Премия Рунета-2020
Крым
+20°
Boom metrics

Что происходит с малым бизнесом, как предприниматели переходят на онлайн-кассы

Разбираемся в этом с сооснователем сервиса для управления торговлей МойСклад Аскаром Рахимбердиевым
Аскар Рахимбердиев - сооснователь сервиса для управления торговлей МойСклад

Аскар Рахимбердиев - сооснователь сервиса для управления торговлей МойСклад

Беляков:

- Сегодня мы будем обсуждать проблемы малого бизнеса и как их можно решить. В том числе, проблему установки онлайн-касс, перехода на них, который у нас начался с середины этого года. У нас в гостях Аскар Рахимбердиев, сооснователь сервиса для управления торговли «Мой склад». Аскар, вот сейчас, на ваш взгляд, какова ситуация с малым бизнесом? Вы, как человек, который постоянно с ним работает, как с контрагентом, с тысячами этих контрагентов, вот ваш индикатор что показывает?

Рахимбердиев:

- Ну, в малом бизнесе сейчас я бы сказал относительно нормальная ситуация. Вот мы работаем с торговлей и шесть месяцев назад произошла такая интересная история. Не секрет, что в 2015 году начался такой спад и оборот розничной торговли и общепита пошел вниз. Постоянно Минэкономразвития делает оценку этого рынка и вот шесть месяцев назад потихоньку вот эти показатели выползли в плюс. То есть, потихоньку начало все расти, ну а торговля – это не только большие сети, а это, в том числе, малый бизнес. Так что понемножку ситуация исправляется.

Беляков:

- Я смотрел недавно статистику по малому бизнесу, по крайней мере, по Москве, там на самом деле по России не сильно отличается, так вот, в сегменте малого бизнеса торговля занимает 58 или 60 процентов.

Рахимбердиев:

- Да, да, это основной практически.

Беляков:

- То есть, вот этот переход на онлайн-кассы как отразился на малом бизнесе? Почувствовали ли вы, что кто-то ушел в тень, например?

Рахимбердиев:

- Скорее, наоборот. Ну, онлайн-кассы – это один из таких государственных проектов, он самый большой, потому что он не нишевый, а работает вообще для всех, кто принимает платежи от физлиц. Это целая серия проектов. Началось с ИГАИСа, потом онлайн-кассы, потом готовятся пилоты (или уже идут) – целая серия маркировок товаров. Но онлайн-кассы это, конечно, самое большое. Давайте посмотрим с разных точек зрения. Во-первых, с точки зрения обычного покупателя. Но что хорошо – не произошло коллапса. Потому что были такие опасения, что вот, ну, извините, огромный объем, на самом деле, там больше миллиона онлайн-касс подключилось за несколько месяцев, потому что, естественно, все откладывали на последний момент. И это огромный совершенно проект. Но вообще говоря справились. То есть, розничные продажи нигде не остановились из-за этого. Это первое. Второе – государство увидело (в разных регионах по-разному) какой-то совершенно огромный скачок по официальным продажам. То есть, в тень не уходят, а, скорее, наоборот. То есть, онлайн-кассы прозрачность бизнеса очень сильно повышают.

Беляков:

- А в чем фишка там? Раньше же в кассах тоже стояла вот эта маленькая машинка, которая записывала все транзакции и т.д. В любом случае, все чеки пробивали. А сейчас какая разница?

Рахимбердиев:

- Ну, не все чеки пробивали, да.

Беляков:

- Так и сейчас можно не пробивать.

Рахимбердиев:

- Да. Но, если я чеки вообще не пробивал и не начал пробивать… вот я был в какой-то черной зоне, вообще невидимой, я в ней и остался – в принципе, ничего не изменилось. А в основном это сработало для такой серой так скажем зоны – вот где-то я пробил, а где-то не пробил. Ну, потому что со старыми кассами там какая была проблема для налоговой? Чтобы проверить, что что-то пошло не так, нужно приехать на торговую точку, вытащить вот эту защищенную флешку, ее прочитать и сказать – ай-ай-ай, смотри, ты здесь не пробил. А сейчас чеки в электронном виде идут в ФНС, в налоговую, и налоговая вот сейчас получила доступ к совершенно огромной информации – то, что называется биг-дата. То есть, фактически налоговая знает – ну, не о всех пока розничных продажах, но скоро будет о всех. Реформа, она ж далеко не закончилась, самое интересное впереди. И анализируя вот эту биг-дату, что они могут сделать? Они пока этого не делают, потому что главное было – запустить весь этот проект. А они смотрит смотреть – вот розничная точка в районе «Петровско-Разумовский» с таким ассортиментом товаров в среднем должна продавать столько-то, например. И уже зная, какие идут продажи и чего, в будущем можно будет мониторить…

Беляков:

- То есть, грубо говоря, они смотрят легальный сектор – посмотрели и собрали какую-то общую фактуру, да. А дальше уже смогут на основании вот этого условного якоря отталкиваться…

Рахимбердиев:

- Да, это просто огромный массив данных, я думаю, они как бы еще будут учиться работать, то есть, это довольно сложно, но я не сомневаюсь, что научатся. Вообще вот само внедрение этого проекта ФНС очень эффективно сделало. Технически очень грамотно, надо это признать…

Беляков:

- Аскар, почувствовали ли вы увеличение количества каких-то новых предприятий? Может быть, в сфере торговли, может быть, в какой-то другой?

Рахимбердиев:

- Наверное, увеличения сейчас нету, но идет такой переток. Но на самом деле наш сервис «Мой склад», для кого мы работаем, - в основном, для небольших компаний, ипэшников, которые учет ведут в тетрадке. В лучшем случае, в ХL.

Беляков:

- А специализация какая?

Рахимбердиев:

- Да практически любая торговля. И это на самом деле огромный сегмент и сейчас постепенно, вот в этом году, в 17-м, на самом деле с онлайн-кассами прошел только первый этап реформы. Потом еще будет 2018 и 2019 год. Причем, если вот сейчас миллион с чем-то онлайн-касс подключилось, то в следующем году еще порядка двух миллионов подключится. А в 2019 году еще порядка двух. На самом деле опять же государство, ФНС они этот проект растянули на три года, что очень правильно. Потому что пять миллионов касс за год подключить было бы абсолютно невозможно.

Беляков:

- А изменится ли к лучшему как-то? Я вот помню, как у нас это происходит. У нас есть касса, несмотря на то, что раньше все записывалось на эту флешку, а сейчас все передается в ФНС, все равно нужно хранить вот эти чеки отчетности…

Рахимбердиев:

- Чеки уже не нужно хранить… В принципе, особенно сложнее работать не стало. Сложнее стало работать, потому что, для того, чтобы эти электронные чеки передавать в налоговую, на точке продажи должен быть интернет. Он не обязан быть очень надежным, поскольку касса хранит чеки до 30 дней. Соответственно, он там на день-два пропал – продажи не остановятся, это нормально. С другой стороны, интернет должен быть. С третьей стороны, работать стало сложнее. Потому что раньше ты мог просто выбить чек на сумму, условно говоря, тысячу рублей, а сейчас должна быть расшифровка, из чего эта тысяча возникла, какие там были товары, какие налоговые ставки и еще куча всякой другой информации. И для того, чтобы это сделать, как правило, кассу нужно к чему-то подключить, к какой-то системе, типа нашего «Моего склада», где хранятся номенклатура, название товаров, услуг, цены и т.д.

Беляков:

- То есть, такая интеграция уже онлайн-касс в облачный сервис определенный?

Рахимбердиев:

- Ну, не обязательно в облачный, но на самом деле удобнее работать с облаком, потому что интернет теперь на точках продаж все равно должен быть. Ну, раз он есть, давайте тогда пользоваться преимуществами, которые это дает. Например, использовать облачные сервисы, потому что это штука удобная.

Беляков:

- А у нас звонок. Игорь, слушаем вас.

Слушатель - Игорь:

- У меня такой вопрос, как у предпринимателя. Значит, если плохо идет у меня торговля, то автоматически идут в налоговую инспекцию данные, что у меня плохо идет торговля. Так, значит, мало того, что у меня плохо идет торговля, значит, еще и налоговая инспекция ко мне приедет? Ну, спасибо, что называется.

Беляков:

- А реально-то как, почувствовали какие-то изменения к худшему?

Слушатель - Игорь:

- В стране вообще-то... ну, у нас падает торговля, что сделаешь-то… спад идет.

Рахимбердиев:

- Ну, надо понимать, что это не официально как бы, я не представитель ФНС и реформы не мы планировали. Но на самом деле, я думаю, что все-таки надо понимать, что у ФНС в конечном итоге цель не массово закрывать бизнесы, а получать больше сборов. А больше налогов будет, если больше бизнесов работает. Но сейчас на самом деле пока реальных проверок именно по онлайн-кассам очень немного. Потому что все-таки дали время обкатать новую схему. Как это будет работать, мы посмотрим, но я совершенно точно уверен, что здесь не будет каких-то зверств. Здесь действительно все-таки фокус будет на том, чтобы найти какие-то совершенно сознательные уклонения от того, чтобы эти чеки печатать, там в серую работать и т.д. То есть, какого-то ужаса я здесь совершенно не прогнозирую.

Беляков:

- Правильно ли я понимаю, что сейчас без какого-то программного обеспечения кассу иметь будет сложно? Или можно?

Рахимбердиев:

- Пока еще можно. Я говорил, что реформа идет в три этапа. Первый этап закончился и будут еще два. Это очень важно. Вот в 2017 году предприниматели на ЕНВД и патенте, которые занимаются торговлей и услугами ИП, у которых есть сотрудники, они должны будут онлайн-кассы поставить. Работа с онлайн-кассой без какого-то программного обеспечения, без сервисов практически уже невозможно. А в 2019 году будет третья волна реформы, там уже пойдут ипэшники без сотрудников. То есть, за два года будет еще 4 миллиона касс. И действительно уже без автоматизации, без программного обеспечения сложно с такими кассами работать. Ну, в принципе, можно, но очень неудобно. Кроме того, понятно, что вот эта автоматизация, она довольно много чего дает. Вот вы сказали, что там эффективность и так далее – это тоже, безусловно, но на самом деле вот просто по практике, общаясь с нашими пользователями, вот в малом бизнесе у них может быть проблема номер один – это контролировать своих продавцов. Чтобы вовремя приходили на работу, чтобы не воровали. Это вот такая суровая реальность. А, наверное, уже на втором месте идет более эффективно работать, повышать прибыль и т.д.

Беляков:

- Сначала порядок навести, а потом уже… Ясно. У нас еще звонок. Дмитрий, добрый день.

Слушатель - Дмитрий:

- Добрый день. Я 10 лет был в малом бизнесе, у меня была торговля. Ну, в основном 90%, наверное, предпринимателей – это торговля. Что такое вообще предприниматель? Это купил где-то, привез, продал, получил навар, заплатил налоги – все. Значит, идея с этими кассовыми аппаратами, собственно, не нова. Была такая несколько лет назад, когда меняли кассовые аппараты…

Рахимбердиев:

- В 2003 году была большая реформа.

Слушатель - Дмитрий:

- Да. То же самое, предприниматели попали. Я купил новый кассовый аппарат, мне говорят – у тебя бесконтрольная лента. Я говорю – он же новый. Нет, говорят, нужно вот с этой лентой. Все. Теперь эта тема забыта, теперь сейчас пробивают вот эту, новую тему. То есть, сейчас заработают опять производители вот этих кассовых аппаратов, заработают айтишники. Это вот только головная боль предпринимателям и больше ничего. Они понесут дополнительно расходы. Конечно, если это закон, придется его выполнять, но это ляжет все на плечи предпринимателей. Никакой пользы от этого, я считаю, вообще нет.

Рахимбердиев:

- Ну, что здесь можно сказать? Дополнительные расходы действительно есть. Из хороших новостей, наверное, то, что сейчас принято уже, по-моему. В Думе прошел законопроект по налоговому вычету для ипэшников – то есть, для тех, кто раньше кассы не обязан был использовать. Кстати, по-моему, не так давно их освободили, в 2009 году, если не ошибаюсь, теперь снова обязывают, но дают налоговый вычет. То есть, на самом деле, для самых маленьких, для ипэшников небольших здесь все-таки постарались максимально смягчить эти последствия реформы. Но я бы сказал, что, наверное, может быть, здесь самое интересное не эти онлайн-кассы – все мы на них рано или поздно перейдем, будем работать по-новому, принципиально, наверное, это ничего не меняет. Я бы на месте предпринимателей больше обращал внимания на то, что сейчас идет большое количество проектов готовится, некоторые в виде пилотов, уже действующих, некоторые только планируются, по маркировке различных товаров. Вот ЕГАИС – это был первый шаг, потом некоторые там другие вещи пошли. Сейчас шубы, ювелирка готовится, лекарства – идет пилот уже – пока в экспериментальном режиме, но, думаю, скоро он запустится. И потом, скорее всего, это раскатается более-менее на все. Соответственно, чтобы чем-то торговать, нужно в будущем будет подключаться к какой-то государственной информационной системе, которая контролирует уже ??? Вот это довольно сложно. Потому что онлайн-кассы работают хорошо вообще говоря. С ЕГАИСом все сложнее.

Беляков:

- Будем надеяться, что они на пилоте как-то обкатают, потому что с онлайн-кассами – действительно, ввели практически сразу и не дали даже какой-то переходный период…

Рахимбердиев:

- На самом деле, дали переходный период. Несколько месяцев даже тех, кто со старыми кассами работал, никого не штрафовали, никого не проверяли.

Беляков:

- Я так понимаю, что эти различные онлайн-сервисы они действительно появляются не от хорошей жизни, да. Они заменяют собой такие некие костылики, которые помогают бизнесу как-то существовать и подстраиваться под нынешние вот эти законодательные инициативы.

Рахимбердиев:

- Вы знаете, не только. Первое – это действительно очень сильно как бы толкает государство своими новыми проектами. С другой стороны, толкают технологии. Потому что у нас интернет стал распространен лет 10 назад. А бизнес в принципе более консервативная такая штука и вот облачные сервисы, которые работают через интернет, они начали распространяться более-менее массово только сейчас. А 10 лет назад появились смартфоны первые, айфоны, и только сейчас массово распространяются мобильные приложения для бизнеса. Вот мы сделали недавно сразу несколько мобильных приложений под андроид, под АИОС, то есть, видно, что очень активно люди пользуются, куча преимуществ. Условно говоря, если у тебя мало места на прилавке, можно не ставить ноутбук и там что-то еще, а всем управлять и чеки печатать просто с мобильного приложения. Очень удобно.

Беляков:

- Как чеки с мобильного приложения печатать?

Рахимбердиев:

- Сейчас есть современные кассы, у которых вообще есть подключение по блютуз – вы на телефон ставите наше приложение, «Моего склада» и можете использовать камеру на телефоне, для того, чтобы сканировать товары по штрихкодам и печатать чеки. А чеки печатают на кассе – потому что касса должна быть. Кассы, как устройства, они остались.

Беляков:

- А почему нельзя объединить банковские аппараты с онлайн-кассой? А так – две машинки стоят.

Рахимбердиев:

- В принципе, бывают модели, которые объединяют на самом деле, но, знаете, я думаю, там просто такая ситуация, что те же терминалы деикваринга(?) часто банки просто бесплатно предоставляют – ну, как бы в аренду или там какая-то рассрочка, потому что банкам выгодно, чтобы принимали платежи через их процессинг. А если вы встраиваете этот аппарат в кассу, то касса неизбежно будет дороже.

Беляков:

- Понятно.

Рахимбердиев:

- Смотрите, вы думаете о расходах, но, наверное, интереснее думать о том, что вы получаете. То есть, вы сколько-то платите и что-то получаете. Чтобы сразу сориентировать, вот минимальный «Мой склад», если у вас есть рыночная точка, стоит полторы тысячи в месяц. Что это дает? Если у вас касса, которая не умеет работать без программного обеспечения, вам в любом случае что-то нужно. Соответственно, мы это закрываем. Вот это первая часть, которая позволяет работать продавцу. Причем, продавец может работать с ноутбука, работать со своего телефона – и это уже приличная экономия, да. А второе – то, что дает владельцу – я говорил про контроль, что он дает. Контроль того, что делают продавцы. Потому что, повторюсь, мне кажется, в таких маленьких бизнесах, наверное, нет такой необходимости использовать какие-то сервисы и т.д. А если у тебя микробизнес, ты вообще там работаешь один, ты утром приехал на точку, посмотрел под прилавок – вот тебе склад, ты знаешь свои остатки, ты у себя не воруешь и все хорошо. Тогда тебе единственное, что нужно – это печатать чеки. Если появляется хотя бы один сотрудник наемный, его нужно контролировать. Соответственно, из «Моего склада» можно посмотреть, во сколько смену открыли, во сколько закрыли… сколько в условном денежном ящике должно лежать денег, сколько было безнальных продаж, сколько должен нам банк перевести – все это мы смотрим.

Беляков:

- А как учитывать остатки?..

Рахимбердиев:

- Ну, действительно, если штучные товары – там по штрих-коду или нет, неважно. Единственное, что нужно сделать – это фиксировать закупки. И при этом обязательно фиксируйте закупочные цены. Это важно. Все. А продажи фиксируются автоматически и сервис рассчитывает себестоимость товаров, которые вы продаете и показывает реальную прибыль, которую вы получили – маржу фактически. Если у вас что-то более интересное, например, кофейня, вы должны списать один стакан, какое-то количество кофе, может быть, какое-то количество молока и сахара, да. Соответственно, один раз вы заводите, что такое кофе-американо – и каждый раз при продаже определенного кофе списывается какое-то количество ингредиентов. Все один раз настраивается, а потом работает очень просто.

Беляков:

- А что еще помогает делать сервис?

Рахимбердиев:

- Во-первых, конечно, финансы. Отслеживание денег – кто нам сколько должен. Мы работаем с поставщиками, как правило, по безналу, какие-то счета выставляем и т.д. Но, наверное, две такие основные вещи, кроме автоматизации розничной торговли… Что это? Во-первых, возможность объединить несколько каналов. Ну, вообще сейчас такой очень модный тренд – омниченел – многоканальность. Когда мы продаем в розницу, мы продаем с интернет-витрины, мы продаем по каким-то еще каналам. И все продажи по разным каналам можно объединить в «Моем складе». То есть, работать с одними остатками, с единой базой цен. И второе – есть возможность работать с клиентской базой. То есть, накапливается база клиентов и очень хорошо, если вы запустите у себя программу лояльности какую-то скидочную, будете там какие-то карточки выдавать и при этом фиксировать в сервисе данные ваших покупателей. Копится база, а дальше с ней можно работать. Для того, чтобы приглашать их, приходить и еще раз делать повторные покупки. Очень важная вещь. Видите, мы от каких-то затрат перешли к тому, как мы можем чек от клиентов и количество этих чеков увеличить.

Беляков:

- Ну, понятно, что сервисов сейчас достаточно много появляется, вот чем вы лучше конкурентов?

Рахимбердиев:

- Наверное, три вещи. Во-первых, можно сравнивать с каким-то таким традиционным софтом, который ставится на компьютер – это вообще, по-моему, уходящий формат, но все равно скажу. Вот лет 10 назад начали облака распространяться, куча преимуществ – не нужно самому возиться с обслуживанием – это раз. У нас облачный сервис. Например, всегда работаете с последней версией, вот в этом году уже два раза обновлялась форма счета-фактуры. Соответственно, нашим пользователям ничего не нужно было делать, они просто заходят в сервис и у них в какой-то момент просто появился новый шаблон этого счета-фактуры – мы уже все сделали. Второе – чем мы отличаемся? Я бы сказал, что у нас очень хорошее мобильное приложение, то есть, очень много что с них можно сделать, мы просто видим, что ими очень активно пользуются. И третье – это то, что мы начали в нашем сегменте, в торговле, среди интернет-сервисов вообще первыми, еще в 2008 году, уже 10 лет прошло, мы очень много всего сделали. Мы сейчас не будем о них говорить – времени просто не хватит, но за 10 лет мы очень далеко продвинулись.

Беляков:

- Есть ли какая-то тестовая версия? Вот человек хочет попробовать, но платить пока не готов.

Рахимбердиев:

- Да, конечно, есть. Можно зайти на сайт «мойсклад.ру», зарегистрировать пробный аккаунт и 14 дней будет версия со всеми возможностями. Платить сразу не надо, более того, у нас поддержка, у нас менеджеры будут помогать научиться сервису, начать работать и за это платить тоже не нужно. Более того, если вам хватит бесплатной версии – она ограничена одним пользователем – пожалуйста, работайте в бесплатной версии. Потом когда-нибудь вырастите, наймете сотрудников и начнете платить. А пока вы один, пожалуйста, работайте бесплатно.

Беляков:

- «Как устанавливать онлайн-кассу на интернет-магазин?»

Рахимбердиев:

- Несколько вариантов. Как может помочь сервис, если у вас есть офлайновая касса, так скажем, которая стоит в вашем магазине, не интернет, то через «Мой склад» загружаются заказы из интернет-магазина и вы электронные чеки при помощи нашего приложения можете просто печатать на обычной офлайновой кассе. Специально интернет-кассу можно и не покупать. Есть такой вариант. Если у вас не очень много онлайн-оплат на сайте, это нормально работает.

Беляков:

- А что это за слово –CRM?

Рахимбердиев:

- CRM customer relation - по-русски – клиентская база. Работа с клиентской базой.

Беляков:

- Сколько у вас уже клиентов?

Рахимбердиев:

- Сейчас активных порядка 20 тысяч компаний, ипэшников.

Беляков:

- И какие у вас прогнозы? Интерес к этим сервисам растет?

Рахимбердиев:

- Что сейчас происходит? Два тренда. Первый тренд – очень активно перетекают пользователи от традиционного софта в облако. Второй тренд – во многом в связи с онлайн-кассами переходят от тетрадки и Excel и начинают чем-то пользоваться. Соответственно, очень быстро растет аудитория.

Беляков:

- Со всеми такими системами больших данных очень у многих людей возникает вопрос – я сейчас какому-то облачному сервису доверю всю коммерческую информацию и что он с этим сделает? Такое опасение есть у многих.

Рахимбердиев:

- Да, на самом деле в последнее время гораздо реже. Потому что опять же в рознице вы все свои продажи в ФНС все равно передаете. А по поводу ваших данных – ну, клиентская база и т.д., действительно, очень чувствительны, но на самом деле, смотрите, в онлайне и в интернет-сервисах, получается, что эти данные намного лучше защищены. Потому что они физически находятся в каких-то дата-центрах – мы арендуем дата-центры в Москве и в Питере, а туда невозможно несанкционированно попасть. Если у вас база клиентская лежит где-то и какое-то приложение стоит на компьютере, вечером сотрудник подошел, на флешку переписал и вы это не можете контролировать. А если все удаленно, вы настроили доступ и сотрудник не увидит ничего из тех данных, которые он не должен видеть.

Беляков:

- А если говорить о начинающих предпринимателях, то какой бы совет вы их могли бы дать, чтобы сразу построить бизнес так, чтобы все было правильно?

Рахимбердиев:

- В любом случае, когда вы будете стартовать, вы будете смотреть на ту нишу, которую вы выбрали, будете работать с поставщиками… То есть, фактически что вам нужно делать – это оставаться с правовом поле. Вот эти кассы, государственно-информационные системы – очень внимательно смотрите, что в вашем сегменте происходит и что придумало и готовит государство. Когда у вас это уже пошло, смотрите на автоматизацию, уже имеет смысл оптимизировать, смотреть, где у вас расходы, смотреть, где вы можете заработать.

Беляков:

Где можно сэкономить, где можно соответственно дополнительно увеличить эффективность.

Рахимбердиев:

Совершенно верно! Но это не откладывайте. Потому что часто откладывают, а когда в компании десятки сотрудников, то какой-то чудовищный бардак творится и лучше до этого не доводить.

Беляков:

- Спасибо большое! Аскар Рахимбердиев, сооснователь сервиса для управления торговли «Мой склад» был у нас в эфире. Спасибо, что приняли участие в нашей передаче.