Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Общество22 ноября 2017 8:45

Государственный гимн – по торжественным дням

Как сегодня в российской школе учат патриотизму
Прием в пионеры в одной из школ Ярославля.

Прием в пионеры в одной из школ Ярославля.

Фото: Елена ВАХРУШЕВА

История с новоуренгойским 10-классником, который выступил в бундестаге, всколыхнуло и без того неспокойное российское общество. Многие считают, что Николай Десятниченко - “поколение ЕГЭ”, которое “растет без корней”. Наш обозреватель попытался разобраться - кто и как сегодня учит школьников патриотизму.

Министр образования и науки Ольга Васильева как-то рассказывала мне эту историю. Когда она еще не была министром, как историк на некую конференцию она приезжала в Вашингтон. Американские знакомые повели ее на National Mall – Национальную аллею, которая тянется на три километра через центр столицы – от Капитолия до памятника Аврааму Линкольну. На одной из утопающей в зелени лужаек построен мемориал погибших во вьетнамской войне – длинный ряд черных отполированных стел, на которых мелко-мелко выбиты фамилии всех не вернувшихся домой. У начала мемориала лежат листки бумаги и короткие тонко отточенные карандаши. Можно найти фамилию родственника или однофамильца и сделать копию, приложив листок и часто-часто поводив сверху графитовым стержнем.

- Когда мы там были, к мемориалу один за другим подъезжали автобусы, из них выскакивали школьники самого разного возраста, - вспоминала Ольга Юрьевна. - Я расспросила моих сопровождающих. Мне сказали, что ребята из разных частей Америки обязательно должны побывать здесь. Вот это и есть патриотическое воспитание на деле.

И добавляет:

- И у нас так должно быть.

В новой России озаботились патриотическим воспитанием на федеральном уровне в 2010 году, когда была принята Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы». А с прошлого года действует ее продолжение - программа на 2016 - 2020 годы. Интересно, что первым пунктом программы-2010 было принятие закона «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации». Срок исполнения – 2012. Похоже, это вариант того самого закона, который на днях внесли в Госдуму несколько депутатов.

С 2011 года в школах разрабатывают собственные программы гражданско-патриотического и военно-патриотического воспитания учеников. Как правило, их составляли завучи, учителя истории или обществознания на основе спущенных из Минобрнауки рекомендаций. Выглядели они примерно так:

- Классные часы, посвящённые малой Родине;

- Выставки рисунков «Война глазами детей»;

- Посещение школьного музея боевой славы;

- В День защитника Отечества: военно-спортивная игра «А, ну-ка, мальчики»;

- Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны;

- Организация и проведение праздничных концертов ко Дню Победы.

Единой жесткой федеральной программы патриотического воспитания в школах в нашей стране нет. И, наверное, это правильно. Должны быть заданы общие рамки, а уж учителя и – обязательно – родители могут придумывать, как правильно донести главные ценности страны до своих ребят.

Здесь очень легко впасть в образцово-показушный раж и отвратить детей от темы. Помню предложение неких горячих голов вернуть в школы политинформацию на нулевом уроке, как было в советское время. Не прошло. Потому что труднее придумать что-то более неприемлемое для нынешних подростков – вставать ни свет, ни заря и слушать интерпретацию новостей заспанным учителем, которые легко посмотреть на смартфоне.

Не прошла и идея петь в начале занятий Гимн России. Хотя губернаторы нескольких областей спустили такую обязаловку в свои школы. Минобрнауки их одернуло: «Инициатива регионального органа исполнительной власти… о ежедневном исполнении Государственного гимна перед началом занятий может носить рекомендательный характер, подобные решения принимаются школой самостоятельно с обязательным учетом мнения родителей, как законных представителей учащихся». Зато Гимн звучит в положенные торжественные моменты - в начале спортивных соревнований, перед новым учебным годом, во время государственных праздников, которые в школе празднуют.

Итог, кстати, в случае с Гимном вполне успешный. Редко какой нынешний старшеклассник, по моим наблюдениям, не знает его текст. А вот родители, не говоря о бабушках и дедушках, заслышав величественную мелодию, шевеля губами проговаривают слова гимна советского.

Любить Родину, также, как и женщину, нельзя заставить насильно: «Я тебе сказал, люби, стервец этакий».

Здесь можно только своим примером. В гимназии, где учились мои дети, директор – учитель истории по специальности, – в 90-е годы сохранила школьный музей боевой славы. Хотя были и учреждения, где военные реликвии, собранные поисковиками в 70-80 годах прошлого века, выносили на свалку. Мало того, в нашей гимназии провели слет школ городов-героев. Уж не знаю, где на это директор взяла деньги. Приезжали ребята не только из России, но и из Украины, и из Белоруссии. Несколько месяцев вся гимназия жила подготовкой к этому событию, писали доклады, обменивались фотографиями. Потом поехали с докладами в Киев, на школьную конференцию, посвященную Дню Победы. Для моего сына это стало одним из самых запоминающихся событий гимназической жизни.

Стала сегодня в целом российская школа более патриотичной? Без сомнений. И важно, что все-таки во многом удается уберечь образовательный процесс от показушного патриотизма. Не может быть в расписании отдельного урока – “а сегодня с 10 до 10.45 воспитываем патриотов”. Воспитание – процесс глобальный. Он происходит и на уроках, и на переменах, и в кружках после обеда. Считается, что «патриотические» предметы - это история, обществознание, литература. На самом деле педагоги понимают: любой предмет - это средство воспитания, потому что учит на примере учителя. Уважительное отношение к старшим, умение логично и аргументированно выступать, знать законы, по которым живет твоя страна, – это тоже патриотизм.

Да и с «патриотической» историей в последние годы произошли серьезные изменения. Принят историко-культурный стандарт. В него вошли все важные даты и события в истории страны, которые должно знать подрастающее поколение. На его основе написаны современные, умные и красивые учебники.

Развивается Российское движение школьников. Его лидер космонавт Сергей Рязанский сейчас работает на Международной космической станции. Что может быть романтичнее и увлекательнее? Да и акция «Бессмертный полк», в которой участвуют сотни тысяч школьников и студентов, показательна. Вышли несколько ярких, снятых по современным технологиям, фильмов – начиная от «Сталинграда», заканчивая недавним «Салютом-7». Открываются кадетские классы – в Москве их больше 120. А еще есть училища и кадетские школы.

Сегодня ситуация явно не такая, какой была 10-15 лет назад. Хотя, конечно, далека от идеала. Но и у нас дети ездят на мемориалы погибших в войне и на воинские кладбища, кладут цветы на плиты.

Как вы считаете, достаточно ли того, что дают в школах, для воспитания патриотов России? Ждем ваших комментариев!

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Нельзя вечно жить ненавистью к прошлым врагам. Но равнять захватчиков и защитников тоже неверно

Наталья БАРАБАШ

Ну ничего не могут у нас делать вполсилы. Захотели поучаствовать в чтениях в Бундестаге - школьник из Нового Уренгоя с покаянием за взятых в плен под Сталинградом немцев пережал. Появился ролик с его выступлением в сети - затравили несчастного парня. Хотя явно куча взрослых читала - а может, и писала его доклад (подробности)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Школьник из Бундестага: Из моей речи нарезали куски и выложили в интернет

Четвертый день вся страна обсуждает нового антигероя. Напомним, 16-летнего мальчишку из Нового Уренгоя, покаявшегося у трибуны немецкого парламента за «невинно убитых солдат вермахта» в соцсетях разнесли в пух и прах. Выучить историю и съездить в Освенцим — вот лишь самые мягкие пожелания, адресованные Николаю Десятниченко. После скандального выступления его гимназию и учителей ждут проверки, в том числе и Генпрокуратуры, а самого пацана уже изрядно запугали. К примеру, пользователи соцсетей уже выяснили, что за этой историей стоят украинские националисты. «Комсомолка» попыталась разобраться, что же произошло на самом деле (подробности)

ЕЩЕ МНЕНИЯ

А теперь мальчик в Бундестаге во всем виноват...

Захар ПРИЛЕПИН

Судя по происходящему вообще вокруг всего этого скандала с выступлением в Бундестаге мальчика из Уренгоя, меня не покидает ощущение, что люди реально родились позавчера. (подробности)

«Мальчика в Бундестаге» надо понять, а не судить

Андрей РЯБЦЕВ

Я сейчас скажу кое-что, после чего большинство сразу отправится в комментарии желать мне скорейшей мучительной смерти. Даже не читая весь текст. Наших людей очень просто довести до истерики. Особенно если тема всплывает откуда-то не из бубнящего телека, а из недр интернета. “Хотели скрыть, но мы-то докопаемся до правды!”. Я про 11-классника Николая Десятниченко. Я не считаю, что он “тварь”, “недоучка”, “жертва ЕГЭ”, “предатель” и проч (подробности)