Премия Рунета-2020
Крым
+15°
Boom metrics

Дональда Трампа ждут сначала в "Артеке", а потом в Ялте

Директор международного лагеря развеял скандальные слухи вокруг "республики детей" и собственной персоны
МДЦ "Артек".

МДЦ "Артек".

Фото: Анастасия МЕДЫНЦЕВА

В эфире радио «КП – Крым» в программе «#НаКрючке» директор Международного детского центра "Артек" Алексей Каспржак ответил на вопросы ведущих Олега Крючкова и Анастасии Медынцевой. Мы публикуем некоторые из них.

- Алексей, кого обидел «Артек»? Люди в Гурзуфе на митинг вышли. Они не могут попасть на пляж. Чья все-таки земля и пляжи?

- Это земля принадлежит МДЦ, она находится в федеральной собственности. Первые решения по этому поводу были приняты в 1957 году. Тогда участок земли был даже больше, чем сегодня. Реальный акт на землю был выдан 1965 году. С тех пор мы "похудели", но точно не брали ни у кого ничего лишнего.

- «Артек» обвиняют в захвате пляжа «Гуровские камни».

- Есть свидетельство о праве собственности. Еще есть очень важные требования по безопасности. Любая замкнутая единая территория менее подвержена угрозе. Я предлагаю отделить юридическую сторону от привычки. Действительно, за последние лет 20 (пляж был открыт – авт.). Я даже знаю деятеля, который данное решение принял – это один из предыдущих директоров «Артека». Он вообще часто говорил, что ему слишком много земли. Это в украинский период. Сейчас этот человек живет и не в России, и не в Украине… Есть люди, они работают в «Артеке» и по сей день, которые помнят, как при нем возводился забор на очень спорных основаниях, не имеющих юридических подтверждений. Был заключен договор аренды, передали этот пляж предпринимателям, которые начали его использовать. Это был серьезный бизнес – не очень законный, правда. На территории стояло порядка 40-45 палаток, в которых торговали всем, чем только можно: шаурмой, шашлыками, сосисками, спиртным, сигаретами… Вход (на пляж – авт.) был то платный, то бесплатный. Был такой вот коммерческий проект местных властей и предыдущего руководства «Артека». Люди привыкли, что пляж доступен, что там есть инфраструктура для взрослых. Этой привычкой сегодня подменяют законные основания. Тогда местные власти были заинтересованы создать искусственный дефицит пляжей, для того чтобы загнать людей на этот, где они будут тратить деньги. Сейчас мы вернулись в родную гавань, где есть законы. И их нужно исполнять.

- Теперь люди не могут попасть на этот пляж? Его вернули детям?

- Да. Два года мы согласовывали со всеми органами возможность допуска на эту территорию сторонних людей. Сейчас мы начали заниматься предпроектными работами. Это археология, экология, подоснова… Там будет еще один маленький город «Солнечный». Причем он был придуман не нами. Его проект создали еще в 70-е годы.

- Вас обвиняют в том, что вы установили забор, который закрывает вид на море всем жителям Гурзуфа.

- Давайте пройдем по Гурзуфу и посмотрим, какими заборами огораживают территорию 3-5 соток. Они выше и менее эстетичны. А у нас есть постановление правительства, которое определяет все требования. В «Артеке» ведь одномоментно находится более тысячи детей. Высота ограждения должна быть не менее 2,5 метра.

- Коммерсанты решить вопрос лично с вами пробовали?

- Пробовали. Объясняли, что зря отказываюсь. Первым, кто это делал, был покойный глава Гурзуфа Сандул. Он принес мне карту, где был уже вырезан этот участок. Думал, я новенький… У меня есть государственная задача. Я не понимаю понятие «договоримся».

- Деньги предлагали?

- Конечно, предлагали. Речь шла о десятках, даже о сотнях тысяч долларов. Это чтобы их жизнь осталась в привычном русле.

- Вы отказали?

- Я же не враг себе! У меня у самого много детей. Мы с Ольгой Голодец…

- Вот вы сами вспомнили о вице-премьере. Люди в соцсетях спрашивают, а не родственник ли вам Ольга Голодец?

- Родственником кого только меня уже не делали. Вы знаете, мне приятно, что именно с таким достойным человеком вместе видят. Мне это льстит. Но с Ольгой Голодец у меня только рабочие отношения.

- Так что вы предлагали?

- Ольга Голодец предлагала правительству и местным жителям посмотреть на пляж Гурзуфа. Он порядка полутора километров точно. Эффективной площади там метров 400. Было дано поручение о включении Гурзуфа в программу внутреннего туризма. Выделение федеральных денег, чтобы благоустроить пляж, сделать набережную. Но проблема вот в чем: можно дать поручение, но нельзя за местных властей поработать. Нужно заявку подать, проектно-изыскательские работы провести. За полтора года ничего в этом направлении не сделано, к сожалению.

Алексей Каспржак.

Алексей Каспржак.

Фото: Анастасия МЕДЫНЦЕВА

- Этим должны были местные власти заниматься?

- Ну да. Это не собственность «Артека», слава Богу. Я хочу, чтобы все понимали: для меня, как для управленца, чем меньше территория – тем легче ее привести в порядок. Но когда-то давным-давно большая страна Советский Союз подарила эту землю детям. Площадь этой земли больше, чем княжество Монако. Только советская страна могла такую территорию отдать детям, а не под казино. Мы должны перед историей быть в ответе. Я понимаю людей, которые не могут попасть на пляж. Но я хочу, чтобы каждый, кто обвиняет меня в чем-то, встал на мое место. Или на место родителя, который находится далеко. Он посылал ребенка в «Артек» не для того, чтобы рядом с ним ходил человек не всегда трезвый, или с какой-нибудь собакой. Это все не мной продиктовано. Есть постановления и законы. Я не могу их не исполнить.

- Это сразу уголовное дело?

- Конечно! У меня есть требования прокуратуры по этому поводу, представления генпрокуратуры, есть доклад (Секретаря Совета Безопасности РФ – авт.) Николая Патрушева. Забор будет, но! Мы, например, выбрали все-таки кирпичную кладку, а не бетонный монолит. Потому что кирпичная кладка делается руками, без большой техники. А, значит, она не требует большой вырубки зеленых насаждений. В качестве отделки мы будем использовать камень, чтобы имитировать бутовую кладку, которая традиционна для данной территории. Эстетика. Он (забор – авт.) будет весь светиться. Оставим зоны, где будут небольшие рекреационные площадки. Скамейки и т.д. Еще одну вещь хочу сказать: я хотел бы жить в стране, где вообще нет заборов. Я их не люблю. Но сегодня у нас такой уровень правовой культуры, что обозначение границы не дает того эффекта – запрета на вход. Мы все вместе еще до этого не доросли, но это когда-нибудь произойдет.

- Вас также обвиняют в застройке мусульманского кладбища. Что будет вместо него?

- Мы не собираемся застраивать никаких кладбищ. Наши проектировщики работают с археологами. Есть подозрение, что там есть мусульманское значимое захоронение. Но я не собираюсь федеральный проект делать местом национальной розни. У нас крымскотатарские мотивы используются в архитектурных решениях.

- Крымчанин Сергей Леонов прислал нам еще один вопрос для вас: «Мой прадед, Леонов Филипп Фролович, (работал в первые годы существования лагеря поваром, когда Артеком назывался сам посёлок) похоронен на кладбище на артековской территории (умер еще до войны). Через КПП по ул. Гайдара пропускают только машины очень местных жителей (там пара км), невозможно доставить краску, доски, инструменты, чтобы привести могилку и скамеечку рядом с ней в порядок. Как можно решить проблему?»

- Миф движется быстрее, чем реальность. У нас есть место выдачи пропусков, все его примерно знают. Надо приехать туда и сказать, что вы едете на кладбище. Нужен только документ удостоверяющий личность. Мы берем его копию. Это требование, но не мы его придумали. Просто если что-то произойдет, нам надо понимать, кто был на территории. То есть человек может приехать с паспортом, объяснить, что ему нужно, его сопроводят, он все сделает.

- Еще один важный вопрос. Есть люди, которые живут на территории «Артека» под Аю-Дагом. Как они там оказались?

- Советская страна была великая, она не замечала каких-то мелочей. Я не исключаю, что там жили люди еще до того, как появился «Артек». Большинство людей сейчас проживают в комплексе «Артека». Им предоставили жилье как работникам.

- Что с ними делать будете?

- Я только с самолета. Приехал с хорошими новостями. Нам восстановили средства на дом, мы будем его строить. Людям будем предлагать переселиться.

- Где и когда будет построен дом?

- Если ориентируетесь в Гурзуфе – он стоит прямо в центре элитной застройки. Нам поставили задачу построить его в этом году. Это очень сложная задача. Все-таки 18-этажное монолитное строение. Всего 803 человека. В этот дом поместится 500 человек. Но будет не один дом.

- А если люди не захотят переселяться?

- Есть возможность получить компенсацию деньгами: по нормативу квадратных метров на человека. Но это не совсем рыночная стоимость… Я бы на месте людей брал квартирой.

Директор МДЦ "Артек" на радио "КП - Крым".

Директор МДЦ "Артек" на радио "КП - Крым".

- Над «Артеком» построено два комплекса за последние несколько лет. Там выделяли деньги и строили здания с прицелом на пляж «Гуровские камни»?

- Не то чтобы прицел… Мои работники заходили к риелторам, которые им говорили: «Вот, 300 метров до пляжа». Когда мои сотрудники спрашивали, там же «Артек». Риелторы отвечали: «С Артеком все решено».

- Получается, риелторы продают квартиры в новостройках Гурзуфа, а в рекламных проспектах артековский пляж?

- Полноразмерные макеты этих зданий стоят на набережной Ялты, их видит каждый человек, который проходит мимо. Там обозначен пляж, конечно.

- Люди интересуются: «Почему Каспржак единолично занимает здание артековской гостиницы? Сколько платит за аренду?»

- Здание несколько тысяч квадратных метров. Там вроде 37 номеров. Я живу в одном из них. Также как и многие мои сотрудники. Мы платим ежемесячно аренду – 35 тысяч рублей. При этом мы не пользуемся многими услугами. Например, сами убираемся в номере. Все как в своей квартире. Если ко мне приезжают гости, то они платят по рыночной цене. Мария Захарова, которая приезжала в «Артек» тоже платила.

- В «Артек» всегда приезжала много знаменитостей – от Юрия Гагарина до Луиса Корвалана. Брэда Питта или Дональда Трампа не хотите пригласить? Кстати, глава Ялты уже пригласил президента США в гости.

- Я думаю, Трамп заедет сначала в «Артек», а потом уже в Ялту. Дети пишут приглашения, мы это не регулируем. Вся территория предоставлена детям в управление. Они сами решают, кому писать. Почта у «Артека» есть. Дети пишут письма – кто-то приглашают, кому-то жалуются. Мы всегда ждем всех.

- Что нового откроется в этом году в «Артеке»?

- Откроется большая «Артек – арена». Мы хотим сделать то место, где может собраться весь «Артек» вокруг большого артековского костра.