Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Здоровье15 октября 2019 18:00

Врачей не будут сажать за то, что пытались, но не смогли спасти пациента

Глава Следственного комитета рассказал, за какие медицинские ошибки наказывают людей в белых халатах
Глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин

Глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Врачебное сообщество в России в последнее время бурлило и клокотало. Все больше пациентов и их родственников начало предъявлять претензии, обвиняя докторов в ошибках. Все громче звучат истории, когда суд наказывает медиков за ненадлежащее выполнение своих обязанностей и отход от стандартов лечения миллионными компенсациями в пользу пострадавших больных.

- Я уже просто боюсь, что кому-то рядом со мной в самолете станет плохо с сердцем или он начнет терять сознание, - откровенничал со мной на условиях анонимности знакомый врач. - Не оказать ему помощь не могу. Но и оказать - тоже чревато. Если, не дай бог, пассажир все-таки умрет или останется инвалидом, его родственники выкатят мне иск, что не следовал протоколам лечения (а как им можно следовать в полете, это же не клиника?) и вообще, почему я, лор, взялся за сердечника!

На прошлой неделе в столице прошел VII съезд Национальной медицинской палаты, на котором обсуждались как раз аналогичные истории. И как вообще быть врачебному сообществу в столь жестких условиях.

- Мы лучше стали лечить, лучше диагностировать, улучшили многие показатели, а число жалоб возрастает, – докладывал глава Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль.

Эту обеспокоенность подтвердил глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин: с 2015 года идет рост количества заявлений о ненадлежащем оказании медицинской помощи. За первое полугодие этого года в Следственный комитет уже поступило 3447 таких обращений. Правда, в суд направляется лишь десятая часть уголовных дел в отношении врачей.

- Остальные уголовные дела прекращаются из-за установления некриминального характера «врачебных ошибок», - пояснил глава СК.

Плюс около 10 процентов врачей суд в итоге оправдывает.

Чаще всего, по словам Бастрыкина, уголовные дела возникают даже не из-за самого лечения, а из-за организационных недоработок. Не госпитализировали, хотя обязаны были. Нарушили сроки оказания медицинской помощи и т. п.

- Врач имеет право ошибиться. Но надо четко прописать, где это действительно врачебная ошибка, а где - преступная небрежность. Правильно, чтобы законодатели с помощью экспертов-медиков дали определение, что такое врачебная ошибка, когда должна наступать ответственность за эту ошибку и какая, – подчеркнул Александр Бастрыкин.

Президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль напомнил, что инициатива СК по введению статьи о «Ненадлежащем оказании медицинской помощи (медицинской услуги)» была предпринята еще два года назад – в ноябре 2017 года.

- Нас часто спрашивают, зачем вы стали вести диалог со следственными органами, все равно ничего не получится. Но мы жестко стоим на позиции, что за неумышленные ошибки врач не должен сидеть в тюрьме и надо пытаться найди общий язык со Следственным комитетом. Если бы мы не вмешались в инициативу ввести отдельную статью для медиков, не взяли на себя ответственность и риск для минимизации давления, которое оказывается на медицинское сообщество, то эта статья была бы же принята в таком виде, что мало бы медикам не показалась. Сейчас же, благодаря нашим усилиям уже полтора года над добавками в Уголовный кодекс идет работа и до сих пор статья находится в стадии разработки, не выходит в «сыром» виде, – отметил Леонид Рошаль.

Например, из документа уже исключен термин «плод» - если бы он остался, акушеры и гинекологи постоянно находились бы под угрозой уголовной статьи. Прорабатывается вопрос об альтернативном наказании за неумышленное преступление медиков - не подразумевающее лишение свободы.

Александр Бастрыкин согласен с медицинским сообществом, что уголовная ответственность для врача - крайняя мера и к определению ошибок надо подходить взвешенно.

- Конечно, это чрезвычайное происшествие, когда мы привлекаем врача к суду. Врач под следствием, а тем более в суде, терпит колоссальные моральные издержки. Если после этого суд выносит оправдательный приговор, то мы бы хотели, чтобы такие дела стали предметом нашего совместного исследования с экспертами Национальной медицинской палаты. Чтобы мы совместно разобрались, почему был привлечен к суду врач, где наши следователи не проявили объективности при расследовании, – отметил глава Следкома.

Ну а пока Главное управление криминалистики (Криминалистический центр) Следственного комитета РФ в 2018 году проанализировало 143 уголовных дела в отношении медработников. Только те, где вина людей в белых халатах была доказана и приговоры вступили в законную силу. Оказалось, что чаще всего медицинские ЧП происходят в хирургии (57 случаев), затем - в акушерстве и гинекологии (30 случаев), при реанимации и анестезии (19 случаев) и у педиатров (12 случаев). Но ни один хирург, акушер, реаниматолог, врач скорой помощи не был приговорен к лишению свободы. Одного медработника суд приговорил к колонии-поселению. К остальным применялись еще более мягкие меры: ограничение свободы, штрафы, лишение права заниматься медицинской деятельностью. И во всех изученных случаях медработники нарушали стандарты лечения, не соблюдали клинические рекомендации. То есть подходили к своей работе халтурно.

Эксперты объясняют: уголовная ответственность грозит только тем врачам, которые виноваты в том, что исполняли свои обязанности ненадлежащим образом. А не тем, кто пытался спасти пациента, рисковал брать на себя ответственность за его жизнь - и не рассчитал. Так, например, обвинения были сняты с одного из сельских врачей. К нему с деревенской свадьбы поступил пациент с залитой кровью ногой. Оказалось, его пырнули ножом. Единственный доктор на селе определил, что мужчина может истечь кровью. Попытался в местных условиях перевязать поврежденный кровеносный сосуд. После чего погрузил пострадавшего в машину и отвез в районную больницу. Там состояние пациента стабилизировали и санавиацией переправили в областную клинику. Пострадавшего в итоге спасли. Но его родственники подали иск к деревенскому врачу. Мол, не имея нужной квалификации, он взялся оказывать помощь, что привело к ампутации ноги. Но суд стал на сторону доктора: своими решительными, пусть и рискованными, действиями, он, скорее всего, спас раненому жизнь. Действовал в условиях крайней необходимости. И наказывать за это нельзя.

Только цифры

Сколько раз в стране судили медиков за ошибки

2017 год: 1791 уголовное дело возбуждено, 175 направлено в суд.

2018 год: 2229 уголовных дел возбуждено, 265 направлено в суд, 21 медработник оправдан.

2019 год (1 полугодие): 1227 уголовных дел возбуждено, 158 направлено в суд, 12 медработников оправданы.

КСТАТИ

Чем опасна пластиковая посуда? Как спасти человека при инсульте до приезда скорой? Что нам мешает выспаться? Как увеличить продолжительность жизни? Как смартфоны влияют на здоровье детей? Об этом и еще очень-очень многом другом в подкасте «Здоровый разговор» Радио «Комсомольская правда» рассказывает Мария Баченина. Подписывайтесь на новые выпуски в Apple Podcasts и Google Podcasts и слушайте, когда удобно!