Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Общество1 марта 2004 15:14

Мина, едва не взорвавшая Севастополь, была украинской?

Таким вопросом задался наш спецкор Николай Варсегов, побывав на месте событий
Источник:kp.ru
Вот как выглядела огромная мина после того, как в ней взорвалась «ловушка для саперов», убившая двоих...

Вот как выглядела огромная мина после того, как в ней взорвалась «ловушка для саперов», убившая двоих...

31 января в Севастополе при разборке частными предпринимателями морской мины взорвалась так называемая ловушка для саперов. Погибли два человека и один тяжело ранен. Не сработал, по счастью, основной заряд мощностью около тонны тротила. Иначе не избежать бы огромных жертв, поскольку развинчивали снаряд в одном из жилых районов города. После остаток боезаряда был вывезен на полигон и взорван.

На улице Каспийской, где недавно погибли люди, я увидел встревоженных граждан.

- Утром Вася опять обещал всех взорвать! - негодовал народ. - Мы ходили к участковому, только участковый сегодня занят, но, может быть, подойдет вечером! Приходите и вы!

Василий Кальчук - директор ЧП (частного предприятия) «Кальчук». Это его водолазы привезли на улицу Каспийскую мину, на которой сами же и подорвались.

- Зачем Кальчуку взрывать эту мирную улицу? - спрашиваю людей.

- А мы потребовали, чтобы Кальчук заплатил за стекла, выбитые от взрыва его мины. Вот он и пообещал всех поднять на воздух! Он такой - подорвет, как пить дать!

- Да вы не волнуйтесь, - утешал я людей, - ведь в ходе обыска у него наверняка изъяли все бомбы, снаряды, если такие были...

- Какой обыск?! - удивился народ. - Обыска не было!

После выяснилось, что никакие спецслужбы дело по взрыву всерьез не расследовали, скоро решив, что все это - несчастный случай: водолазы частного предпринимателя Кальчука приняли мину за гидрографический буй и хотели разобрать на металл. Потому дело заведено по статье «халатность». Но некоторые офицеры российского Черноморского флота в Севастополе так не считают:

- Здесь каждый пацан разбирает любые снаряды и разбирается в них дотошно, потому что и берег, и море напитаны этим добром. А взрывчатка ныне в цене! Скорее всего, этих людей подвела надменность. Мол, всегда разбирали, разберем и на этот раз! А чеченцы? Чеченцы здесь, конечно, бывают по линии крымских татар, и если тут хорошо подумать, для чего, для кого разбирали мину... Но мы же не можем вмешиваться в действия служб иностранного государства.

Как это было по версии следствия

Директор ЧП Василий Кальчук, 1954 года рождения, взял на работу троих водолазов, мужчин средних лет. Подымали со дна и сдавали металл. Иногда нанимали для перевозки лома пенсионера Ловцова, владельца частного катерка. 26 января водолазы отправились на катере Ловцова искать якоря на дне в бухте Камышовой, где и случайно наткнулись на глубине 8 метров на эту злосчастную мину. Приняли ее за буй, подняли понтоном и привели в бухту Казачью, в которой стоят военные корабли российского и украинского флотов с полным боезапасом. Мина должна была разорваться еще при подъеме со дна, так как у нее... работали аккумуляторы, подавая ток на все детонаторы! В том числе на взрыватель перепада давления. Это потом установят саперы. Аккумуляторы подавали ток по прошествии 60 лет?! Сей загадочный факт мы еще рассмотрим.

Итак, привели мину в порт и решили тут же разобрать до потемок. Ведь если оставить на ночь, военные мигом упрут ее куда-нибудь на торпедный склад! Но бывалый военмор Ловцов запретил: «Не надо! Если это и буй со времен войны, то на нем должна быть мина-ловушка. Она разнесет к чертям мой «эсминец»!» Тогда мину опять утопили, чтобы не досталась ворам, и отправились по домам. 31 января водолазы наняли технику. Позвали капитана Ловцова, но тот, сославшись на занятость, не пошел, а дал водолазам ключи от катера. Наверное, от беды подальше? - моя версия. Так мину опять подняли и повезли через весь город на уже нам известную улицу Каспийскую прямо к дому своего начальника. Правда, домом это жилище назвать тяжело. Маленький, утлый вагончик, в котором семья директора ЧП Кальчука ютится уж десять лет по причине безденежья. Мину пинками сбросили с кузова и принялись разбирать...

Когда мину разбирали, она шипела и дымилась

Собралось много зевак. Вышли жена директора с дочкой.

- А эта дура тут случаем не взорвется? - спросила жена Елена.

Мужики посмеялись и советовали ей пойти заниматься борщом. Скоро директор укатил по делам. Зевакам наскучило. Остался из зрителей лишь один сосед, он попросил водолазов подарить ему парочку «тех во-он» блестящих гаечек. Дождался, понес домой гаечки, и в этот момент... Двоих человек буквально разорвало, а третий упал с тяжелейшими травмами. После тот, уцелевший сосед, сказывал Кальчуку: «Когда там осталось скрутить два болта, она вдруг вся зашипела, и дым пошел...»

Вам непонятно? Мне тоже: ведь упреждал же капитан катера Ловцов (записано в прокуратуре), если это военный буй, то там, возможно, стоит мина-ловушка! Не вняли. Но Бог дал им еще один шанс: шипит, дымит - отойди! Фатализм?

За несколько дней до трагедии директору Кальчуку приснился паршивый сон, который он спозаранку поведал жене: «Будто кругом война! Я укладываю одного убитого, рядом другого убитого, а между ними одного раненого, всего окровавленного!»

- Вы говорили про блестящие гаечки, - спросил я директора. - Откуда тот блеск, если мина 60 лет на дне пролежала?

- Я и сам не пойму? - отвечал Кальчук. - Когда ее привезли, я удивился: прямо как новая! Даже ракушками не поросла! Будто совсем недавно ее утопили!

Начальники МЧС Украины в Севастополе просили особо отметить героизм добровольцев, вывозивших остаток мины. Это воины ВМС Украины: капитан Виталий Чепляка, крановщик старшина Юрий Шахов и сержант Вячеслав Бабчук. Все они были на волоске от смерти, так как под корпусом мины саперы выявили живые аккумуляторы, которые в любой момент могли дать искру на заряд!

- Не может быть, чтобы за шестьдесят с лишним лет аккумуляторы не издохли! - не верил я.

- Немецкое качество! - поясняли офицеры МЧС.

Заметим, что немцы, которым украинские саперы послали запрос, не найдя в архивах минного дела похожих изделий, советовали взорвать находку на месте. Для этого российские моряки возвели вокруг мины мощный заслон из бетонных плит и песка с учетом, что взрыв уйдет вверх. При этом могли бы пострадать три, ну, максимум пять частных домов. Но адмиралы ВМС Украины, не щадя добровольцев, решили-таки увезти мину в поле. 8 февраля эвакуировали с опасного места и вдоль дороги на полигон чуть ли не полгорода. А которые отказались покинуть дома - в основном старики - с них взяли расписки, что в случае гибели таковых виноваты сами же таковые.

- Ты почему, дед, не эвакуировался? - спросил я потом одного дедка с улицы Каспийской. - Ведь мог же жизни лишиться?

- А на что мне такая жизнь за сто двадцать гривен? (650 рублей. - Авт.).

После эвакуации к центру опасной зоны доставили героев-саперов, переодевшихся во все чистое, автобус с журналистами, а также митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря и Севастопольского благочинного протоиерея Владимира. Священнослужители благословили военных, освятили технику, и операция с Божьей помощью завершилась удачно.

Наутро газеты вышли под заголовками «Любимый город может спать спокойно!». Увы, утверждение весьма сомнительное.

- Там еще этих мин столько!.. - рассказывал мне Василий Кальчук. - И сам видел, и если опросить тех, кто занимается подводным туризмом, добычей рапанов, они покажут этого добра, сколько властям будет угодно!

- Если видали, почему не обращались к властям?

- Это раньше (до взрыва мины) никому не надо было. Здесь лежат снаряды, бомбы в огородах, тоже люди жалуются...

- У мины был корпус дюралевый?

- Она была алюминиевая... Причем я сколько там алюминий доставал из воды, даже самолеты, они рассыпаются, изъеденные коррозией, а на этой ни раковин, ничего, и у нее вид был, будто совсем недавно ее сбросили в воду...

За продажу взрывчатки в Крыму не карают

- Василий Антонович, - спрашиваю Кальчука, - вы зачем угрожали взорвать улицу?

- Не угрожал я! Подошла пьяная соседка, стала наезжать: «У тебя мозги были, когда ты привез этот товар?!» А я отвечал, моли Бога, чтобы такой товар не оказался в твоем огороде. А она сразу: «Он нас опять угрожает взорвать!» Подняла всю улицу. Пришли пьяные: «Выходи, народ хочет с тобой поговорить!», полезли драться. Я убежал...

В безработном Крыму ныне многие промышляют металлом: электрические провода, крышки люков и, конечно, снаряды, коих по всяким штольням навалом. Раньше штольни были засыпаны, теперь к ним вовсю копатели пробиваются. Легальные фирмы запретный лом напрямки не берут, но у каждой легальной есть сто нелегальных пунктов, где провода плавят, снаряды раскалывают, получается «честный» лом. А куда девают из снарядов тротил? Продают террористам? «Нет!» - заявляют органы, поскольку им, органам, сие неизвестно. Был, правда, случай: некий безработный Гузенко, накопив 45 килограммов тротила, пошел искать террористов чуть ли не через газету. Его задержали работники Севастопольской СБУ. Недавно суд присудил продавцу смерти... два года условно, с отсрочкой приговора на год. А посему допустить, что сборщики лома тротил из снарядов выбрасывают, было бы как-то нелепо. Во-первых, снаряды в Крыму не копает только ленивый, а во-вторых, за продажу взрывчатки здесь, как мы видим, ничего не грозит.

«Наш» Василий Кальчук, очень хочется верить, взрывчаткой не промышлял. Но, как показал его опыт, она тут сама буквально в руки плывет. И вряд ли ею брезгуют более удачливые водолазы из других подобных ЧП?

Напоследок я спросил Кальчука, чем же он собирается заниматься дальше?

- Если меня не посадят, - отвечал он, - то к вам поеду работать, в Москву. Я уже интересовался, там нужны опытные водолазы...

Война все спишет

Так немецкая ли то была мина?

В условиях эсэнгэшного военного бардака потерять или просто выбросить мину - дело неудивительное. В пользу этой догадки говорит несколько фактов.

Мина лежала на глубине 8 метров, недалеко от причала в бухте Камышовой. За 60 лет ее должны были найти сотни раз. В этой же бухте в 2001 году горели два украинских военных корабля, а при пожаре на кораблях снаряды бросают за борт.

Мина не обросла ракушкой и металл не поддался коррозии. Выкручивались болты и гайки - это немыслимо по истечении стольких лет!

У мины работали аккумуляторы! Какие бы ни были они немецкие, но чтобы не источиться в холодной воде за 60 лет?!

Пунктуальные немцы не нашли в архивах своих описания подобной модели.

Немцы советовали взорвать мину на месте. Но адмиралы ВМС Украины, несмотря на огромный риск, решили-таки увезти ее на полигон. Возможно, чтобы сокрыть следы? Ведь осколки, попади они в руки к нашим, могли бы кое-что рассказать...

Много загадок.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Могло рвануть в центре Калининграда

Авиабомбу времен Великой Отечественной войны нашли в 10 метрах от детского сада, когда копали землю.

- Угроза взрыва в центре Калининграда была нешуточной, - говорит Станислав Миронов, директор частной компании, занимающейся уничтожением снарядов. - К чему это могло привести, судите сами. В авиаснаряде 20 килограммов тротила. А спецкомиссия решила уничтожить находку на месте. Но я под свою ответственность распорядился все-таки вывезти снаряд. Ведь рядом же жилые дома, детский сад.

Бомбу доставили за город и взорвали на одном из военных полигонов. Станислав Миронов отметил, что за прошлый год опасных находок в Калининградской области набралось больше полусотни. «За два месяца нынешнего года это уже седьмой снаряд. И самый сложный», - добавил он.