента России. Напомним, 14 апреля Владимир Путин во время ежегодной «Прямой линии» заявил, что Россия не рассматривает отношения с Южной Осетией в контексте единого государства.

И уточнил: «Мы не можем этому противиться. Нас ничего не сдерживает, кроме интересов самого югоосетинского народа».

Нет ничего страшного в том, что народ Осетии пойдет на референдум после выборов: у западных политтехнологов будет меньше поводов говорить о том, что осетинами «вопреки их воли управляла рука Кремля».

Свою оценку планам народа Южной Осетии дал в интервью «Комсомольской правде» экс-президент республики Эдуард Кокойты. Он прокомментировал мнение различных экспертов, которые предположили, что «референдум могли перенести на год под давлением США и из-за угрозы введения против России новых санкций Европой».

- Знаете, это даже смешно, что там думают в «вашингтонском обкоме партии». Мы абсолютно к этому не прислушиваемся. Для нас есть мнение руководства России и ее народа. Еще раз хочу подчеркнуть, для нас это - святое. А то, что говорят в США и других местах, откуда нам хотят навязать так называемую свою демократию, - я им бы посоветовал и организовал бы им хорошую школу настоящей демократии. Наши традиции и наша демократия намного древнее, чем американское государство.

Пускай учатся нашей демократии и нашим традициям.

Экс-президент республики подчеркнул, что «Южная Осетия была, есть и будет вместе с Россией», несмотря на любые заявления Запада. Главное, что люди готовы к референдуму, а ожидание лишь крепит намерения.