Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Спорт5 сентября 2017 16:10

Светлана Хоркина: «Я все время думаю, сколько еще не выиграла золотых медалей Олимпиады... А могла»

Двукратная олимпийская чемпионка Светлана Хоркина в гостях у «Комсомольской правды» представила свою новую книгу «Магия побед». А заодно рассказала как салон красоты ей принес золоту медаль, и раскрыла тайну одной фотографии.
Светлана Хоркина в гостях у «Комсомольской правды»

Светлана Хоркина в гостях у «Комсомольской правды»

Фото: Иван МАКЕЕВ

- Светлана, вас можно поздравить с новой книгой?

- Скажем, так с очередной! (смеется). Я допустила ошибку - в конце поставила точку, а надо было поставить многоточие. Потому что мне уже пришла идея следующей книги. Мне читатели спрашивают: почему так мало фотографий? А я не могла миллион фотографий уместить в 400 страниц? Так что теперь у меня идея – выпустить альбом с фотографиями и комментариями. Есть просто уникальные снимки!

- Ваше любимое фото?

- Больше всего фотографий мне дарили поклонники. И красиво их оформляли альбомы. Это должны видеть читатели. Там есть фото, где пойман особенный взгляд на помосте. Может быть жесткий, может быть пронзительный. Меня же по-разному называли. Китайцы - «Снежной королевой», кто-то еще дал мне титул «Холодный взгляд Умы Турман».

- Интересно, они знали, что в детстве вас за высокий для гимнастики рост называли дылдой?

- И дылдой, и коломенской верстой. Так меня мой тренер Борис Васильевич Пилкин называл. Спрашивал: ну что я буду делать с верстой этой?! Когда уезжала мой первый тренер Елена Андреевна Ткачева, всех ее детишек расхватали. Как знаете, разбирают маленьких котят? А я одна несуразная такая осталась, меня никто не берет! Но я очень хотела к Борису Васильевичу. Потому что видела в зале, какие элементы выполняют девчонки, которые у него тренируются, что у него уже можно по бревну ходить и руками махать как мельница, чтобы удержаться. А еще конь спортивный, брусья, где надо схватиться в эти разновысокие жерди и вертеться. И он махнул рукой и взял меня.

- Самый страшный для вас спортивный снаряд?

- Все говорят – бревно, - это же высота 1,1 метра, на которой надо удержаться. Но поверьте, брусья посложнее на порядок и повыше. Если летишь с верхней жерди - там более двух метров. А надо еще приземлиться. Даже сегодня, когда я смотрю соревнования, для меня в первую очередь важны брусья. Если спортсменка владеет этим снарядом, то она будет на пьедестале.

- Вас брусья когда-нибудь подводили?

- Они у меня однажды сложились! Брусья на тренировке разводились резьбой, и резьба соскочила. А я шла лицом к нижней жерди. Я двумя надкостницами со всей дури приложилась о перекладину. У меня посинели губы, я думала, в обморок от боли упаду... Так вот Борис Васильевич для меня придумал методику. Которая до сих пор используется и для высоких гимнасток. Чтобы можно было брать на порядок большей техникой и хитростью, а так же упертостью, трудолюбием. Тренер говорил: главное для победы - три Т. Трудолюбие, терпение, талант. Талант у меня был и трудолюбие тоже.

- Светлана, вы только что развенчали название своей книги «Магия побед». Выходит магии никакой нет?

- Магия есть. Она в чувстве победы. Однажды его испытав, ты не сможешь забыть его никогда. Тебе хочется побеждать, тебе это нравится. Какая гордость, какое счастье, когда ты стоишь на первой ступеньке пьедестала, твои соперники, которые не хотели, чтобы ты была первой, встают и слушают твой гимн и аплодисменты зала тебе.

Светлана Хоркина в эфире радио «Комсомольская правды»

Светлана Хоркина в эфире радио «Комсомольская правды»

Фото: Иван МАКЕЕВ

- На последнем чемпионате мира по легкой атлетике даже при победах не слушали российский гимн.

- Я дружу и с Шубенковым, и с Леной Исинбаевой, и многими другими ребятами. Мне жаль, что на нас накинулись, как стервятники. И сейчас с барского плеча разрешили надевать форму, которая не изображает триколор. Но наши они, чемпионы. Все знают их имена и знают, что выиграли российские спортсмены! А они вынуждают отказываться от государства, которое воспитало и которым они гордятся. Да, чистота спорта должна быть. Но и должна быть и в чистоте международных функционеров от спорта. Главное, чтобы их потом совесть не загрызла.

- Есть длиннющий список элементов, которые исполнили впервые именно вы. Как вы их придумывали?

- Они во сне тренеры приходили. Правда. А на утро Борис Васильевич приходил и рассказывал: вот какой элемент мы будем начинать учить. Ты делаешь такой оборот, бросаешь руки, перелетаешь, хватаешься... Такое вообще никто не делал! А когда тебе говорят, что все это приснилось, а ты сейчас должна это повторить, ты думаешь: ну да, конечно!.. Но Борис Васильевич и был уникален тем, что раскладывал по косточкам весь элемент, от пола до брусьев. Бывало, не сразу получалось. Я приду, потопчусь около брусьев - нет, не могу, боюсь! Но ничего, он был сильный психолог. Именно он меня готовил к соревнованиям. В итоге, я никогда не нуждалась в психологах, чтобы подходить к соревнованиям в крепком состоянии.

- Во время выступлений лицо у вас было такое...

- Злое?

- Нет, скорее сосредоточенное.

- Перед Олимпиадой 1992 года я готовилась в составе сборной СССР. В Играх я участвовать не могла по возрасту, но зато прошла эту школу, мне это позволило три олимпийских цикла держать в страхе весь мир. Но когда мы приехали в 1993 году на юношеские соревнования перенервничала - я всю ночь не спала, как мне казалось. Все прокручивала в голове план выступления, комбинации. У нас же несколько комбинаций было на каждую ситуацию: если я выигрываю с запасом, но я делаю стабильную программу, ту что с закрытыми глазами в любом состоянии могу исполнить. Если кто-то мне дышит в спину, то все равно делаю стабильную - главное не ошибиться. А если я чуть-чуть отстаю, то иду ва-банк - усложняю программу. И вот все это я всю ночь прокручивала в голове и не могла заснуть. Сначала очень испугалась, а потом поняла - это моя особенность: даже когда сплю перед соревнованиями у меня голова все равно работает.

- Насчет психологии. Есть история, как вы после скандала на Олимпиаде пошли в салон красоты, и на следующий день порвали всех. Было?

- Трагическая Олимпиада 2000 года. На Играх 1996 года, в 17 лет моя детская мечта осуществилась - я стала олимпийской чемпионкой. Мне казалось, что на этом можно было закончить. А потом я поняла, что не могу жить без этого вида спорта, без побед, без той самой магии. Готовилась целенаправленно - отреклась на четыре года вообще от всего, что есть в гражданской жизни! Я туда поехала номером первым мировой гимнастики! Суперчемпионом! Я ехала выигрывать! И вот та самая ситуация, когда нам подсунули на соренованиях коня на 5 см меньше, и все пошло не так. Я пешком от олимпийского объекта шла до олимпийской деревни. Не знаю, как дошла, все думала: как это вообще могло случиться?! На следующий день вообще не пошла на тренировку. Ходила-бродила, пока не наткнулась на салон красоты. Постриглась под ежика, сделала маникюр, все то, что в принципе на Олимпиадах не делается! Пирожных, правда, не ела - не люблю. А перед самым выступлением ко мне приехала сестра. Мы обнялись: «Иди, покажи кто тут номер один!». Так я выиграла ту золотую медаль. Но как подумаю. Сколько еще не выиграла, а могла!

Именитая спортсменка в прямом эфире

Именитая спортсменка в прямом эфире

Фото: Иван МАКЕЕВ

- Что же вы так рано ушли из спорта? В сборной СССР вы готовились еще с Оксаной Чусовитиной. Ей 42, а она до сих пор продолжает! Неужели, вам нечего было больше добиваться?

- Я Оксане тут на днях позвонила, спросила, приедет ли она на чемпионат мира. Она ответила: «Без меня не начнется!». А добиваться мне было чего. Я осталась и после Сиднея еще на одну Олимпиаду, уже будучи взрослой тетькой. Я хотела стать абсолютной олимпийской чемпионкой. И практически ею стала - считаю, что медаль незаслуженно дали представительнице США. А в 24 года я закончила свою спортивную карьеру, хотя всегда была мечта выступить в Китае. Но я просто устала. Устала психологически от того, что надо постоянно сражаться и что-то кому-то доказывать. И прежде всего - судьям. Это же те люди, которые давали клятву, что будут судить честно. А тут раз за разом...

- Вы говорили про фотоальбом. А у вас есть одна уникальная фотография из Госдумы, где вы показываете руками заячьи ушки. Суперснимок! Честно, без иронии. Что это было?

- Мы сидели в перерыве заседания с Алиной Кабаевой. Как раз после новогодних праздников я рассказывала, как пошла в магазин и выбирала ребенку костюм на Новый год. Вот там были костюмы с такими заячьими ушками. Видимо, «добрый человек» думает: ага, вот сейчас я сделаю такую гадость, сфотографирую чем они в Госдуме занимаются, выльем грязь на наших спортсменов.

Светлана Хоркина раскрыла тайну этой фотографии. Фото: Василий ШАПОШНИКОВ/Коммерсантъ

Светлана Хоркина раскрыла тайну этой фотографии. Фото: Василий ШАПОШНИКОВ/Коммерсантъ

- Зря. Депутаты - нормальные живые люди, могут в перерыве и про детей поговорить. Вы направляете сына? Или смотрите, к чему у него самого есть склонность?

- Стараюсь совмещать. Если ребенка заставлять делать что-то против его воли, он будет делать в противоток. Надо прислушиваться, чего он хочет. Я вижу, он не будет он олимпийским чемпионом по спортивной гимнастике. Но у него есть коричневый пояс по тхэквондо. Это олимпийский вид спорта. Пусть он не будет чемпионом, но мы поборемся за черный пояс.

- Вам легко верить. Это воодушевляет.

- Ирина Александровна Винер-Усманова говорила: когда работаешь с детьми, надо всегда им говорить правду. Они верят тебе. Если мы все станем злыми, не будем говорить правду, уважать друг друга, не знаю, к чему мы придем. Будет крах.

- После гимнастики вы играли в театре, пели, были депутатом, книгу написали, сейчас - второй человек в ЦСКА. Такое ощущение, что вы каждое утро встаете: так, что я еще не сделала?

- Актерская работа была еще во время гимнастики, а после Госдумы я еще работала в Администрации Президента. Это было прекрасное время. Думаю, что впереди еще много всего – и побед, и сильной работы. Я человек результата. И человек команды. Если есть единомышленники, мы свернем горы. Я пришла в спорт – высокая, без общефизической подготовки, худенькая, плохо кушала, болела. Мне сказали: до свидания, вы не подходите, у вас рост не подходит. Но меня взяли. А теперь уже на протяжении 18 лет я в Белгороде провожу всероссийские соревнования на призы Светланы Хоркиной, где тоже даю каждому ребенку шанс. Я еще действующей спортсменкой на свои деньги начинала проводить этот турнир.

Двукратная олимпийская чемпионка Светлана Хоркина в гостях у «Комсомольской правды» представила свою новую книгу «Магия побед»

Двукратная олимпийская чемпионка Светлана Хоркина в гостях у «Комсомольской правды» представила свою новую книгу «Магия побед»

Фото: Иван МАКЕЕВ

- У вас есть девиз?

- Я вот сейчас вспоминаю свою спортивную карьеру и детство. Тогда еще были пионерские лагеря. У нас был спортивный отряд, нам все разрешалось. И у нас был свой уголок, мы из стеклышек делали, из шишек. И у нашей команды «Мечта» был девиз: «Жить, надеяться, мечтать и все время побеждать». А еще как то был у нас отряд «Березка» с таким девиз: «Как березка быть красивой, как березка, стройной быть!».