Для пассажиров пригородных маршрутов ежедневный выезд из Краснодара - испытание
Фото: Евгения ОСТРАЯ
Стоит ли говорить, что блокаду одного из двух краснодарских мостов — Яблоновского — краснодарцы приняли стоически. Стиснули зубы в надежде, что абсурд закончится, если им немного потерпеть. Чуть-чуть! Не могут же в конце концов даже федеральные власти не видеть, что один из самых посещаемых городов страны, остается без въезда!
- Нет-нет, не может, чтобы мост просто взяли и закрыли. Есть в этом, видимо, какой-то тактический ход, - рассуждали сограждане в душных автобусах краевых маршрутов. - А как же мы? Власти же не могут просто взять и бросить нас в этой ситуации.
Власти не бросили. Пару недель профильное краевое министерство при взаимодействии с соседним в Адыгее решали, как разведут ежедневный поток пассажирских автобусов и маршруток из Новороссийска, Геленджика, Анапы, Абинска и целого перечня станиц Северского района. По узким улицам полуспальных районов пустили чадящие «икарусы» с экзотическими табличками под стеклом. А мы решили проверить, каково это теперь — каждый день приезжать в Краснодар?
ТРЕВОЖНОЕ УТРО
И без того неряшливый автобус, курсирующий из Ильского в Краснодар, сплошь заклеен объявлениями. Зеленые стрелочки на карте города — маршрут до пункта назначения - автовокзала Краснодар-1, красные — путь домой.
- Вот, видишь, так мы теперь едем, - нервно отвечает водитель, держась одной рукой за баранку, а второй умудряясь похлопать по бумажке за своей спиной. - И на обратном пути сюда же выходи, на Октябрьскую, здесь тебя заберу. Только не знаю, когда... С «Южного» теперь только северский автобус стартует, но тоже без точного графика — пробки.
Дождавшись окончания рабочего дня, следую инструкциям водителя: на остановке в центре города — как штык. Так проходят первые 1,5 часа...
- С учетом всех пробок, я бы была уже на подъезде к своему дому, - говорит моя товарка по несчастью Алина из Северской.
Каждый вечер из тесного города она летит к семье мимо просторных кубанских полей.
- Никогда не могла жить здесь, - горечи ее словам добавляет безвозвратно потерянное в ожидании автобуса время.
До революционных перемен жители близлежащих с Краснодаром территорий доезжали до конечной остановки общественного транспорта, а там всегда уже ждал своих пассажиров автобус — ильский, черноморский, северский, абинский, новороссийский, порт-кавказский и другие.
- Мы могли уехать, сев на любой из них, в тот же момент. Никакой потери драгоценного личного времени. У всех дома ждут семьи, дети, - продолжает женщина. - Цена билета — 85 рублей.
Плюнув на возможность уехать здесь и сейчас, вызываю редакционный автомобиль. По самым экономным подсчетам на горючее тратим 500 рублей.
ТУРГЕНЕВСКИЙ ВЕЧЕР
На следующий день я решила не терять времени, а поехать туда, где точно проедут все автобусы — Тургеневский мост.
- Все да не все, - злорадствует водитель автобуса с надписью «Мега-Адыгея». - Северский тут вроде пройдет, но когда...
Эта неопределенность в седьмом часу вечера начинает настораживать.
- Вы видели пробки какие в Энеме? А он там еще пассажиров ждет. С графиком какая-то амба там у них, - «оптимистично» продолжает водитель.
Надо сказать, что на перевозках в населенные пункты Адыгеи закрытие Яблоновского моста не отразилось. От количества транспорта, курсирующего в соседний регион, через 1,5 часа ожидания у меня рябило в глазах. Но ни одного, который бы ехал дальше по Краснодарскому краю, я так и не дождалась. Вызвала автомобиль.
СЕННОЙ
Пуп земли кубанской — Сенной рынок был первым, куда собирались отправиться гонимые с Яблоновского пассажирские перевозчики.
- Скорее всего там будем забирать пассажиров, - предполагали водители еще до всех официальных решений.
Но, отправившись туда, я нашла только диковинные очереди на рейс из Краснодара до Меги, а оттуда в Афипский. Ежедневно на повороте улицы Буденного тут выстраиваются десятки людей по интересам.
- Я за вами, - настаивает плотный мужчина, обращаясь к моей собеседнице, чтобы забронировать таким образом себе сидячее место.
Она устало объясняет мне, что ничего не знает «ни про какие другие автобусы».
- Я что похожа на всезнайку?
- У вас глаза просто добрые, - отвечаю и ретируюсь.
Интересующие меня рейсы здесь тоже не останавливаются. А автобусы до Афипского уходят что называется «под завязку». Сажусь хотя бы до Афипского. Хотя, конечно, не сажусь — стою в жарком и плотном замкнутом пространстве автобуса. Впереди 18 километров и три часа (!) пути.
ГАРАНТИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ?
Утро следующего дня я начала со звонка на автостанцию в Северскую.
- Люди, как уехать вечером из Краснодара?
Растерянный голос отвечает:
- Часть вечерних маршрутов сокращены. Из-за пробок. Мы ничего гарантировать не можем, график смещен. Езжайте с автовокзала.
Но обычно людный пятак у «Сити-центра» выглядит совсем как-то безнадежно.
- Такси, такси...Одно место до Ильского, пожалуйста, - зазывалы предлагают доехать до Северской за 150 рублей. - Нет? Ой, ну и ладно. Думаешь, долго ждать буду пассажира?!
Через пару минут таксист находит, на чьей «яблоновской» беде ему заработать.
На конечной остановке городского транспорта — улице Индустриальной — автобус до Смоленской подхватывает пассажиров.
- А северских там нет, - показывает на автовокзал. - У нас теперь полная амба с графиком.
Оставляю Яблоновскому мосту доживать свой безумный век и еду в противоположном направлении — на автовокзал Краснодар-1.
- С этого транспортного узла не уехать невозможно, - наивно думаю я, оставляя последний шанс оправдать существование всех чиновничьих институтов, курирующих эту сферу в Краснодарском крае.
Для того чтобы сесть, наконец, на автобус до населенного пункта в 30-ти минутах езды от Краснодара, прохожу через рамку с металлоискателем. В кассовом окне из-под очков подозрительно смотрит диспетчер.
- Любой автобус до Северской, - устало говорю.
На мой вопрос женщина поднимает трубку телефона, а положив, лишает меня последней надежды.
- Билеты продаем по приходу автобусов. Сейчас нет ни одного, - отвечает она металлическим голосом.
- А сколько ждать?
- Понятия не имею. Может, час, может, два. Из-за пробок у них сместился график.
- А любой проходящий?
- Ну, это дорого будет. Абинский — 230 рублей. Вам придется платить до конечного пункта, - сменив назидательный тон, говорит кассир.
В полном под завязку зале ожидания в этот момент оживились — по микрофону объявили посадку на автобус до Севастополя. Вот куда два часа ждать посадки я была готова.
ЗВОНОК ПО ПОВОДУ
Разобраться, кто и за что отвечает в сфере пассажирских перевозок по региону, оказалось еще сложнее. Из рук вон бездарная его организация, в чем мы убедились на собственном примере, Краснодару проблем только добавит. Ехать сюда по-прежнему не перестанут, только все пересядут на личные авто. И предрекаемый вскоре городу транспортный паралич это только ускорит.
В близлежащие города и станицы (в моем случае в Северский район) за перевозки отвечает предприятие ОАО «Кубаньпассажиравтосервис». Но там ответили, что занимаются лишь продажей билетов...
- ...и инфраструктура в нашем ведении, - ответили «КП» - Кубань» в отделе пассажирских перевозок. - За сами рейсы мы ответственности не несем. Это претензии к перевозчику и в министерство транспорта и дорожного хозяйства. Разрабатывают маршрут они.
А в профильном ведомстве предложили все претензии обращать непосредственно к водителям.
- Мы не надзорное ведомство, - проинформировали в минтранспорта, предложив впрочем, оформить запрос.
«Комсомольская правда» просит считать эту публикацию официальным запросом и надеется, что ситуация с пассажирскими перевозками по Краснодарскому краю будет тщательно проанализирована.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Минус мост: больше 2-х тысяч человек подписали петицию за строительство нового Яблоновского моста
12 июля Краснодар лишается одного из двух южных въездов в город из-за его аварийного состояния (подробнее)