Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+19°
Boom metrics
Общество25 июня 2020 19:16

Треснул стол, сама открылась дверь - жди беды? Чего боялись белорусы 150 лет назад

«Комсомолка» узнала, зачем белорусы советовали подержать усопшего за большой палец ноги и перед кем выговаривали свои страхи
150 лет назад, как и теперь, одним из главных страхов была потеря дохода и работы. На снимке - гончары из Городной на Столинщине. Фото: Исаак СЕРБОВ, из книги "Беларусы на фотаздымках Ісака Сербава". Снимок носит иллюстративный характер

150 лет назад, как и теперь, одним из главных страхов была потеря дохода и работы. На снимке - гончары из Городной на Столинщине. Фото: Исаак СЕРБОВ, из книги "Беларусы на фотаздымках Ісака Сербава". Снимок носит иллюстративный характер

- У предков страхи были предсказуемыми для любого аграрного общества: смерть, неурожай, голод, война. А еще у белорусских крестьян была сильная вера в сверхъестественное - чертей, ходячих мертвецов, дурные знамения, - рассказал «Комсомолке» кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси Сергей Грунтов. - Но здесь нужно понимать, что, как и наши современники, белорусы прошлого любили пугать и пугаться. Это отмечали уже исследователи XIX века. До фильмов ужасов и Стивена Кинга было еще далеко, но их заменяли страшные истории, «былички», рассказанные вечером при свече или ночью у костра на пастбище.

На Полесье зажиточные крестьяне не выделялись - опасались сглаза

- Чего белорусы боялись в своем доме?

- Для белорусского крестьянина дом был самым безопасным местом. Но из-за особого внимания к нормальности дома, его порядку сознание объясняло малейшие изменения как приметы опасности. Треснул стол, сама по себе открылась дверь, заскрипели в мороз балки - это и еще десятки примет воспринимались знаками беды, предвестьями смерти. Хватало и вполне прагматических опасений: дом мог уничтожить пожар, зимой в нем можно угореть... Ну а мифология, конечно, полнилась домовыми, чертями и другими персонажами, но это, опять же, скорее о любви к страшилкам.

- Все, что вне дома, в традиционной культуре воспринималось с еще большей осторожностью?

- Да, и это отражалось в народных верованиях в сверхъестественное. Можно было подвезти на телеге незнакомую женщину в деревню, а в конце поездки оказывалось, что это - холера, а всех ждет мор. Или пойти за светящимся огоньком на лугу, пока не окажешься в непролазном болоте. А подстреленный волк, разорявший стадо, мог оказаться соседом, что оборачивается в хищника по ночам. Даже церковь не считалась вполне безопасным местом. Есть в фольклоре, например, сюжет о богослужении мертвецов, которые собираются на него ночью, и попавшегося им по дороге они якобы разрывали на куски.

- Кладбище и все с ним связанное - отдельная тема…

- Вечером или ночью боялись даже идти мимо кладбищ. Верили в их сторожа - последнего погребенного, чей дух стоит у входа. Считалось, что усопшие могли вставать из гроба - как и в других европейских культурах, ничего хорошего от этого не ожидали. Боялись мест неофициального погребения тех, кого не принято было предавать освященной земле. Тех же самоубийц могли хоронить на перекрестках, у дороги, и такие места хорошо помнили. В XIX веке существовал распространенный обычай бросать туда ветку, проезжая мимо. Так появлялись целые навалы хвороста, что мешали проезду. Тогда их поджигали, чтобы затем набрасывать ветки снова.

Предки верили: на кладбищах есть сторожа – души погребенных. Особенно их боялись встретить у кладбищенских ворот – руины таких сохранились в Лепеле. Фото: Сергей ГРУНТОВ

Предки верили: на кладбищах есть сторожа – души погребенных. Особенно их боялись встретить у кладбищенских ворот – руины таких сохранились в Лепеле. Фото: Сергей ГРУНТОВ

Покойников побаивались в принципе. Был и способ умерить сильный страх перед ними - подержать усопшего за большой палец ноги. Да и в наше время сюжеты о привидениях и зомби - одни из самых популярных в индустрии ужасов. Возможно, впрочем, что все это лишь скрывает экзистенциальный страх смерти и разложения.

- Страх перед смертью у предков и в наше время сильно отличается?

- Прежде страх вызывала смерть до срока - в детстве, при родах, в зрелом трудоспособном возрасте. Но когда по народным представлениям начиналась старость (после 50 лет), к своей смерти относились как к неизбежности. Собирали смертную одежду, иногда готовили доски для гроба, хотели умереть «па-людску» - дома, в окружении близких, со свечой в руке. Вся эта философия легко умещается в пословицах «Круці не круці - трэба ўмярці» и «Не тое чэрві, што мы ядзім, а тое чэрві, што нас будуць есці». Сегодня они читаются как определенный опыт храбрости наших предков, у кого есть чему поучиться.

- Сегодня среди социальных страхов лидирует, наверное, потеря работы... А как было у предков?

- Схоже, ведь доход и социальное положение белорусского крестьянина сильно зависели от урожая и здоровья трудоспособных членов семьи - а неурожаи и болезни неизбежны. Очень страшились осуждения сообществом. Важно было быть нормальным, посередке, наравне с остальными. На Полесье, например, даже зажиточные крестьяне почти не выделялись из общей массы ни по одежде, ни по виду домов. Опасались сглаза, причина которого чаще всего - как раз зависть или неразрешенный конфликт с соседями. То же, кстати, относится и к более ранним процессам о колдовстве в Речи Посполитой XVII - XVIII веков. В их основе часто оказывались бытовые конфликты, а к обвинениям приводили страхи перед самой возможностью колдовства.

Средством озвучить свои страхи, например, из-за болезни кормильца, была молитва. Об этом картина «Больной муж» Василия Максимова.

Средством озвучить свои страхи, например, из-за болезни кормильца, была молитва. Об этом картина «Больной муж» Василия Максимова.

- Вы упомянули страх перед болезнями…

- Да, это был очень сильный страх. Ведь даже самые простые болезни тогда, при отсутствии антибиотиков, могли оказаться смертельными. При этом собственно причин заболеваний или смерти чаще всего не знали. Даже в официальных записях о кончине в XIX веке часто писали «старость». Или «лихорадка», хотя речь могла идти о симптомах гриппа. Не подозревая о существовании микробов и вирусов, причины болезней искали в сквозняке, дурном глазе, холоде. А наибольший страх вызывали эпидемии, возникавшие регулярно, - особенно холера и тиф. Они могли поразить в одночасье, уничтожить семьи или лишить средств к существованию.

С социальными страхами боролись молитвой

- Интересно, а у предков мог быть кто-то вроде психотерапевта, чтобы распутать клубок с их страхами?

- В том, что касается детских страхов, обращались к людям, которые умели их заговаривать. Причиной отсутствия спокойного сна, например, считали испуг или порчу. В обоих случаях заговор признавали эффективным средством. Для взрослых кушетку психотерапевта заменяла религия. Основной инструмент работы с социальными страхами - молитвы. Бывало, приглашали священника освятить дом, где появлялось что-то, пугающее жильцов.

Добавлю, что уровень повседневной коммуникации 100 - 150 лет назад был гораздо выше, чем сейчас, и тревожные мысли выговаривались. Большое значение имел и алкоголь: пили много, при этом губили здоровье, теряли деньги, но и заглушали повседневные страхи.

Мельников считали бесстрашными – считалось, они умеют договариваться с нечистой силой. На снимке - Якимова Слобода нынешнего Светлогорского района. Фото: Исаак СЕРБОВ, из книги "Беларусы на фотаздымках Ісака Сербава". Снимок носит иллюстративный характер

Мельников считали бесстрашными – считалось, они умеют договариваться с нечистой силой. На снимке - Якимова Слобода нынешнего Светлогорского района. Фото: Исаак СЕРБОВ, из книги "Беларусы на фотаздымках Ісака Сербава". Снимок носит иллюстративный характер

- А как относились к тем, кто считал себя бесстрашным?

- С уважением и опаской, а иногда и со скепсисом. Первое касается, скажем, кузнецов и мельников. В силу своей профессии они жили обособленно - имели маргинальный статус в традиционном обществе. Люди верили, что они знаются с нечистой силой и могут не бояться ее. А скепсис - это о бахвальстве в компании молодежи, чтобы блеснуть перед девушками.

Страшилки, о которых мы вспоминали, служили тренировкой храбрости, а также давали выход страху, занимавшему подсознание. Частенько они были об испытании храбрости. Например, та, где парень, доказывая свое превосходство в смелости, идет ночью на кладбище, чтобы забить гвоздь в деревянный могильный крест. На третьем ударе он слышит голос покойника и бежит, пока не падает замертво. Вообще, в фольклоре белорусы предстают довольно храбрыми людьми. Хватает записей, где крестьянам удается перехитрить смерть с косой или вогнать кол в сердце упыря. Плюс, как и сегодня, имела значение гендерная специфика. Храбрым должен был быть, прежде всего, мужчина. Этот идеал усваивался с детства. Вспомните наши волшебные сказки: смелость - основное качество героя, он не боится, а действует...

ЕСТЬ ВОПРОС

Боялись ли белорусы черной кошки, перебежавшей дорогу?

- Белорус окружал себя негативными знаками, которые легко считывались в повседневности, - отмечает Сергей Грунтов. - И когда случалась беда, наверняка кто-то вспоминал, что недавно выла собака, ворон сел на крышу или черная кошка перебежала дорогу. Изобилие примет, говорящих о негативных ситуациях, подсказывает: белорус сильно боялся неопределенности, неуверенности в завтрашнем дне. Впрочем, пассивным наблюдателем он не был: черных кошек часто убивали, завывшая собака (вверх мордой - к пожару, вниз - к покойнику) получала пинок, а курице, запевшей в доме петухом, отрубали голову. То есть страх не предполагал смирения. Хотя насилие над животными никак на судьбу не влияло…

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

На Полесье были партнерские роды, а на Витебщине мальчикам пуповину перебивали камнями

«Комсомолка» расспросила авторитетного этнолога о том, чего остерегались белоруски во время беременности, почему девушкам, оказавшимся в доме роженицы, приходилось набирать в рот воды и как определяли пол ребенка без УЗИполтора века назад (читать далее)

Наши предки верили: если 1 января первым гостем будет мужчина - к удаче, а елкам предпочитали еловые ветки

О том, почему наши предки в XIX веке не выносили мусор на Коляды, гадали на жениха под Новый год в хлеву, а на Вигилию занимались магией, «Комсомолка» поговорила с известным этнологом (читать далее)

Как белорусы воспитывали детей: Отец должен был «любить, но руками бить», а матери не опекали сыновей-подростков

О традициях воспитания детей у наших предков «Комсомолка» поговорила с этнологом, кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Татьяной Кухаронак (читать далее)

Наших предков штрафовали, если они не женились до 25 лет

«Комсомолка» узнала у этнолога, как в XIX веке белоруски пытались увеличивать грудь, на какую невесту надеялись, что она «апране мужа», и когда свекры в открытую издевались над невесткой (читать далее)

«Да свіданія, мы ўходзім ат вас, а вы аставайцесь, атдыхайце». Белорусы на Радуницу приносили на кладбище кутью с блинами и сохраняли скатерть с могилы

Какое значение придавали Радунице наши предки, приветствовалась ли у белорусов трапеза на кладбище и почему в СССР не прижился единый день поминовения (читать далее)

Радуница у белорусов 150 лет назад: искусственные цветы на кладбища не несли, а могилы на двоих, сделанные впрок, считали дурной приметой

Накануне Радуницы поинтересовались у исследователя некрополей, чем предки заменяли искусственные цветы, когда на кладбищах появились столики со скамейками и откуда традиция ставить двойные памятники с портретом живого человека (читать далее)

Отпуска белорусов 100 лет назад: неделя на Коляды, неделя на Пасху и запрет на работу в воскресенье

В фольклоре и литературе наши предки всегда за работой, да такой, что как у классика: «Кроўю, потам». «Комсомолка» вместе с этнологом разбиралась, были ли у наших предков отпуска и почему на праздники правильно гулять по полной (читать далее)

Мода сто лет назад: по одежде узнавали, откуда женщина родом, сколько ей лет и есть ли муж

«Комсомолка» узнала, когда белорусы отказались от сшитых вещей в пользу фабричных, какой убор переняли у венгров и зачем родители модно одевали подростков (читать далее)

«Людей с нехорошим глазом знала вся деревня»: как и за что проклинали белорусы

Доктор филологии, профессор Алексей Ненадовец почти 40 лет исследует проклятия белорусов - в его картотеке тысячи конкретных случаев, когда проклинали человека или даже весь его род, и это клеймо проходило через поколения (читать далее)

«Никаких цмоков в мифологии белорусов не было - предки верили в Цуда-Юда, пришедшее с монголо-татарами»

Ученый-фольклорист рассказал «Комсомолке», как наши предки уживались с Домовиком, почему остерегались Водяника и зачем на самом деле первым пускали в новый дом кота (читать далее)

Позвать умерших, вспомнить о хорошем, со стола не убирать: что наши предки делали на Дзяды

Узнали, какие традиции и сохранились в похоронных ритуалах и как поминали родных и близких на Дзяды, которые белорусы отмечают 2 ноября (читать далее)

Фэншуй белорусов: не строить дом на месте бани, не садиться на стол и важные дела начинать в субботу

Вместе с учеными «КП» разбиралась, как белорусы раньше обустраивали жилище, в какие обереги верили и за счет чего сохраняли свой энергетический баланс (читать далее)

Гороскопы и прогнозы белорусов 150 лет назад: на Коляды рождались счастливчики, а на убывающей луне - пессимисты

Узнали, как наши предки следили за звездами и небесными светилами, за что рубили голову курице, и как относились к мышам и крысам – символам 2020 года (читать далее)

Рецепты красоты белорусок 150 лет назад: конопля для белой кожи, шкура ужа для густых волос, а икра лягушек – против веснушек

Разбираемся, какой была у наших предков назад индустрия красоты, какие косметологические процедуры использовали женщины и когда привлекательность могла быть опасной для жизни (читать далее)

Наши предки не любили долгожителей и верили, что самоубийство может вызвать засуху

Как готовились белорусы к приходу смерти, боялись ли ее и какие приметы считали предвестиями ухода (читать далее)

Как белорусы служили в XIX веке: в армию уходили на 25 лет или откупались за 600 рублей, а неверную жену солдат мог убить

Разобрались, что значила рекрутчина для белорусских крестьян, кого забирали в армию и куда они возвращались (читать далее)

Чтобы остановить эпидемии, белорусы обпахивали села на волах-близнецах: народная медицина 150 лет назад

Узнали, как бороться с болезнями помогали собаки и рушники, чем сейчас объясняют работу «заговоров» и почему среди заболеваний XIX века нет депрессий (читать далее)

Для спасения от холеры на перекрестке закапывали живого черного петуха: как белорусы боролись с эпидемиями 150 лет назад

Узнали, почему о методах борьбы с напастями отлично рассказывают судебные дела и как поступали с прибывшими из очага инфекции (читать далее)

Неожиданная версия ученого: в знаменах пчеловодов остался алфавит, которым белорусы пользовались до кириллицы

«Комсомолка» узнала, что предков во времена Великого княжества Литовского за воровство меда карали смертью (читать далее)

150 лет назад белорусы тоже скидывались на нужды школы и не пускали детей в классы в IV четверти

«Комсомолка» расспросила этнологов, каким было дистанционное обучение в XIX веке, почему крестьяне не пороли детей за двойки и сколько получал учитель в глубинке (читать далее)