Случилось это чудесной июльской ночью. Пятеро ребятишек сторожили деревенских коней. К их костру вышел заблудившийся охотник. Посидел, послушал незатейливую беседу мальчишек о русалках, водяных, леших. И написал рассказ, после которого Бежин Луг сразу стал одним из символов России.СМЕРТЬ ПИОНЕРА-ГЕРОЯОдин из тех мальчиков, Павлуша, вскоре «убился, упав с лошади».Но мало кто знает, что в 30-е годы прошлого века была попытка в корне перекроить хрестоматийный рассказ Тургенева и внедрить на великий луг совсем другого Павлушу. Сняли фильм «Бежин луг», посвященный «Светлой памяти Павлика Морозова – маленького героя нашего времени…» Этого пионера тогда знал каждый советский человек. Его зарезали на Урале кулаки в 1932 году. В убийстве участвовал родной дед. Сценарист фильма «Бежин луг», бывший чекист Александр Ржешевский, специально перенес действие на родину Ивана Сергеевича. Чтобы на примере этого святого уголка изобразить беспощадную борьбу советской власти с «остатками убогой тургеневской Руси».Главного героя-пионера в картине зовут Степок Самохин. Ночью он подслушал, что отец и другие подкулачники решили поджечь МТС с тракторами. (Реальный Павлик Морозов всего лишь донес, что его отец, председатель сельсовета, выдает «кулацким элементам» справки о благонадежности.) Степок сообщил о злом замысле в политотдел. Разоблаченные поджигатели спрятались в церкви. Народ разгромил храм. Отца Степка и его сообщников арестовали, отправили в район. Однако они сумели перебить конвой. Следующей ночью Степок на вышке караулит колхозное поле. Отец идет с винтовкой маршрутом заблудившегося автора рассказа «Бежин луг». И стреляет в сына. Тот умирает на Бежином лугу. Полсотни пионеров на неоседланных лошадях мчатся с луга, кто в погоню за убийцей и другими врагами, кто в колхозы поднимать народ. И опять переклик с тургеневским рассказом. Там на лугу было пятеро мальчиков, а тут в десять раз больше…БИЧ БОЖИЙСнимать «эпохальный» фильм, по-нынешнему – блокбастер, взялся сам Сергей Эйзенштейн. Режиссер с мировым именем. Его революционный «Броненосец Потемкин» называли «лучшим фильмом всех времён и народов». А еще был «Октябрь», где впервые в художественном кино фигурировал Ленин. После триумфа мэтр несколько лет провел на Западе в официальной командировке, читал лекции в Берлине, Лондоне, США… Сталин телеграммой отозвал Эйзенштейна на родину.«Бежин луг» стал его первой картиной после долгого зарубежного турне. «Этот фильм будет служить устрашением всем, кто смеет поднять руку на борцов за дело социализма, - заявил мэтр. - Он должен мобилизовать большевистскую бдительность».Эйзенштейн от слов сразу перешел к делу. Съемки велись с опережением графика. Ожидалось, что уже в декабре 1935 года картина выйдет на экраны. Оставалось снять ключевую сцену – «Разгром тургеневской церкви бабами и мужиками». Режиссер отводил ей такое же место, как штурму Зимнего в «Октябре» и знаменитой одесской лестнице в «Потемкине». Здоровенный крестьянин крушит в церкви всё подряд, подобно ветхозаветному Самсону, обрушившему храм.И тут классик внезапно заболел. Черной оспой! В старину эту болезнь называли бичом Божьим. Похоже, он подцепил страшный недуг, подбирая реквизит для церковного погрома. В старинных вещах притаилась зараза.Эйзенштейн выжил, хотя и проболел несколько месяцев. График съемок был сорван. Однако мэтр не внял предупреждению небес, продолжил работу. Для рекламы будущего шедевра подключил прессу, нашу и зарубежную. Заручился поддержкой знаменитого писателя-антифашиста Лиона Фейхтвангера. Тот как раз гостил в СССР по приглашению Кремля, был принят самим Сталиным и позже написал книгу «Москва.1937», прославлявшую советскую жизнь.5 февраля 1937-го в газете «Советское искусство» Фейхтвангер заявил: «В «Бежином луге» сценаристу и режиссеру удалось передать чувства советского патриотизма. Сцена убийства Павлика Морозова отцом может быть по справедливости поставлена рядом с величайшими трагическими сценами в классических произведениях искусства. Я уверен, что «Бежин луг» произведет огромное впечатление на мыслящих людей Европы, даже если они и являются противниками социализма и врагами советского государства».Сталин, подобно Ленину, считал кино важнейшим из искусств. По пятницам, после традиционных заседаний Политбюро, советские вожди смотрели новые фильмы в уютном кремлевском кинозале на два десятка мест.Спустя месяц после пафосной статьи Фейхтвангера, 5 марта 1937-го, Политбюро познакомилось с новым шедевром Эйзенштейна. И тут же, буквально «на коленке», приняло специальное постановление о … запрете «Бежина луга». «В виду антихудожественности и явной политической несостоятельности фильма». Фейхтвангер не помог.Недовольство Вождя вызвала, судя по всему, ключевая сцена разгрома храма крестьянами, изображенная как светлый народный праздник.Пленку с единственной копией приказали смыть. Материалы съемок погибли во время войны от немецкой бомбы. Чудом сохранилась нарезка кадров во время монтажа. Из нее в 1970-х сделали маленький фотофильм.Великий Эйзенштейн впал в немилость Кремля. Пришлось ему выступить с покаянной статьей «Ошибки «Бежина луга». Умер в 50 лет. От сердечного приступа. Немного – 63 года - прожил и сценарист-чекист Ржешевский, исключенный из Союза писателей СССР. Писателя Бабеля, участвовавшего в работе над сценарием, расстреляли в 46 лет. Председателя Госкино Шумяцкого, допустившего съемки «антихудожественного и политически несостоятельного фильма», поставили к стенке в 51 год.ДВЕ МОГИЛЫ ПОСЛЕДНЕГО СВЯЩЕННИКАКаменный храм с видом на Бежин луг, «разгромленный» в фильме, не простой. Его построил в 1806 году в родовом селе Тургенево Тульской области дед великого писателя. Лейб-гвардии прапорщик Николай Алексеевич Тургенев. Потратив на стройку 15 тысяч рублей серебром. Для чего ему пришлось продать одно из своих имений. Он же передал в храм родовую икону Введения во храм Божьей Матери, выделанную серебром и жемчугом. По преданию, она сопровождала многих Тургеневых в боях и всегда спасала от пуль. Купол позже расписывал изнутри знаменитый художник-передвижник Григорий Мясоедов. Бесплатно.Иван Сергеевич Тургенев не раз бывал в этой церкви.«Разгром храма» изнутри Эйзенштейн снимал в павильоне. Реальная церковь для мэтра мирового кинематографа была мелковата. Но ряд сцен снаружи храма снимали в Тургенево. С той поры десятки лет Введенская церковь у Бежина луга стояла полуразрушенной. Сейчас завершается реставрация. В глазах ангелов, Бога Саваофа, нарисованных передвижником Мясоедовым, реставраторы обнаружили… пули. В 30-х в храме был тир…А еще меня заинтересовала судьба последнего священника Бежина луга. Того, что напрасно в фильме бил в колокола, призывая на помощь православный люд. А погромщики надеялись, что он позвонит-позвонит, да и «спрыгнет сам сдуру с колокольни наземь.» И разобьется.Вот что пишет всезнающая Википедия в статье о Введенском храме. «Последний тургеневский священник - Сергей Николаевич Абрамов. Родился в городе Белеве. Мать - прачка, отец - бондарь. Окончил Белевское духовное училище и был отправлен в Тулу петь в церковном хоре. В 1923 году протоирей перевел Абрамова священником во Введенскую церковь села Тургенева. Когда начались гонения на церковь, отец Сергий, любящий муж, ради спокойствия семьи дал жене формальный развод и… как в воду канул. Осталась только добрая память о нём».Каково же было мое удивление, когда на маленьком тургеневском кладбище я обнаружил могилу Сергея Абрамова рядом с могилами его жены Натальи, дочерей Марии и Серафимы. А пишут - как в воду канул?!Но оказалось, что под надгробьем священника праха нет.Бывают же совпадения в жизни! В «Комсомолке» прежде работала библиотекарем Галина Васильева – родная внучка тургеневского священника Сергея Абрамова. Прочитав в «КП» мою первую статью о «Бежином луге», она поведала о печальной судьбе деда.-Теща его Пелагея Панфиловна Зайцева была очень набожной, - говорит Галина. - Перед Первой мировой совершила на Пасху паломничество в Иерусалим, к Гробу Господню. Рассказывала односельчанам про Благодатный огонь. Обеих дочерей выдала замуж за священников. В начале 30-х, когда пошли гонения на церковь, дедушка действительно для виду развелся с женой, чтобы в случае репрессий семья не пострадала. И уехал в село Троицкое Московской области. Теперь - Калужская область. Было это еще до съемок «Бежина луга». Дедушка служил священником в местной церкви, тайно навещал семью в Тургенево. А мой папа Михаил на лето уезжал к нему в Троицкое. Есть у меня папино фото в тех краях. Осенью 1937-го дедушку забрало НКВД. И он пропал навсегда. Лишь в мае 1989-го, в конце перестройки, родственникам в Тургенево пришла официальная бумага о его реабилитации. Из нее мы узнали, что Абрамов Сергей Николаевич, 1884 г.р., был арестован 29 октября 1937 г. 17 ноября приговорен тройкой УНКВД по Московской области к высшей мере наказания за активную контрреволюционную агитацию. Статья 58, пункт 10, часть 1.– Стандартное в ту пору обвинение священников, монашек. Сколько их полегло в те годы в СССР!- 25 ноября дедушку расстреляли на Бутовском полигоне. Я ездила в Бутово, на скорбном мемориале нашла его фамилию среди тысяч и тысяч других. Где-то там во рву покоится его прах. А в Тургенево мы установили крест, плиту в память о дедушке. Чтобы он был рядом с женой, дочерьми. На «могилу» я привезла горсть земли с Бутово.МНЕНИЕ ЭКСПЕРТАРОКОВАЯ ОШИБКА ЭЙЗЕНШТЕЙНАВладимир Долматов, историк, автор книги «Сталин. Главные документы», вышедшей в издательстве «Комсомольская правда».- Эйзенштейн, проведя несколько лет за рубежом, прозевал наметившийся поворот, скорее, переворот в мировоззрении Сталина. В начале 30-х СССР готовился к переходу с русского алфавита на латиницу, «единый интернациональный алфавит», как гласило постановление Наркомпросса. Робкие протесты успеха не имели. И вдруг Сталин ударил кулаком по столу: «Воспретить всякую «реформу» и «дискуссии» о «реформе» русского языка». Представляете, свершись реформа - мы не могли бы прочитать на языке оригинала ни одну из книг Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Толстого, Достоевского... Это июль 1931 года.В мае 1934 г. Постановлением Правительства и ЦК ВКП(б) вводится преподавание отечественной истории в школах, причем, Сталин самолично контролирует создание учебника по истории для средней школы, в вузах восстанавливаются исторические факультеты. Следом Сталин запрещает публикацию статьи Энгельса «Внешняя политика русского царизма» за критику дореволюционной России. Из ссылки возвращают известных русских историков. Вернулась в 1935-м и новогодняя елка, считавшаяся ранее «поповским, антисоветским, буржуазным обычаем». В Красной Армии вводятся воинские звания, упраздненные Октябрьской революцией.Зато в 1935-м закрывают газету «Безбожник», печатный орган Центрального Совета Союза воинствующих безбожников, издававшийся еще при Ленине. В 1936-м по прямому указанию Сталина запрещают пьесу главного пролетарского поэта Демьяна Бедного «Богатыри», поскольку она «дает антиисторическое и издевательское изображение крещения Руси, являвшегося в действительности положительным этапом в истории русского народа». В письме поэту Сталин подчеркнул: «Вы стали возглашать на весь мир, что Россия в прошлом представляла сосуд мерзости и запустения… что «лень» и стремление «сидеть на печке» является чуть ли не национальной чертой русских вообще, а значит и русских рабочих, которые, проделав Октябрьскую революцию, конечно, не перестали быть русскими. Нет, высокочтимый т. Демьян, это не большевистская критика, а клевета на наш народ…» Вскоре Бедного исключили из партии и Союза писателей.В этом же ряду и запрет фильма «Бежин луг» в марте 1937 г.- Что за переворот в мозгах случился у Сталина, который ранее приказал взорвать Храм Христа Спасителя? Вспомнил вдруг, что в юности заканчивал духовную семинарию, готовился стать священником?- Странно было бы ассоциировать этот идеологический переворот с семинарским прошлым Сталина. Причина, на мой взгляд, тут более глубокая. Сталин быстрее других уловил, что не марксизм, совершенно непонятный большинству населения, а историческая память сплачивает народ. Потеряв свою историю, русский народ потеряет и духовную силу, не сможет стать скрепой государства. Поэтому отныне во всем - в искусстве, литературе, кино – вождь пытается внедрить идею преемственности новой страны со старой Московией.Эйзенштейн духа нового времени не ощутил и попытался слепить «Бежин луг» по старым большевистским лекалам. «Дави ее, суку, нашу матушку Русь избяную, проклятую!» «Долой остатки убогой тургеневской Руси!» За что и поплатился. Впрочем, он быстро реабилитировался перед Сталиным, выпустив в 1938 году фильм «Александр Невский», героем которого стал русский святой, отданный революцией на поругание и забвение.А что касается расстрелов священников в те годы… Лес рубят, щепки летят, такая была идеология. О служителях культа Сталин вспомнит в годы войны, начнет возвращать из ссылок.