Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Политика6 декабря 2017 17:07

У России есть три союзника - армия, флот и Беларусь?

Наш колумнист — о том, что связывает два братских народа
Белорусский лидер Александр Лукашенко и президент РФ Владимир Путин

Белорусский лидер Александр Лукашенко и президент РФ Владимир Путин

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Недавно посмотрел не чужое мне «Место встречи» (ток-шоу российского канала НТВ. - Ред.), посвященное взаимоотношениям России и ее ближайших союзников - Армении и Беларуси.

А также услыхал от совершенно мне не чужих белорусских (да и армянских) зрителей многочисленные претензии к сути и форме обсуждения. Если предположить (а наши коллеги предполагают), что это некая официальная точка зрения как минимум одной из «башен Кремля», то претензии небезосновательные. Но вот что скажу. Частенько нахожусь внутри некоторых ток-шоу, смею заявить: не надо преувеличивать. Прямой эфир. Один придумывает звонкое сравнение, другой развивает, задача сделать материал доступнее никем не отменялась (ведь зрители ток-шоу МГИМО не заканчивали).

Понимаю: никого не убедил. Злой умысел подозревать удобнее. Тем более что называть бывшие республики СССР «женами» России - ударившаяся в загул (Украина), поглядывающая на сторону (Армения подписала соглашение с Евросоюзом) и союзная, но якобы «неверная» Беларусь, и это после принципиального решения о форуме «Восточного партнерства» - и вправду странно. Опрометчиво. Несправедливо.

Спросите меня, и я скажу: придавать всему этому разговорному жанру определяющего значения я бы не стал. В России доброе отношение к Беларуси не изменилось, и правы те из коллег, которые так и предположили на встрече в «Клубе главных редакторов» (программа на телеканале Беларусь 1. - Ред.). На этом мои советы коллегам из братских (скорее сестринских) республик заканчиваются. Не знаю даже, нуждаются ли они в них. А вот по некоторым моментам российского подхода к формам и методам взаимоотношений хотелось бы высказаться.

Последнее время я гораздо плотнее стал работать с белорусскими коллегами-журналистами. Часто бываю в Минске, Гродно, Витебске. Мы с ними даже сообщество создали - общественную организацию «Друзья-сябры». Взаимопонимание у нас там, профессиональная глубина обсуждения медийной сферы - обзавидуетесь. И вот что я понимаю теперь лучше, чем прежде. По пунктам.

Беларусь, как независимая республика, существует. Белорусский народ существует - это понятно из этнических особенностей, национальной гордости, менталитета, языка. Вы спросите, а не рехнулся ли автор часом? Кто ж это станет отрицать? Есть такие. Не буду скрывать, слышу я иной раз в России: да ладно, что за язык такой, тот же русский, только «как слышим, так и пишем». И далее по пунктам - от «те же люди, только с краю» до «куда они денутся». А куда «делась» Украина, а куда – Грузия?

Союзное государство существует. Да, оно не может сегодня по объективным причинам преодолеть многие существующие разрывы. Рвать-то по Беловежью было легко, махнули по сто пятьдесят для храбрости - и нет державы. Срастить сложнее. Я тут присутствовал на открытии завода тракторов «Беларус» в Череповце. И услышал от минских товарищей: а зачем мы лицензию отдали? Делали бы тракторы у себя, продавали бы в Россию. Сели разбираться. Оказалось все сложнее, интереснее: отдавая лицензию, белорусы получают финансы и возможности для инновационного развития. Мы - дешевый и ремонтабельный, до гайки знакомый трактор. Этот созданный вместе с белорусами машиностроительный кластер - лидер в России по количеству выпускаемых тракторов. А это - и рабочие места, и доходы региона и, наконец, та самая «скрепа», о которой мы так любим поговорить.

У нас с белорусами несомненно не просто общие этнические и исторические корни - ментальная и сердечная основа. На Конгрессе русской прессы Александр Лукашенко привел пример: когда Владимир Путин поблагодарил его за отношение к русскому языку, он ответил: а как иначе? Это же наш язык тоже. В конце концов, не лишне помнить, что Беларусь - единственная на постсоветском пространстве страна, в которой русский язык имеет статус государственного наряду с белорусским. Надо уметь дорожить тем, что имеем.

О важном: а есть ли у вышеописанной благодати недруги? Конечно. Как их распознать? Да легко. Противоречия они назовут неразрешимыми. Проблемы - фатальными. Привяжутся к мелочи - и давай раздувать ее. Строим атомную станцию - пугают. Проводим совместные учения - морщатся. Иногда складывается такое впечатление, что из триады «союзники России - армия, флот и Беларусь» кто-то намеренно исключает последнюю. Да что геополитика? Не пускают белорусскую колбасу в московский бутик (если судить по ценам) «Фермер Подмосковья» - приходится мне ее из Минска переть. Но, думаю, мужики-то разберутся – в пятницу Совет министров союзный будет в Гомеле. Да и президенты стран на саммите ОДКБ поговорили. Руководители не раз демонстрировали, как и не такие проблемы разруливать. Ставить точки над нашим славянским i.

Короче, извините за былинный тон, общие корни наружу полезли. Серьезно говоря, загсовские аналогии на постсоветском пространстве, может, и броски, но не точны. Обидны. Несправедливы - и ни Беларуси, ни России не нужны. Давайте это учтем - на будущее.