Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Экономика25 декабря 2018 16:17

Ржавые суда и заброшенные поселки: Из-за чего рыба на прилавках никак не подешевеет

Обозреватель "КП" разбирается, почему же так происходит
Об ущербности распределения квот эксперты говорят уже много лет

Об ущербности распределения квот эксперты говорят уже много лет

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Росрыболовство в последнюю неделю декабря, наконец-то, распределило квоты на вылов в 2019 году. Недовольными оказались все. Рыбопромышленники, которым они достались, опасаются, что из-за столь позднего выхода распределительного приказа (обычно он подписывается в конце ноября) они не успеют получить промысловые билеты. А это обернется простоем судов и убытками. Другие же рыбаки с горечью сетуют: они вновь не были допущены к лову многих видов биоресурсов из-за устаревшего исторического принципа распределения квот.

Об ущербности этого подхода эксперты говорят уже много лет. С одной стороны, исторический принцип подразумевает раздачу квот тем, кто долго присутствует на этом рынке, у кого рыбодобыча — давно налаженный процесс. Но с другой стороны, при этом у новичков отрасли практически нет шансов прорваться к рыбе. Хотя те готовы инвестировать в суда и инфраструктуру. Опять же — о какой конкуренции можно говорить?

Именно поэтому давно обсуждается идея перехода на более справедливый принцип — аукционный. Кто больше готов заплатить за вылов энного количества рыбы, тот ее и ловит. Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) идею ухода от исторического принципа поддержала:

- Мы всегда выступали за аукционный принцип распределения ресурсов, - рассказал «КП» статс-секретарь – зам. руководителя ФАС Андрей Цариковский. - Согласно законодательству о рыболовстве, Росрыболовство сейчас было обязано выпустить приказы о распределении объемов части общего допустимого улова водных биоресурсов, согласно «историческому принципу» распределения квот. Но на наш взгляд, «исторический принцип» уже изжил себя. Изначально в него были заложены благие идеи – всем казалось, что если сохранять тем, кто уже много лет работал на вылов, это право, они будут и дальше усердно и эффективно работать.

Однако, этого не произошло, и мы видим ржавые суда и заброшенные поселки. Эти люди практически ничего не сделали с тем хозяйством, которое им досталось от Советского Союза. Хотя исторически как раз эти фирмы не возникли при Союзе, они взяли чужое наследие и объявили его своей историей, не сделав при этом ничего.

Надо уже уходить от этого принципа, выходить на аукционы, которые принесут реальные деньги в бюджет страны, приведут рачительных хозяев на рынок, будут стимулировать компании развиваться, повышать эффективность добычи и переработки и снижать цену на рыбу для потребителей.

Аукционы нужно делать жесткими – их непременным условием должно быть обязательство для тех, кто приобрел квоты, выполнить требования по развитию инфраструктуры, иначе они этих квот будут лишаться.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Почему рыба в России продается в три раза дороже реальной стоимости

Одним из самых ярких эпизодов Большой пресс-конференции Владимира Путина 14 декабря стало эмоциональное выступление главы совета директоров рыбокомбината из Мурманска Михаила Зуба. Он признался, что к президенту попал обманным путем, выдав себя за журналиста. И тут же высказал правду-матку о всей рыбной отрасли. (подробности)

Почему российская рыба проплывает мимо наших прилавков

«Смеешься, - говорят мне коллеги. – Зайди в магазин - рыбы полно». Да, прилавки завалены соленой и копченой, мороженной и консервированной. От семги с Фарерских островов до тунца. А вот свежей рыбы, практически, нет. И цены! Мороженое филе трески - 550 руб. Дороже говядины. А ведь это, вроде, рыба из наших морей, никакая не импортная. Ну ладно, лосось с Дальнего Востока везти сложно. Но неужто с треской из Баренцева моря проблемы? (подробности)