Премия Рунета-2020
Сахалин
+3°
Boom metrics
Общество9 декабря 2021 9:10

Главный браконьер на Сахалине – рыбопромышленник?

Очередная проверка нелегальной скупки и добычи бизнесом лосося закончилась ничем
Лосось на нересте

Лосось на нересте

Фото: пресс-служба правительства Сахалинской области

Рыбопромышленники на Сахалине частенько нелестно высказываются о бытовом и организованном браконьерстве местных жителей. Но как показывает практика бизнес сам попадает в поле зрения силовиков. «КП-Сахалин» уже писало о фактах обнаружения продукции без документов на сумму свыше 400 млн рублей в прошлом году. Ни одного уголовного дела так и не возбудили. В эту путину произошла похожая история с таким же итогом. Кто главный браконьер в островном регионе выясняла редакция «Комсомолки».

Предисловие

Если не брать нефтегазовую отрасль, то наряду со строительством, рыбный бизнес одна из самых валютоемких отраслей региона, ежегодно пополняющая островную копилку на миллиарды рублей. В этом валовом объеме производства лосось уверенно идет вслед за минтаем по количеству добычи. Но если брать социальную значимость, коррупционные риски и негативные факторы для окружающей среды – то тут красная рыба безусловный лидер независимо от отраслей.

Даже в генеральной прокуратуре признают, что охота на лосося криминализирована от простых браконьеров и бизнеса до отдельных силовиков, ученых и чиновников. Говоря простым языком: каждый, что-то с этой рыбы имеет. Кто в бумажке подпись подмахнет, другой глаза закроет, а третий на речке сеть поставит. На этом закончим с прелюдиями и переместимся к месту событий в славный город Поронайск.

Горбуша по 20 рублей

6 августа в районе обеда, работники рыбоперерабатывающего цеха ООО «Д.» в Поронайске, как обычно принимали поступившую от неназванных лиц рыбу. В этот момент на завод зашли сотрудники правоохранительных структур. На месте они обнаружили 189 хвостов горбуши и кеты с явными признаками объячеивания (следами от сетного орудия лова, когда ловят на невод таких следов нет – прим. ред.). Силовики осмотрели цех и нашли еще 62,5 тонны рыбы со следами от сеток. Общий ущерб государству оценивался в 240 млн рублей.

Упакованная рыба со следами объячеивания

Упакованная рыба со следами объячеивания

Как пояснил представитель компании, рыба поступила от другого ООО «Де.», осуществляющего промысел в Долинском районе на рыболовном участке в районе реки Бахура. Общее количество поставляемой с июля по август рыбы по документам 92 тонны. Часть из которых уже продана потребителям. «А что же тут такого – ну купили и купили?» - спросит читатель.

Ну как бы ничего особенного, если бы не много «но». Во-первых, стоимость лосося-сырца по документам составляла 20 рублей за килограмм. В то время, как с прилавков магазинов рыбу продавали по 200 рублей. Таким образом 92 тонны «Д.» купила у «Де.» за 1 845 000 рублей.

Второй момент, оставленный без внимания на этапе проверки - оперативные мероприятия, проведенные областной полицией и сахалинским погрануправлением ФСБ РФ параллельно с мероприятиями в Поронайске. В результате, установлено и задокументировано отсутствие каких-либо признаков ведения юридическим лицом промышленной добычи тихоокеанских лососей. Не было на берегу ни выставленных орудий лова, ни рыбаков. Зато были две тонны объячеенной горбуши в холодильнике и документы на поставку 92 тонн продукции в ООО «Д.».

На стане даже не разворачивали добычу

На стане даже не разворачивали добычу

Третий момент больше кулуарный, но промолчать о нем нельзя. По данным источника «КП-Сахалин», члены комиссии по вылову анадромных видов рыб перед началом одного из заседаний обсуждали рекордные уловы ООО «Де.» в то время, как на четырех соседних участках «сосали лапу». Почему об этом не говорили на самом заседании остается загадкой.

Как с гуся вода

Итак, после обнаружения подозрительной рыбы силовиками, в отделе ОМВД по Поронайскому городскому округу организовали проверку. Выявить уголовную составляющую в действиях юридических лиц предстояло местному участковому под пристальным надзором поронайского городского прокурора, который по собственной инициативе организовал контроль за проведением доследственной проверки.

Участковый посмотрел на рыбу, опросил представителей компании ООО «Д.» из Поронайска, получил бумаги о том, что продукция (еще раз подчеркнем: с признаками объячеивания) куплена у ООО «Де.», товарные накладные и даже ветеринарно-сопроводительные документы, и успокоился.

Опроса представителей ООО «Де.», которые якобы поймали рыбу, хотя оперативники доказывали обратное, не было. Как и ихтиологической экспертизы. О других факторах, как уловы соседних участков и опросы лиц, выписывавших необходимые «разрешиловки», мы просто молчим. Тем не менее участковый выдал постановлении о возбуждении уголовного дела. Но после прокурорской проверки материалов, в возбуждении дела отказали. После чего за подписью начальника местного ОМВД появилось постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Вот и сказочке конец, а кто прочитал, тот молодец.

Ругать участкового не надо. По факту он сделал свою работу, как мог. Ругать надо кого-то другого или скорее что-то другое, а именно российское законодательство. Силовики говорят, что проблема в том, что хотя они и делают одно дело, сферы ответственности разведены. Это не всегда на пользу. Например, ст. 256 – это подследственность пограничников и полиции, а 174 и 175 (скупка и траспортировка) – уже только УМВД. Поэтому даже если пограничники проводят операцию и задерживают партию браконьерской рыбы, материалы они должны передать в полицию, и именно полиция должна завершить следствие, довести дело до суда.

Понять и простить

Иногда расследование приобретает совсем интересный оборот. К примеру, 8 июня 2021 года Южно-Сахалинский городской суд вынес решение по делу местного бизнесмена Олега М., которого обвиняли в попытке дачи взятки пограничнику. С помощью 300 тыс. рублей он хотел избежать изъятия рыбной продукции, добытой незаконным путем.

Оперативные мероприятия. тематическое фото

Оперативные мероприятия. тематическое фото

С учетом чистосердечного признания и раскаяния бизнесмена, суд назначил минимальное наказание из всех возможных – штраф в пятикратном размере взятки, то есть 1,5 млн рублей. Но самое интересное, что в результате рыбопромышленнику вернули всю арестованную продукцию, кроме переданных пограничнику денег. Сахалинское УБЭП и пограничники многократно обращались в различные инстанции о том, что в законах об обороте водных биоресурсов зияют дыры. За счет этого рыбопромышленникам не составляет труда легализовывать сотни, если не тысячи тонн серой рыбы. Система родила «Меркурий» и легализовывать продукцию стало еще проще. А дальше вопросы остались без внимания.

Как делают дела:

Хотите узнать, как нелегальная рыба становится законной на вышеописанных примерах? Тут все просто, главное – состряпать нужные бумаги. Предположим, у вас есть два юридических лица – одно ловит рыбу, другое – перерабатывает. Заключаете между ними договор на поставку рыбы по смешной цене и независимо от улова первого – организовываете скупку рыбы у браконьеров по 40-60 рублей за килограмм.

В это время, 3-4 человека по факту и пару десятков рыбаков по документам, отдыхают на стане. Для придания видимости деятельности звоните в установленное время в ПУ ФСБ с предупреждением о выходе в море. Тут главное вовремя судовой журнал заполнять и оформлять товарно-транспортные накладные о сдаче рыбы. А при проверках говорить, что временно снялись и отправили рыбаков отдохнуть. Можете еще браконьерской рыбы в холодильники привезти, чтобы было чем похвастаться в случае внезапного визита.

Следующий шаг – оформление подложных ветеринарно-сопроводительных документов. Учитывая, что это сейчас делается в системе «Меркурий» не выходя из офиса, то сложностей возникнуть не должно. Ну а дальше делаете с браконьерской рыбой что хотите. Хоть на Москву отправляйте.