Москва
+6°
В мире17 июля 2016 13:01

Россияне, прилетевшие первыми самолетами из Турции: Начали стрелять, потом взрыв, мы с детьми прятались в туалете аэропорта

В воскресенье наконец-то возобновилось авиасообщение между двумя странами [фото, видео]
ФОТО Михаил Джапаридзе/ТАСС

В воскресенье в Москву наконец-то начали возвращаться россияне, застрявшие в Стамбуле во время попытки госпереворота. В Шереметьево, Домодедово и Внуково приземлилось уже около десятка самолетов. Напомним, в ночь на субботу аэропорт имени Ататюрка отменил все рейсы. Из столицы Турции невозможно было улететь. В аэропорту оказалось несколько сотен российских туристов.

Москвичка Татьяна Фомина отдыхала на пляжах турецкого Бодрума вместе с двумя детьми-дошкольниками.

- Как это было? Ужасно! Мы как раз приехали в аэропорт на свой рейс. И тут возникла какая-то суета. Нам сообщили, что рейс отменен. И вообще, все рейсы отменены, - говорит женщина. - А потом со стороны города началась стрельба, мы все это прекрасно слышали, конечно. Дети напугались. Да, люди кричали, была паника, мы спрятались в туалете. Думали, что в здание могут ворваться вооруженные люди. Было страшно. Я больше всего за детей переживала. Нам казалось, что эти несколько часов, пока все не стихло, никогда не кончатся. В итоге мы почти двое суток провели в аэропорту. Ждали, когда нам перебьют билеты на другую дату и вообще самолеты начнут летать. Как хорошо, что все позади и мы дома...

- Больше 300 задержанных рейсов, понятно, что с таким потоком пассажиров аэропорт просто не справлялся, - рассказывает Иван. - Да, они старались еду развозить, воду, но на всех не хватало. Мест, чтобы поспать где-нибудь, тоже на всех не хватало. Ожидание в отеле предложили далеко не всем. Видел огромные толпы людей, которые просто ложились отдыхать на свои вещи прямо на полу. Было душно. Самые измотанные падали в обморок, за ними приезжали машины «скорой помощи».

Для Елены аэропорт Ататюрка в Стамбуле должен был быть просто точкой транзита. Летела из Одессы, должна была быстренько пересесть на рейс в Екатеринбург. Турецкий мятеж начался, когда ее самолет был еще в воздухе.

- Прошли транзитную зону, сели на лавочках и ждали. Было несколько очень нервных моментов. Я не знаю, специально или просто от страха - вдруг начинали бежать какие-то люди, с криками, что-то кидали в толпу. В итоге все начинали пугаться, толпа приходила в движение, вдавливая некоторых в стены. Так было два или три раза. А потом мы услышали взрыв - где-то совсем рядом, на территории аэропорта. Здание сильно тряхнуло, мы даже на третьем этаже почувствовали. Утром сотрудники аэропорта начали разносить воду, бутерброды. Некоторые пассажиры вели себя очень некрасиво, за кусочек бутерброда готовы были чуть ли не драться.

По оценкам туроператоров, на турецких курортах сейчас могут находиться несколько тысяч россиян. Сообщают, что экстренно свернуть свой отдых из-за событий в Стамбуле решили немногие. Тем не менее, в аэропорту Стамбула все еще находятся граждане РФ, которым не смогли найти мест на уже улетевших в Россию лайнерах. Вечером в воскресенье «Аэрофлот» отправит в Турцию дополнительный борт. Из Москвы самолет вылетит пустым и вернется с пассажирами рано утром в понедельник.

"Все наши паспорта забрали турецкие полицейские"

Москвичка Ирина прилетела в Москву на одном из первых самолетов

Фото: Олег АДАМОВИЧ

- В день, когда все произошло, я была в Анталье, - рассказала «КП» москвичка Ирина. – Мы жили в гостинице. В то время, когда начался пүтч, я уже спала. Обо всем узнала от родственников и друзей – они начали звонить прямо ночью и спрашивать, что у меня происходит. Но ничего серьезного не было! В самом курортном городе стрельбы не было. Местные вели себя так, будто ничего не случилось. Дополнительной охраны или полицейских постов видно не было. Я пыталась что-то узнать у местного туроператора, работников гостиницы, но турки просто отказывались с нами разговаривать о перевороте. Если честно, полное молчание местных жителе только больше страха нагоняло.

Александр Холкин в момент восстания был в самом Стамбуле.

Александр Холкин

Фото: Олег АДАМОВИЧ

- Было страшно, над городом с ревом летали истребители, - рассказал он. – Происходило что-то непонятное, местные сами ничего не понимали. Ночь я провел в гостинице. Утром на улицах Стамбула стояли танки. Солдат около них не было – люди свободно лазали по тяжелой технике.

– Было ощущение опасности?

- Везде очень много людей. Толпы на улицах. Если честно, я боялся, что где-нибудь произойдёт взрыв. В самой гостинице после путча ничего не изменилось, у входа, как и раньше, стояли два охранника в костюмах. Когда я прилетел в Турцию, мой паспорт толком и не посмотрели. А по дороге в Москву перевозчик сдал все наши документы местной полиции. Они несколько часов изучали загранники. В принципе, было довольно спокойно. Не могу сказать, что я чего-то боюсь в Турции.

У Лизы Рожиной в Стамбуле была пересадка на другой рейс, девушка летела из Тель–Авива в Москву.

Лиза Рожина

Фото: Олег АДАМОВИЧ

- Всех туристов, чьи рейсы отменили, разместили в хорошей гостинице. Я смогла вернуться в Россию одной из первых. Там людям еще по день-два сидеть. Сам путч я не застала – прилетела уже на следующий день. Все местные чему-то радуются, идут сплошные митинги, по все каналам показывают одни толпы турок, которые что-то скандируют. Самое плохое, что никто ничего объяснить не может. Пол дня перед вылетом я провела в аэропорте. Авиаперевозчик забрал документы, и вернул лишь через несколько часов. Нам до последнего не могли сказать, когда вылет.