Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Происшествия6 сентября 2019 15:15

Лесные пожары в Сибири: почему не смогли потушить вовремя?

Кто должен ответить за миллионы сгоревших гектаров тайги? Почему пожары продолжают бушевать, несмотря на потраченные миллиарды и подготовку, которую Рослесхоз и Минприроды начали ранней весной?
Карло МАЧАВАРИАНИ
Регионы Сибири оказались просто не в состоянии справиться с бушевавшей стихией. Фото: Лесопожарный центр

Регионы Сибири оказались просто не в состоянии справиться с бушевавшей стихией. Фото: Лесопожарный центр

Минувшим летом пожары в сибирской тайге стали одной из самых обсуждаемых проблем в стране: популярные музыканты посвящали горящим лесам песни, а пользователи соцсетей делились публикациями с хештегом #потушитепожарывсибири так часто, что эта метка стала второй по популярности в твиттере. Однако регионы Сибири оказались просто не в состоянии справиться с бушевавшей стихией.

КАК ЖЕ МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ?

Прежде, чем пытаться понять истоки волны народного негодования, необходимо разобраться, в чем причина возникновения пожаров и как устроена система профилактики такой масштабной беды. Ответ на первый вопрос, откуда берется огонь, простой – если лес горит вокруг городов, населенных пунктов, промышленных объектов и дорог, то в 99% случаев в этом виноват человек. Такие пожары обнаруживают быстро и начинают тушить в ближайшие минуты и часы. Если же пожар возникает в отдаленной местности, сотнях километров от ближайшего места постоянного нахождения людей – то виной тому природный факторы. Например, молнии. Эти пожары можно обнаружить только с помощью дистанционного (летательными аппаратами – самолетами, вертолетами, беспилотниками) или космического мониторинга.

Ответ на второй вопрос, как предупреждать пожары, тушить и кто должен за это отвечать, сложнее. Ответственность за подготовку к весенне-летнему сезону (его еще называют пожароопасным сезоном, именно летом лес горит чаще всего), согласно Лесному кодексу, сейчас лежит на региональных властях. И именно региональные структуры, в зоне отвественности которых находится борьба с огнём, должны контролировать процесс тушения.

Какова роль Рослесхоза в системе? Он координирует все процессы борьбы с пожарами. Что может сделать МВД и Генеральная прокуратура? По закону, надзорные органы могут лишь приехать с проверкой и посмотреть — приняты ли должным образом меры профилактики, и, если пожар уже горит, то проверить - приступили ли к тушению вовремя. Пока это единственный инструмент влияния на представителей региональной власти.

Минувшим летом пожары в сибирской тайге стали одной из самых обсуждаемых проблем в стране. Фото: Виктор ЧАВАЙН

Минувшим летом пожары в сибирской тайге стали одной из самых обсуждаемых проблем в стране. Фото: Виктор ЧАВАЙН

ПОЧЕМУ МЕСТНЫЕ ЧИНОВНИКИ МОГУТ НЕ ТУШИТЬ?

Чиновники на местах — т. е. представители органов исполнительной власти субъектов РФ, обязаны:

- оценить, как распространяется пожар;

- определить, какие есть возможности по тушению с точки зрения технологий и ресурсов;

- подсчитать, сколько на это потребуется средств, в том числе и материальных;

- оценить реальный и предполагаемый ущерб.

Эти обязанности прописаны в приказе Минприроды России, который подписан еще в 2014 году тогдашним министром Сергеем Донским. А еще в документе прописано, что пожары в тайге можно не тушить, если затраты на тушение окажутся больше, чем прогнозируемый ущерб (в ущерб включается не только расчёт сгоревшей древесины, но и комплексный потенциальный урон биосфере). Разумеется, это правило действует только в случае, если огонь не угрожает населенным пунктам.

«При возникновении лесного пожара в зоне контроля, в случае, если прогнозируемый ущерб меньше возможных затрат и нет угрозы населенным пунктам, региональная Комиссия по ЧСиПБ может принять решение о приостановке или прекращении работ по его тушению» – сказано в документе.

Кстати, спецчасти наземной и авиационной пожарной охраны и лесопожарные центры, которые выполняют все работы по тушению тайги в соответствии с Лесным кодексом, находятся на балансе региональных бюджетов (средства им ежегодно выделяет Рослесхоз). Так что и подчиняются они напрямую региональным властям.

Этим летом тайга разгорелась так сильно, что дымом заволокло практически всю Сибирь. Фото: Лесопожарный центр

Этим летом тайга разгорелась так сильно, что дымом заволокло практически всю Сибирь. Фото: Лесопожарный центр

ПОРАЗИТЕЛЬНОЕ РАВНОДУШИЕ

В этом году еще в начале весны Рослесхоз поручил регионам усилить меры контроля в пожароопасных районах, а также увеличить группировки сил по тушению пожаров, когда огонь в лесах ещё не стал большой проблемой. К сожалению, практически нигде это поручение выполнено не было. Региональные власти лишь отмахивались — угрозы населенным пунктам нет, а тушить выйдет слишком дорого.

Предписание усилить контроль за обстановкой регионам с апреля выдавали еженедельно — на каждом заседании Федерального штаба по тушению лесных пожаров. В штаб входят не только представители Рослесхоза, но еще и сотрудники МЧС, Росгидромета, Минобороны, Минприроды, Росприроднадзора и Министерства финансов, но регионы на предписания реагировали без должного рвения – эффекта от их действий не было. На ежедневных оперативных штабах регионы лишь констатировали ухудшение ситуации.

Фото: пресс-служба Авиалесоохраны

Фото: пресс-служба Авиалесоохраны

ЗАМКНУТЫЙ КРУГ

Специалисты Рослесхоза ежедневно мониторят ситуацию, однако Федеральному центру доступны лишь «пожарные» меры тушения. Так в подведомственном Рослесхозу ФБУ «Авиалесоохрана» служит федеральный резерв парашютно-десантной пожарной службы, личный состав которого насчитывает порядка 700 человек. Но вот чиновники на местах не торопятся обращаться за помощью к федеральным службам, вводить на своей территории режим чрезвычайной ситуации – ведь это потребует дополнительных трат бюджетных средств региона...

Разорвать этот порочный круг в этом году удалось едва ли не после личного вмешательства главы государства. Владимир Путин распорядился подключить к тушению пожаров в тайге военных. Силы федерального центра направили на тушение тайги практически вопреки сибирским чиновникам. К тому моменту огонь уже приблизился к особо охраняемым территориям. Так под угрозой уничтожения оказался Прибайкальский национальный парк – огонь перекинулся на часть его территорий.

Фото: пресс-служба Авиалесоохраны

Фото: пресс-служба Авиалесоохраны

ПРИЧИНЫ БЕЗДЕЙСТВИЯ

В том, что на уровне регионов не всегда спешили принимать меры есть разные причины. И дело не только в экономической нецелесообразности. Как выяснили многочисленные инициированные Министерством природных ресурсов прокурорские проверки, в ряде регионов лесные пожары были на руку нерадивым чиновникам. Они помогали скрыть следы незаконной рубки, поэтому порой представители местной власти откровенно шли на служебный подлог. Фактически приступали к тушению только после того, как все хорошенько прогорит и установить, сколько реально сгорело леса, будет невозможно. Где-то недостоверно предоставляли сведения о площади возгорания, местами «увеличивали» на бумаге реальное расстояние от пожара до населенных пунктов, а порой и просто врали, что все потушено, когда на самом деле пожар еще вовсю бушевал (несмотря на то, что очаги возгорания видно со спутников, фактически наличие огня и необходимость тушения подтверждают проверки соответствующих служб на земле).

По результатам проверок заведено более 15 уголовных дел по фактам различных подлогов, но это не единственное, чего удалось добиться. Возможно нормативы, устанавливающие зоны контроля за пожарной ситуациях теперь пересмотрят.

Так, Глава Минприроды РФ Дмитрий Кобылкин выступил с инициативой: помимо ответственности за восстановление лесов после вырубки, защиту лесного комплекса от пожаров также возложить на предприятия. Министр предлагает разбить лес на секторы и закрепить ответственность за сохранность леса на конкретном секторе за конкретной компанией, производство которой оставляет углеродный след (в первую очередь это относится к металлургам и прочим предприятиям переработки). Разумеется, полностью от пожаров лес это не защитит (в особенности на отдаленных территориях) – но у компаний в случае четко прописанной ответственности будет значительно больше стимулов, чем у чиновников, заниматься пожарной охраной вверенной территории.

Министр Кобылкин также предлагает создать лесную охрану в дополнение к лесному надзору, взять в штат «Авиалесоохраны» еще 1000 сотрудников, и закупить для тушений дополнительные 12 воздушных судов.