Все подрастающие дети должны знать, куда можно позвонить в случае опасности!
Фото: Анастасия ОСИПОВА
С 2008 года в Москве работает Городская круглосуточная мобильная служба по оказанию экстренной социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Она была создана при Центре поддержки семьи и детства «Красносельский», но сейчас специалисты выезжают в любой район города, где дети попали в беду.
Горячая линия
Считается, что все конфликты должны оставаться исключительно внутри семьи. «Милые бранятся – только тешатся», «Не выноси сор из избы», – так считают многие люди, не понимая, что любая ссора может обернуться серьезными последствиями, особенно если в семейной драме оказался замешан ребенок. Иногда разрешить конфликт и справиться с острой ситуацией самостоятельно взрослые и дети не могут. Бывает необходима помощь третьего лица, причем лучше всего специалиста, который способен увидеть проблему с разных сторон, дать правильный совет и предложить алгоритм действий, в результате которого в семье установится взаимопонимание. И такую роль взяли на себя специалисты круглосуточной мобильной службы по оказанию экстренной социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
На телефон круглосуточной мобильной службы обращаются самые разные люди. О семейных конфликтах сообщают как родители, так и дети. Также тревожный звонок может поступить от соседей, которые живут рядом с неблагополучной семьей, и замечают, что ребенку грозит опасность. В службу обращаются и сотрудники различных учреждений – школьные учителя, воспитатели детских садов, врачи, инспекторы по делам несовершеннолетних.
Обращения принимают квалифицированные психологи центра поддержки семьи и детства. Сотрудник, ответивший на звонок, выясняет данные несовершеннолетнего и его родителей, подробно расспрашивает о том, что привело к конфликту, какая помощь нужна в этой конкретной ситуации.
В настоящий момент городская круглосуточная мобильная служба сотрудничает вместе с Московской службой психологической помощи населению, также известной по короткому телефонному номеру – «051». Если психологи службы понимают, что ребенок находится в опасной ситуации, то передают сигнал в диспетчерский пункт мобильных служб.
Иногда проблему удается решить и без выезда мобильной бригады, например, пригласив ребенка и его родителей в центр помощи семье и детям. Даже в случае, когда выезд не потребовался, ситуация остается на контроле специалистов. В течение ближайших трех дней сотрудники круглосуточной мобильной службы связываются с ответственными лицами других организаций и учреждений, где могут предложить решение проблемы.
В каком случае приезжают на вызов?
Экстренные выезды осуществляются в случаях, когда ребенок стал жертвой насилия или жестокого обращения, получил травму, пожаловался на суицидальные мысли или конфликт в семье. Мобильные бригады существуют во всех округах города на базе центров социальной помощи семье и детям, сотрудники работают круглосуточно и без выходных.
В первую очередь, специалисты должны помочь самому ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации. Однако для того, чтобы взглянуть на проблему с разных сторон и разобраться во всех обстоятельствах случившегося, потребуется провести работу с семьей несовершеннолетнего. Например, иногда сотрудники мобильных бригад выступают посредниками при разрешении конфликтов между детьми и их социальным окружением – родителями и другими родственниками.
Первый этап – это выявление и установление причин, вызвавших острую ситуацию в семье. В процессе постановки социального диагноза специалист не просто делает заключение о сущности и причинах жизненного затруднения, он выделяет главную из имеющихся проблем и предлагает пути ее решения. Также требуется собрать максимум информации о ребенке и его семье – материально-бытовых условиях, эмоционально-нравственном климате, о том, как строится общение, как организован семейный досуг и распорядок дня, есть ли у родителей вредные привычки. Все эти сведения помогают принять верное решение в ситуации конфликта.
Для скорейшего выведения семьи из трудной жизненной ситуации специалисты экстренной службы сотрудничают с органами и учреждениями социальной защиты населения, здравоохранения, образования, внутренних дел. Если ребенку грозит опасность, сотрудник мобильной бригады обязан вызвать врачей «скорой помощи», обратиться в полицию, сообщить в органы опеки о необходимости помещения несовершеннолетнего в специализированные учреждения соцзащиты. Все звонки, поступающие в круглосуточную мобильную службу, фиксируются в электронном банке данных, чтобы в дальнейшем работа с семьей продолжалась и экстренные ситуации не повторялись.
Городская круглосуточная мобильная служба:
Тел.: 8 (499) 975-27-50, 8(926) 211-11-40.
ЦПСиД «Красносельский»: г. Москва, Скорняжный переулок, д. 4.
Московская служба психологической помощи населению:
Тел.: 8 - (495)-051