Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Общество6 марта 2013 22:00

Ван Клиберн стал звездой благодаря КПСС

Великий американский музыкант выиграл в Москве конкурс имени Чайковского с санкции ЦК партии

27 февраля скончался один из самых выдающихся пианистов прошлого века, Ван Клиберн. Это был великий мастер, выступавший перед главами государств, королевскими особами. С юных лет он участвовал в различных музыкальных конкурсах на родине и даже занимал первые места. Но в 1954 году карьера 20-летнего пианиста оказалась под угрозой. Отсутствие контрактов и постоянной работы поставили его семью на грань нищеты. А через четыре года произошел резкий взлет. И случилось это не в родных Соединенных Штатах, а в Советском Союзе, причем в разгар холодной войны, когда он стал первым победителем Международного конкурса имени Чайковского. Сегодня мы рассказываем о том, что творилось за кулисами этого конкурса в апреле 1958 года...

«Просим указаний»

Политическая обстановка в конце 50-х была очень непростой, и СССР использовал любую возможность для утверждения престижа страны на международной арене. «Наши» должны были быть только самыми лучшими: спортсмены, музыканты, кинематографисты. Новый форум должен был показать преимущества советской пианистической школы и высокий уровень отечественной музыкальной культуры. И показал бы, если бы не триумфальное выступление Вана Клиберна. Заранее принятое решение о присуждении первой премии советскому пианисту пришлось срочно отменять. Жюри оказалось в тупике. В принципе состав его позволял провести любое решение. 13 его членов представляли СССР, 8 - страны народной демократии и 11 - капстраны. Но тем не менее вопрос о присуждении первой премии перешел на уровень Министерства культуры и ЦК КПСС.

12 апреля 1958 года заместитель министра культуры СССР Сергей Кафтанов под грифами «Срочно» и «Секретно» посылает в ЦК записку «О присуждении американскому пианисту Вану Клиберну первой премии на конкурсе им. П. И. Чайковского». В своем послании он отмечал, что после выступления Клиберна «в нарушение принятого положения о жюри конкурса все члены жюри стоя аплодировали исполнителю». Овацию устроил и зал, требуя присудить первую премию. Советские члены жюри поняли, что засудить Клиберна значило вызвать международный скандал - настолько его выступление было сильнее остальных. В качестве оправдания замминистра указал, что такое решение «не нанесет ущерба авторитету советского исполнительства, так как на конкурсе скрипачей все первые места были заняты советскими скрипачами, на конкурсе пианистов советскому пианисту Л. Власенко может быть присуждена вторая премия». И в заключение написал: «Просим ваших указаний».

Указания, судя по всему, последовали. На записке есть пометка: «Тов. Фурцевой Е. А. Доложено 12.04.1958» (Фурцева была членом президиума ЦК КПСС). ЦК пошел навстречу пожеланиям жюри, зрителей и, главное, чиновников Минкульта. Ван Клиберн заслуженно получил первую премию (25 000 рублей), а Лев Власенко стал вторым (20 000 рублей).

Это решение себя полностью оправдало. Ван Клиберн стал преданным другом Советского Союза и вплоть до 2011 года приезжал в нашу страну. А конкурс дал новый толчок его карьере. Он получил контракт с фирмой грамзаписи RCA Victor, записал пластинку «Первый концерт для фортепиано с оркестром Петра Чайковского», которая стала платиновой и была удостоена «Грэмми».

В разгар холодной войны американец Ван Клиберн проснулся знаменитым после поездки в СССР.

В разгар холодной войны американец Ван Клиберн проснулся знаменитым после поездки в СССР.

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Последовали оргвыводы...

Конечно, присуждение первой премии американцу, как бы это ни отрицали чиновники Минкульта, нанесло удар по авторитету отечественной школы пианистов. И уже через девять дней министр культуры СССР Николай Михайлов пишет в ЦК записку, посвященную итогам конкурса имени Чайковского. Оправдывая первое место Вана Клиберна, Михайлов писал о нем как о «выдающемся исполнительском явлении». Но как же с нашей школой? А вот она: «Вместе с тем следует отметить, что и Ван Клиберн в конечном счете является воспитанником русской пианистической школы, так как он обучался у профессора Левиной, которая в свое время окончила Московскую консерваторию по классу профессора Сафронова». Министр культуры, правда, «забыл» упомянуть, что Розина Яковлевна Бесси (Левина) покинула Россию еще до Первой мировой и жила сначала в Берлине, а потом в США. А «профессор Сафронов» уже в 1906 году был главным дирижером Нью-Йоркского филармонического оркестра и директором Национальной консерватории в Нью-Йорке...

Первое место Клиберна вынудило чиновников от культуры принимать жесткие меры в отношении отечественных пианистов. Министр отмечал «отсутствие индивидуального творческого лица», «нивелировку исполнительского стиля», «зазнайство и пренебрежение к деятельности внутри страны»... Главной «мерой наказания» стало ограничение гастролей советских молодых пианистов за рубежом. А еще было решение ограничить участие наших молодых пианистов в международных конкурсах (пусть сначала поучатся играть). Вместо этого предлагалось проводить республиканские и зональные. Особенно в республиках Средней Азии, Казахстане, Закавказье и Прибалтике. Нечего плодить лауреатов-международников!

А великий Ван Клиберн даже и не подозревал, чем его победа оказалась чревата для молодых советских музыкантов...

Читайте также

Ван Клиберн: «Музыка духовна. Она облагораживает душу. В ней и философия, и драма, и литература, даже математика»

На 79-м году жизни скончался легендарный американский пианист

Это интервью было записано в 2005 году. Но после него было еще несколько встреч, последняя из которых состоялась в прошлом году: ван Клиберн приезжал в Нью-Йорк специально для того, чтобы выступить перед русскими американцами. И в этом апреле, который объявлен в штате Нью-Йорк месяцем русско-американской истории, хотел вновь повстречаться с «русскими» американцами, заранее планируя, обговаривая программу выступления, хотя по его голосу чувствовалось, что приехать ему вряд ли позволит болезнь. До последнего все надеялись, но… (Читайте далее)