При взрыве вокзала в Арзамасе тела погибших разметало в радиусе 10 километров.
Фото: из материалов дела.
«Многие боялись второго взрыва»
Субботнее утро 4 июня 1988 года для жителей маленького городка Арзамаса под Нижним Новгородом ничем не отличалось от тысяч других: дачники неспешно брели на свои садовые участки, поезда строго по расписанию прибывали к вокзалу, на солнышке лениво нежились бродячие собаки. Как вдруг ровно в 9:32 раздался чудовищный взрыв, разделивший жизнь города на «до» и «после».
- Поначалу никто не мог понять, что происходит, - вспоминают местные жители. – Одни говорили, что взорвался газ, другие – что на воздух взлетел вокзал. Со всех сторон в город съезжались десятки машин скорой помощи, пожарные бригады – было понятно, что случилось что-то ужасное.
Вскоре выяснилось, что на железнодорожном переезде станции «Арзамас-1» взорвались три вагона с взрывчаткой, предназначенной для горнорудных работ в шахтах. Поезд следовал из Дзержинска, где как раз производили эти вещества. Но до точки назначения он не доехал.
На железнодорожном переезде станции «Арзамас-1» взорвались три вагона с взрывчаткой.
Фото: из материалов дела.
- В ту пору отрабатывалось несколько возможных причин катастрофы, - вспоминает один из участников ликвидации последствий взрыва Юрий Галкин. – Согласно официальной версии, была нарушена техника безопасности при складировании взрывчатых веществ в поезде. Дескать, мешки открылись во время движения, и получилась взрывная смесь. Однако сейчас большинство экспертов признают, что это была диверсия. Кстати, многие тогда боялись, что будет второй взрыв.
Вместо тел в гроб клали платья
Первые спасатели, прибывшие на место происшествия, не могли поверить своим глазам. От увиденной картины кровь стыла в жилах: гигантские воронки, искореженные груды металла, бывшие совсем недавно поездами и машинами, разбросанные повсюду части человеческих тел и взмывающее до небес адское пламя.
- Фрагменты тел и автомобилей были разбросаны в радиусе 10 километров, - вспоминает Юрий Галкин. – Из тех людей, что были рядом со станцией, не выжил никто. По официальной версии, там погиб 91 человек. Еще 800 были ранены.
Во время трагедии в Арзамасе погиб 91 человек, еще 800 получили ранения.
Фото: из материалов дела.
Ситуация осложнялась тем, что трагедия произошла именно на железнодорожном переезде. Ожидая пока пройдет поезд, у шлагбаума скопились десятки машин: автобусы, скорые помощи, обычные дачники. Ни у кого из них не было ни малейшего шанса на спасение.
- За минуты до взрыва рядом со станцией как раз остановился большой стоместный автобус, - рассказывают местные жители. – Люди только-только начали выходить, как раздался оглушительный грохот. Тела раскидало по всей округе: на заборы ближайших огородов, на крыши частных домов. Это был настоящий ад!
После трагедии за организацию похорон как раз отвечал Юрий Галкин, занимавший в ту пору пост первого заместителя председателя Горисполкома Арзамаса. Учитывая, что от большинства тел остались лишь фрагменты, на проведение экспертиз и опознания ушла не одна неделя.
Полторы недели на городских кладбищах Арзамаса звучала траурная музыка.
Фото: из материалов дела.
- Там работали 12 экспертов, которые пытались определить, где чья нога и где чья рука, - вспоминает Юрий Галкин. – От некоторых погибших вообще ничего не осталось, и вместо тела в гроб приходилось класть платье или костюм. Хоронили погибших по всему району – и в самом Арзамасе, и в маленьких деревнях. Целых полторы недели на городских кладбищах не стихала траурная музыка.
На месте поселка - часовня
Несмотря на такое гигантское число погибших, некоторые истории оказались особенно пронзительными и стали едва ли не местными легендами.
- Одну маленькую девочку привезли на лето из подмосковного Пушкино к бабушке и дедушке, - рассказывают местные жители. - Бабушка как раз в то утро дежурила на переезде, поднимала и опускала шлагбаум перед проезжающими машинами. А дедушка с внучкой пошли ее навестить. Как раз когда они подошли к переезду, и прогремел взрыв. Чтобы доставить фрагменты тела этой крошки родителям, пришлось делать маленький цинковый гробик.
Сейчас большинство экспертов сходятся во мнении, что это была диверсия.
Фото: из материалов дела.
Сейчас о чудовищной трагедии в Арзамасе ничто не напоминает – все та же тишина и покой. Вот только на месте маленького железнодорожного поселка, полностью стертого с лица земли, местные жители до сих пор ничего не строят. Сейчас там стоит часовня и большой мраморный обелиск, где перечислены имена всех погибших. Каждый год 4 июня ровно в 9:32 здесь начинается траурный митинг, на котором горожане вспоминают жертв одной из крупнейших катастроф в истории СССР.