Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Общество16 июля 2018 9:10

"У меня нет сомнений в подлинности останков Николая Второго"

Накануне 100-летия со дня убийства последнего российского императора и его семьи спецкоры «КП» пообщались с профессором, доктором биологических наук, лауреатом Государственной премии России, экспертом РАН Павлом Ивановым.
Николай Второй и его семья были жестоко убиты в ночь с 16 на 17 июля

Николай Второй и его семья были жестоко убиты в ночь с 16 на 17 июля

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Царь Николай Второй и его семья были жестоко убиты в ночь с 16 на 17 июля в Екатеринбурге. Мы знаем все подробности их страшной мучительной гибели. Мы знаем, как были найдены их останки. Мы не знаем только одного – их ли это останки? Больше 25 лет специалисты никак не могут определиться – кому принадлежит прах, обнаруженный в Ганиной Яме. Но профессор-генетик Павел Иванов уверен, сомнений в подлинности быть не может.

- В 1992-93 годах мною и британским генетиком Питером Гиллом по линии государственной комиссии были проведены первые исследования в Великобритании, - рассказывает Павел Леонидович. - Мы сравнивали ДНК останков с ДНК принца Филиппа, мужа английской королевы Елизаветы Второй. Он является родственником Николая Второго по материнской линии. И вдруг мы наткнулись на очень сложное для понимания явление. В расшифровке генотипа костей мы обнаружили мутацию гена. Образно это выглядит так, словно на старой печатной машинке две разных буквы ударили в одно место. Сначала мы думали, что это ошибка. Много раз повторяли, но получали одно и то же. И тогда мы поняли, что это очень редкий случай, который теоретически был известен, но практически никто не знал, как это выглядит. На самом деле, это мутация, которая случилась при переносе генов от матери к ребенку.

- От императрицы Марии Федоровны к Николаю Второму?

- Да. Все так или иначе мы восходим к одному корню, но на каких-то этапах происходят изменения. Одна «буква» заменяется на другую. Но изменяется не все сразу, а какая-то одна часть. И в случае с царем мы увидели оба варианта – тот, который от матери, и новый.

Это так называемый «эффект бутылочного горлышка». Представьте, что в бутылке смешали поровну красные и синие шарики. Попробуйте вытрясти через маленькое горлышко 10 штучек. У вас может оказаться 9 синих и один красный. В емкости было 50 на 50, а здесь 10 к 1. Вот так и происходят генетические изменения.

Поскольку никто никогда не сталкивался с подобным явлением, то по расчету получилось 98,5% родства. Этого оказалось недостаточно. И тогда я предложил эксгумировать родного брата Николая Второго - Георгия, который умер в молодости и был захоронен в Петропавловском соборе. К сожалению, разрешение на раскопки получали очень долго. Этим занимались Анатолий Собчак, и Мстислав Ростропович. Но иерарх Петербуржский и Ладожский Иоанн был категорично против. Все удалось реализовать лишь после его смерти. И в этот раз мы исследовали останки в лаборатории Министерства обороны США по идентификации погибших военнослужащих. Так вот и у Георгия мы нашли такую же мутацию генов!

Поэтому я и уверен, что царские останки, действительно, являются царскими. Причем, в данном случае именно момент сомнений стал моментом истины из-за такого редкого случая.

Царь Николай Второй с сыном Алексеем

Царь Николай Второй с сыном Алексеем

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

- Так почему же сейчас проводятся повторные экспертизы?

- Мы можем только гадать. Нам не объясняют. Поскольку церковь не признала наши результаты, значит, не признала. Тогда было много охотников войти в историю. В официальную команду они не входили, поэтому провоцировали всячески иерархов, что нужно еще поисследовать. Вот сейчас эксгумировали останки Александра Третьего - отца Николая Второго. Узнаем, каков будет результат. Хотя в своем выводе я уверен на 100 процентов.

ЗАЧЕМ ПРОВОДИЛИ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСТАНКОВ ЯСИРА АРАФАТА?

- В списке заголовков ваших научных работ я видела имя палестинского лидера Ясира Арафата.

- Это был интересный случай. По официальной версии он умер от болезни. Но после истории с Литвиненко у его вдовы возникло подозрение, что, может быть, Арафата тоже отравили. И тогда она обратилась к официальным следственным органам через министерства иностранных дел трех стран – Франции, Швейцарии и России – провести токсикологические исследования останков, захороненных в палестинском мавзолее. И такое разрешение было получено от властей Палестинской автономии. К работе подключили несколько бригад, в том числе и нашу.

- А в чем был смысл ДНК-исследования? Разве у кого-то были сомнения?

- Если речь идет о важных в данном случае, например, токсикологических исследованиях каких-то объектов, то у одной или другой стороны, в зависимости от ее, так сказать, веры, могут возникнуть сомнения, какие именно образцы исследовались в химической лаборатории. На фрагменте кости нет тиснения, чья она. Допустим, в ней обнаружили страшный яд. Но где гарантия, что этот человек – тот, о котором идет речь?

Или наоборот – не обнаружили никакого яда. Кто-то скажет: «Ну, не обнаружили. Понятно, кости другие». Эксперт-химик ответит: «Я чист. У меня все опечатано» - «Мы к тебе не имеем претензий. Только кость неизвестно откуда взялась». Поэтому привлекается молекулярная генетика для того, чтобы показать, что образец, который пойдет на исследование, принадлежит Ясиру Арафату.

Ясир Арафат

Ясир Арафат

Фото: EAST NEWS

- Как вы проводили сравнение?

- Мы сравнивали этот образец с предметами личного обихода Ясира Арафата.

- Не проще ли было у детей взять слюну для анализа?

- Такие случаи имеют очень тонкую почву. Когда речь идет о каких-то публичных личностях, то если нет заведомого образца (крови, волос), казалось бы, можно использовать родственников - детей. А если дети окажутся не биологическими, это может бросить тень на человека. Поэтому единственный путь – это искать какие-то заведомые образцы. Нас привезли в резиденцию Арафата в Рамалле, где он проводил последние дни. Показали все личные вещи - постельное белье, одежду, знаменитую арафатку, парадный китель. И говорят: «Вот можете исследовать. И это будут заведомые образцы, с которыми вы сравните кости». Но проблема была в том, что весь гардероб вождя подвергался химчистке! Все было идеально чисто! Никаких намеков на заношенность воротничков или манжетов. Мы опасались, что ничего не получится. Но нам все удалось сделать и доказать, что костные останки, действительно, принадлежат Ясиру Арафату. А еще мы доказали, что химчистка не препятствует получению ДНК-образцов.

О царских останках и генетической экспертизе Ясира Арафата мы говорили с профессором Ивановым во время беседы о результатах ДНК-исследования предполагаемого Семена Золотарева. Интервью на эту тему читайте скоро на нашем сайте.