Премия Рунета-2020
Иркутск
+4°
Boom metrics
Общество25 июля 2018 0:26

Нотариусы со всей Сибири собрались в Иркутске

На координационно-методическом совете они обсуждали нововведения в сфере наследственного права и в других разделах законодательства
Президент нотариальной палаты Иркутской области Евгений Воробьев и Президент Федеральной нотариальной палаты РФ Константин Корсик

Президент нотариальной палаты Иркутской области Евгений Воробьев и Президент Федеральной нотариальной палаты РФ Константин Корсик

Фото: Игорь АЛЕКСИЧ

Довольно скоро в нашей стране, как и на Западе, появятся свои наследственные фонды (НФ), которые позволят бизнесменам сделать распоряжения на случай своей смерти - прежде всего, чтобы в этом случае их бизнес продолжал работать без всяких сбоев. Сегодня ведь деятельность компании в случае смерти ее владельца зачастую оказывается попросту парализованной, особенно если он умер, не оставив завещания.

В самом деле, в этом случае имущество и любые активы фактически замораживаются на полгода: именно столько времени проходит с момента кончины человека до дня получения его родственниками свидетельства о вступлении в наследство. За этот период даже с самым отлаженным бизнесом может произойти все что угодно, к тому же этой неразберихой, как правило, вовсю пользуются конкуренты. Новый же инструмент позволит не только сохранить, но и развивать бизнес путем передачи его фонду, а всем сотрудникам компании продолжать выполнять свои обязанности и получать за это зарплату.

Также наследственные фонды обеспечат сохранность активов, ведь наследниками оказываются престарелые родители, супруги или несовершеннолетние дети, не способные или не желающие управлять семейным делом. В данном случае этим займутся профессиональные менеджеры, которые будут выплачивать прибыль всем тем лицам, которых перечислит наследодатель. Наследники же, в свою очередь, не смогут погашать свои долги за счет активов НФ и управлять им единолично, зато будут иметь доступ ко всей информации о деятельности фонда, смогут участвовать в выборе управляющего и контролировать важные сделки и другую деятельность фонда.

Ранее бизнесмены могли создать НФ только за границей, для чего требовалось переводить активы за рубеж. Теперь же столь эффективный инструмент доступен и в России. Предприниматели смогут сохранить бизнес в родной стране, а вместе с ним и рабочие места, оказав тем самым благоприятное влияние на развитие экономики.

И это далеко не единственная новелла в наследственном праве. Издавна в нашей стране существовало два вида наследования: по завещанию и по закону. Теперь к ним добавляются еще совместное завещание и наследственный договор. Ранее составить совместное завещание супругов можно было только на территории Крымского полуострова (эта возможность досталась им «в наследство» от пребывания в составе Украины). Однако вскоре любая российская супружеская пара сможет прийти к нотариусу и составить совместное завещание, в котором будет определена дальнейшая судьба ее имущества - как нажитого совместно, так и любого иного.

- На мой взгляд, здесь имеется ряд не до конца проработанных, сырых моментов. Было бы, например, вполне логично, если бы один из супругов, переживший второго, не имел права изменять их совместную волю, однако же на деле у него такое право имеется. В таком случае не совсем понятно, в чем тогда состоит смысл данной новеллы? В общем, пока вопросов больше, чем ответов, - говорит президент Федеральной нотариальной палаты РФ Константин Корсик.

С главным нотариусом России нашему корреспонденту удалось пообщаться прямо в Иркутске, где высокий московский гость открыл и возглавил Координационно- методический совет представителей нотариальных палат Сибирского федерального округа. Основная задача таких представительных собраний - обеспечить единство правоприменительной практики. И особенно актуальным это стало в последние годы, когда законодатель последовательно расширяет полномочия нотариата. Соответственно, все появляющиеся новации необходимо обсудить в своем профессиональном сообществе и принять по ним коллегиальные решения, чтобы нотариусы различных регионов не действовали, как говорится, кто в лес, кто по дрова. В идеале ведь обратившийся к нотариусу человек должен получить один и тот же комплекс квалифицированных услуг - и неважно, в Иркутской области происходит дело, в Томской или Красноярском крае.

- Серьезное изменение подхода к наследственному праву неизбежно затронет абсолютно каждого нотариуса. Перед ними встают сразу две стратегические задачи: повышение собственной квалификации и правовое просвещение своих неискушенных в законодательстве сограждан, - поясняет Константин Корсик. - Очень часто именно на уровне федеральных округов принимаются весьма значимые рекомендации и обращения в Федеральную нотариальную палату: «сверху» порой не видно каких-то важных деталей, и тогда более чем кстати оказываются замечания и поправки «снизу».

Впрочем, изменения в деятельности нотариусов касаются не только сферы наследственного права. Наиболее общий тренд сегодня - превратить каждую нотариальную контору в некий фронт-офис, действующий по принципу «одного окна», куда клиенту достаточно прийти «ногами» один-единственный раз. Сегодня не нужно заставлять человека бегать по инстанциям, собирая всевозможные справки. Нотариусы имеют доступ во все государственные электронные реестры и могут сами сделать все нужные запросы, собрав в итоге необходимый пакет документов.

Также на повестке дня - удаленная идентификация клиента. Сейчас этим вопросом активно занимаются российские банки, формируя базы данных изображений и голосов, чьи обладатели в дальнейшем смогут, например, открывать или закрывать счета, находясь хоть за тридевять земель от банковского офиса. И нотариусы вполне смогли бы выступить в роли операторов данной системы, помогая банкам собирать такие идентификационные материалы у своих клиентов, - не отказались бы они и сами использовать столь удобные инновации.

- Например, в Колумбии, Монголии и некоторых других странах в роли такого идентификатора уже давно используются отпечатки пальцев. И подобные вещи предохраняют нотариусов от многих ошибок, - рассказывает Корсик. - По данным МВД России, в стране числится утерянными или выданными с ошибками более полутора миллионов паспортов. И совсем не исключено, что какими-то из них пользуются в своих целях разного рода мошенники.

Также в недалеком будущем ожидается дальнейшее расширение дистанционного взаимодействия нотариусов и их клиентов. Скажем, нотариусу можно направить электронное письмо со ссылкой на размещенную в интернете недостоверную информацию о вас, а он, в свою очередь, изучив предоставленные данные, подтвердит этот факт своим протоколом.

Обсуждались во время координационно-методического совета и более «приземленные» вопросы. Например, Иркутская область - один из самых крупных по площади российских регионов, часть территорий которого значительно удалена от Большой земли. И там довольно остро стоит кадровый вопрос. Так, уже более двух десятков лет остаются свободными вакансии нотариусов в Маме и Ербогачене. Не так давно Федеральная нотариальная палата при помощи собственных финансовых средств помогла решить подобную проблему в Магадане, готова помочь и коллегам из Сибири.

- Мы высоко оцениваем деятельность Нотариальной палаты Иркутской области. Здесь имеются хорошие помещения, замечательно организован архив. Сами нотариусы обладают высокой квалификацией, ими организованы плодотворные взаимоотношения с органами государственной власти - их, кстати, высоко оцениваю не только я, но и, например, начальник Управления Минюста РФ по Иркутской области. Столь же эффективные взаимосвязи налажены здесь и с правоохранительными органами, и с судебной системой, и с Ассоциацией юристов России. Таким образом, нотариусы Приангарья на должном уровне помогают населению и государству стабилизировать гражданский оборот и деятельность юридических лиц. Ведь по большому счету нотариат - это инструмент наведения порядка в важнейших сферах жизнедеятельности общества, и здесь он отлично справляется со своими функциями, - резюмирует президент Федеральной нотариальной палаты.

На правах рекламы.