2019-09-27T11:31:14+03:00

Максим Дунаевский: «Сегодня искусство государству не нужно!»

Знаменитый композитор провел творческий вечер в Калининградском музыкальном театре, а потом поделился с журналистами наболевшим
Максим Дунаевский ответил на вопросы "КП".Максим Дунаевский ответил на вопросы "КП".Фото: Александр КАТЕРУША
Изменить размер текста:

О закрытом фонде

- У меня был благотворительный фонд по поддержке юных исполнителей музыкальных школ. Мы отбирали талантливых ребят и помогали стипендиями, с покупкой инструментов. Делали два раза в год концерты со стипендиатами фонда на хороших площадках консерватории, в Доме музыки. Но пару лет назад я вынужденно этот фонд закрыл. Потому что людей, которые любят детей, все меньше и меньше. Они на словах их любят. Это как в шутке – обидеть девушку может каждый, а вот помочь материально… И здесь примерно такая же история. Когда доходит до «Дай денег», то все. Причем, денег не таких уж больших. У нас в фонде было два сотрудника: я и художественный руководитель. И зарплат мы не получали. И то поток денег прекратился, люди перестали участвовать.

О поддержке талантов

- В Америке вопрос поддержки молодых талантов решили бы просто: собирайте деньги, находите попечителей и работайте. У нас по-другому. Мы и в спонсорство не вошли, и государственной политики нет. Только если хороший друг скажет: «На тебе, Макс, пару миллионов, и отстань». Но так работать нельзя! Когда в России были просвещенные купцы, такие как Морозов и Третьяков, на них рассчитывали. Сегодня тоже существуют меценаты, но рассчитывать на них нельзя. Потому что сегодня они есть, а завтра уже нет. Экономическая ситуация такая, что многие бизнесмены даже на себя не могут рассчитывать. Нужна система. Помогать должно быть выгодно- прежде всего, я говорю о налогах.

О деньгах

- Социальные психологи проводили большую исследовательскую работу. Оказывается, что у людей творчества, которые всегда почему-то говорят: «Сколько вы мне заплатите?», вопрос денег стоит на десятом месте. Сначала идет: сделать, что сделать, для кого и как. Мотивация другая. И у меня так. Наш смысл в том, чтобы творить, написать, показать вам, чтобы вам понравилось! Деньги для меня - средство существования. Их все же пока не отменили, не в коммунизме живем. Но думаю о них в последнюю очередь. Автомобили, квартиры и дома не коллекционирую. Просто живу!

О США и 90-х

- Я уехал в Америку в 1992 году и прожил там почти 10 лет. Но я приезжал в Россию достаточно часто, развитие событий в 90-е наблюдал. А вернулся потому, что понял: здесь снова можно работать. Сначала был полный вакуум и отсутствие профессионалов. Кино снимали осветители, музыку писали вообще не знаю кто. Все занимались не своим делом. И обнаружилось, что это приводит к катастрофе. Стало понятно, что нужны кино и театр, которые умерли в 90-е. Я это почувствовал.

О госпомощи

- Под государством мы, видимо, подразумеваем некую общность людей, которая руководит. Мое глубокое убеждение – искусство им не нужно, оно им как кость в горле. Хотя об искусстве красиво все говорят. Да, кино и театру, вроде как, помогают. Но эта помощь очень опосредованная.

О работе в филармонии

- Я руковожу Московской областной филармонией и у меня есть госбюджет. Зарплаты маленькие, и для того, чтобы сохранить коллектив и делать что-то интересное, я должен ночами не спать и изобретать способы, как доплачивать людям деньги. Все время стоим, как на войне. Мне в зал нужен свет и звук. Может ли филармония без этого? Оказывается, может! Мне говорят: «А вы работайте. Вы мало зарабатываете денег!» А как мы будем зарабатывать, если нет света и звука? А в деньгах на свет и звук мне отказали. Говорят: «Что-то останется от бюджета в конце года, мы вам подбросим». Вот и весь разговор с культурой.

О звездах

- У нас есть звезды искусства, которые все время при власти. Так всегда было в советской стране и продолжается сейчас. Эти звезды имеют все. Да, они умеют это выцарапать, потому что они там близко. А остальные – нет! Есть люди, которые при помощи эпатажа создают себе звездность. Это те, кто выводит голых девчонок на театральную сцену и так далее. Эстраду я очень хорошо знаю. Эти люди занимаются сегодня только зарабатыванием денег. Им больше ничего не нужно.

О молодых актерах

- Моя дочь работает в Малом академическом театре, получает такую малую зарплату, что и сказать стыдно. Я ей помогаю естественно. Для нее выходить на сцену Малого театра – это престижно, это многое значит. У молодежи, которая идет в театры, другая мотивация. Да, жить надо и хлеб лучше с маслом иметь, но они не думают только о том, как заработать деньги. Молодые люди в культуру идут и их много, слава богу. Врачами работать не идут, а в театр идут.

О детях

- Любовь ребенка к театру можно привить только хорошими спектаклями. У нас в филармонии есть отдел, специально работающий на детей, программы, основанные на классической музыке, и никакой эстрады. И они сидят, слушают. Это же дети! Если им дать группу «Ленинград» с детства, то они больше ничего не захотят. А если Моцарта давать, то они будут по-другому мыслить и жить.

О творчестве

- В мой юбилейный год, а скоро мне 75, у меня сразу три премьеры. В Санкт-Петербурге ставим мюзикл по пьесе «Коломба» Жана Ануя. Комедия «Сервиз ее императорского величества» будет в Московском театре оперетты. Наконец, в Театре российской армии по предложению самого министра обороны ставим, ну, почти оперу. Это им практически придуманная и упорно им продвигаемая идея создания мюзикла о людях, которые в первые послереволюционные годы организовывали экспедиции на Север. Называется опера «Святая Анна» - по названию ледокола, который был снаряжен Московским географическим обществом, по сути любителями. Сначала я этой темы испугался. Потом, когда уже была написана пьеса, понял, что это большая человеческая драма, трагическая страница истории, полная любви.

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также