Премия Рунета-2020
Тверь
+5°
Boom metrics
Общество15 ноября 2017 12:15

Акушерка из Твери: На ставку жрать нечего, на две - некогда

«Комсомолка» попыталась разобраться в непростом вопросе о заработной плате медицинских работников
Вот её, молодую, не уволят, а мне, чуть что, на дверь указывают, - говорит наша героиня о кадровой политике в медицине.

Вот её, молодую, не уволят, а мне, чуть что, на дверь указывают, - говорит наша героиня о кадровой политике в медицине.

Фото: Игорь ДОКУЧАЕВ

В эфире радио «Комсомольская правда» (99,3 FM) как-то коснулись темы медицинского обеспечения тверичан. В разгар беседы раздался звонок, и взволнованная радиослушательница сбивчиво посетовала на низкую зарплату медиков. Представилась акушером.

- А как же цифры статистики, говорящие если не о самой достойной, то и не мизерной зарплате? - вопрошали мы.

- Приезжайте, я вам свой зарплатный квиток покажу, - женщина была убедительна, и мы поехали.

Наталья, так зовут нашу героиню, работает акушеркой в областном роддоме, что в Южном. Услышав, о том, что в 2017 году усреднённая заработная плата среднего медицинского персонала составила 20 597 рублей, что на 0,8% выше уровня прошлого года, она в возмущении позвонила в «Комсомолку». По тем же данным, младший медперсонал получает в среднем 13 526 рублей, что на 14,8% больше, чем в прошлом году.

- «Голая» ставка акушера у нас в роддоме составляет примерно 6500 рублей, - возмущается Наталья. - Акушерки, принявшие тысячи родов, с огромным опытом, уже готовы пойти уборщицами работать, ведь за эту работу предлагают по 8 и 10 тысяч за те же часы!

Наталья, она очень просила не называть её фамилию, начала работать в 1981 году, как только окончила Калининское медицинское училище. Сейчас ей 56, она успела принять тысячи младенцев, поработать в Москве и вернуться обратно в Тверь.

- Есть такая грустная шутка: на ставку жрать - нечего, на две - некогда, - горестно усмехается Наталья и перебирает зарплатные квитки. - А ставка 6500 рублей за 164 часа.

164 часа - это полный рабочий месяц. Наталья уверяет, что медики работают по полторы - две смены, работают на износ.

..А в бахилах - аккуратно

..А в бахилах - аккуратно

Фото: Игорь ДОКУЧАЕВ

Родом в Южном

Родом в Южном

Фото: Игорь ДОКУЧАЕВ

- В среднем 10 - 15 родов за смену, - рассказывает акушерка. - Бывало и по 28. Только успевай в халаты впрыгивать (на каждые роды нужно надевать новый халат. - Ред.). Внештатных ситуаций множество повидала, оттого и страшно, что если опытных людей в профессии не останется, некому будет объяснять молодым, как действовать.

Мы беседуем в одном из разветвлённых коридоров роддома, где спартанскую обстановку лишь изредка оживляют меланхоличные фикусы в горшках. Мимо быстрыми шагами проходят коллеги Натальи. Чуть ли не за полы халатов хватает их Наталья, чтобы те ещё раз, уже журналисту, рассказали то, что сотни раз они обсуждали в своём кругу. Акушерки, медсёстры, заведующие отделениями - женщины от 35 до 50. Многие, узнав, что приедут журналисты, принесли нам показать свои квитки о зарплате.

Отчего-то доверяя журналисту, медики не решаются бороться в открытую.

А услышав слово «профсоюз», горько усмехаются. Попытки обратиться в Минздрав региона заканчиваются предложением решать проблему на уровне главного врача учреждения. Сперва он не шёл на контакт, но в итоге нам всё же удалось поговорить с руководителем учреждения Геннадием Колгушкиным. Оказывается, не всё так однозначно, в какой-то мере главврач тоже заложник ситуации и не в силах её изменить.

- Понимаете, не мы зарплату устанавливаем, это даже не на региональном уровне решается, а там, - медик неопределённо кивает куда-то наверх, намекая, видимо, на столицу и федеральные министерства. - Соглашусь, зарплаты низкие, тут другого мнения вы ни от кого не услышите. За такую работу, нервную, интенсивную, с ночными дежурствами и высокой ответственностью, конечно, люди должны получать больше, но вот что есть, то есть. Любая больница или роддом имеет свою экономику, нужно распределять средства, учитывая и то, что ремонт делать надо, и лекарства закупать, и зарплаты платить. Если откуда-то средства перебросить, то работа встанет. Да и прав на перераспределение финансов у нас почти никаких - всё строго регламентировано, что и на какие статьи тратить.

Поэтому те медики, у кого остаётся хоть немного сил, ищут подработку на стороне. Почти у каждого есть подработка, этому способствует специфический график - ночное дежурство в одном месте, дневное - в другом. Причем не все работают в медицине. Многие, особенно женщины старшего поколения, идут даже в уборщицы.

Сфотографировав зарплатные квитки, «КП»-Тверь» перенаправила их в Министерство здравоохранения Тверской области, попросив разъяснить, как получается, что реальная зарплата не дотягивает до официальных цифр.

Медики показали зарплатные квитки

Медики показали зарплатные квитки

Фото: Игорь ДОКУЧАЕВ

Медики показали зарплатные квитки

Медики показали зарплатные квитки

Фото: Игорь ДОКУЧАЕВ

Почти две недели в недрах Минздрава готовили ответ. В итоге, по мнению чиновников из министерства, оказалось, акушерка просто неправильно считала.

Вот выдержка из официального ответа Минздрава:

«Зарплата - величина переменная. Это сумма денежного вознаграждения, которую работнику выдают «на руки» после учета всех надбавок и удержаний. Для расчета средней заработной платы включается заработная плата на одно физическое лицо, а не на одну ставку, т.е. с учетом работы по совместительству, всех компенсационных и стимулирующих выплат.

Как видно из представленных расчетных листков по заработной плате, доход одной из акушерок с начала года составил 153 998,59 рублей, т.е. среднемесячная заработная плата за 8 месяцев 2017 года составила 19 249,82 рубля.

Это соответствует размеру среднемесячной заработной платы среднего медицинского персонала в государственных учреждениях здравоохранения Тверской области - 21 321 рубль, или 90,9% среднемесячного дохода от трудовой деятельности по региону».

Справедливости ради отметим, что акушерка, которая обратилась в "Комсомолку", не сообщила ещё об одном зарплатном квитке, а именно о доплате по родовым сертификатам. Условно эту статью можно отнести к стимулирующим выплатам. У каждой роженицы есть такой сертификат, в котором "зашиты" в разных пропорциях средства для оплаты разных этапов медицинского сопровождения беременности. Часть полагается и сотрудникам роддома. В нашем конкретном случае акушерка получает около 2500 рублей в месяц по таким сертификатам. Чисто с формальной точки зрения, эти 2500 как раз доводят заработок до пресловутого "среднего по региону".

И не поспоришь, вроде всё нормально. Только если человек, работая честно, на одну ставку прожить не может, если он вынужден трудиться в полтора раза больше нормы, если даже с надбавками за вредность, 36-летний медицинский стаж, за ночные дежурства и премии за принятые роды по сертификатам, получает всего 21 700 рублей - это более чем странно. Ну да ладно, никто не говорил, что работа медика лёгкая, и всё же - если 21 700 рублей разделить на 1,5 ставки, получится 14 467 рублей - стоимость работы с надбавками за одну смену. Вряд ли это та зарплата, которой достойна акушер с огромным опытом. На эти деньги не только нормально работать, но и нормально жить-то невозможно. И это факт.

Персонал других медучреждений пока не обращается в СМИ, но так как ситуация с зарплатами у них схожая, ждут, чем всё закончится в этой истории. Но ждать скорого решения вряд ли возможно, ведь это не тот вопрос, который можно решить на уровне области.

Попробуй сохрани оптимизм

Попробуй сохрани оптимизм

Фото: Игорь ДОКУЧАЕВ