Премия Рунета-2020
Екатеринбург
+9°
Boom metrics
Общество8 ноября 2013 14:21

"Дай, Джим, присягу ты стране": лучшие четвероногие "полицейские" Екатеринбурга в репортаже КП

Накануне Дня полиции корреспонденты «Комсомолки» отправились в кинологическую службу уральской столицы, чтобы познакомиться с теми, чья служба опасна и чей нос всегда по ветру
В свободное от службы время собаки отдыхают в вольерах.

В свободное от службы время собаки отдыхают в вольерах.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

РАБОЧИЙ ДЕНЬ - ОТ РАССВЕТА ДО РАССВЕТА

Вдоль зеленого забора бегает рыжая зверюга на привязи и грозно лает на непрошенных гостей – на нас. В голос ей вторят еще 90 псов, рассаженных по клеткам. Из-за оглушительного лая едва слышно, что говорит кинолог.

- Эта красавица не прошла тест на подготовку, поэтому мы перевели ее в разряд караульных, - машет рукой в сторону рыжего пса, Андрей Бирюков, начальник отделения зонального центра кинологической службы. – Малинуа (так называется порода) - очень сообразительные. Вот и упустили немного времени по ее подготовке. Поэтому теперь она просто охраняет других собак. Если кто-то попытается проникнуть на территорию, то сразу же начинает лаять, предупреждая нас.

Мы проходим мимо гавкающей на нас малинуа и останавливаемся рядом с клеткой. Оттуда на нас смотрят большие карие глаза. Огромная черная собака подходит к прутьям и опирается на них передними лапами.

- А это Терра, она только что с суток вернулась, - говорит Андрей Владимирович. – У нас собаки, когда на дежурство уходят, то с 9 утра до 9 утра следующего дня работают в составе следственно-оперативной группы полиции, с которой и выезжают на все преступления. Терра, кстати, отличилась, за 24 часа смогла и грабеж раскрыть, и ребенка пропавшего найти.

Дальше настоящая жуть – огромный туркменский алабай, более известный, как среднеазиатская овчарка. В его облике есть что-то от сенбернара. Только этот "дружок" куда более брутальный. Он важно ходит по клетке и свирепо посматривает в нашу сторону. Кажется, имя подобрано ему идеально – на клетке написано «Лёва». Для каждой собаки здесь предусмотрен двухкомнатный вольер. Одна половина выходит на улицу, а вторая скрыта за дверью, в которой для животного проделано специальное окошечко. Однако Леве, похоже, такая планировка не пришлась по душе. Вырванная из петель дверь до сих пор стоит наискосок. Дело лап и клыков алабая

О силе этой собаки можно судить по вырванной двери на заднем плане.

О силе этой собаки можно судить по вырванной двери на заднем плане.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

- Часто бывает, что люди берут вроде бы маленькую собачку, а через год обнаруживают, что из нее вырос вот такой вот великан. Ну и передают его нам, потому что справиться не могут. Такого пса мы отдадим, наверное, колонию охранять. Вот пришлют нам заявку, что им для охранно-конвойной службы надо подготовить собаку, и мы в течение 45 суток научим его след брать и команде "слушаться".

"НА СЛУЖБУ БЕРУТ СОБАК, КОТОРЫЕ ХОТЯТ РАБОТАТЬ"

Зональный центр кинологической службы ГУ МВД России по Свердловской области находится на самой окраине Екатеринбурга. Рядом лес, из которого один за другим возвращаются полицейские со своими питомцами.

- За каждым кинологом мы закрепляем по три-четыре собаки, - рассказал Олег Ванечкин, начальник зонального центра кинологической службы ГУ МВД по Свердловской области. – Но бывает, что и по пять кинологов закрепляем за одним животным. Такое происходит, когда речь идет о племенных животных, ведь одна из задач нашего центра – разведение и выращивание служебных собак, потому что поголовье постоянно требует замены. Также мы готовим специалистов-кинологов. Ну и, разумеется, наши животные участвуют в раскрытии и профилактике преступлений и террористических угроз, противодействии незаконному обороту наркотиков, а также поиску безвести пропавших людей.

Кинологическая служба располагается на обширной площадке, огороженной с четырех сторон стеной. Сразу при входе стоит ветеринарный домик, где на стенах висят плакаты со скелетом и надписью «Canis familiaris», или по-русски «собака». По пути от главного корпуса есть тренировочная площадка с полосой препятствий, а дальше кухня и три ряда вольеров. Первый ряд для собак, служащих в екатеринбургском метрополитене, а остальные два для тех, кто работает на улице. Клетки расположены так, чтобы животные не могли видеть друг друга, потому что стоит кому-то из кинологов повести своего воспитанника на прогулку в лес, как поднимается дикий лай. Животные бросаются к прутьям, требуя своей прогулки. Больше всего на глаза попадается немецких овчарок.

- Есть и другие породы – ризеншнауцер, ротвейлер. Просто немецкие овчарки - более универсальные животные. Их можно использовать на всех видах нашей работы, - объясняет Олег Ванечкин. – Но все, конечно, зависит не от породы собаки и не от пола, а от желания самого зверя. В службу подбираются лишь те, которые хотят работать.

- Насколько умны эти псы? Если, например, кто-то из них потеряется в городе, сможет ли он подойти к полицейским, чтобы те отвели его домой?

- Безусловно, подготовленное животное реагирует на форму, но тут все наоборот. Собака, если потеряется, то с первым встречным полицейским, скорее всего, как раз никуда и не пойдет. Все-таки у кинолога с собакой образуется определенная связь, которую очень сложно разорвать. Собака ведь работает за то, что кинолог скажет ей спасибо, даст кусочек лакомства, или просто поиграет с ней.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

АМЕРИКАНЦЫ УДИВЛЯЛИСЬ ЧУТЬЮ УРАЛЬСКИХ ИЩЕЕК

Мы идем дальше и останавливаемся около клетки с немецкой овчаркой невероятно больших размеров. Шерсть стоит, чуть ли не дыбом, а клыки постоянно оскалены. Признаться, даже просто подойти к клетке - довольно страшно.

- Это абсолютный чемпион России по поиску и обнаружению взрывчатых веществ. Зовут Хантер, - рассказывает Андрей Бирюков. – К нему я без его персонального кинолога даже не подойду. Он очень агрессивен. Оно и понятно, его предка по кличке Айран мы специально покупали в 2006-м году в Москве. Все его потомки становятся чемпионами. За врожденную злобу их часто берут с собой в коммандировки сотрудники ОМОНа.

Умение выращивать чемпионов, к слову, вызвало большой интерес у заокеанских коллег уральских полицейских.

- В сентябре 2012 года наши сотрудники ездили обмениваться опытом с кинологами Лос-Анджелеса, - вспоминает Андрей Бирюков. - Так вот, американцы были искренне удивлены, что наши собаки входят в состав следственно-оперативных групп и могут спокойно взять след одного конкретного человека в огромном мегаполисе. Их животные на подобное были не способны. А дело все в том, что у наших собак менталитет другой. Американцы дрессировку основывают на боли. Чуть собака неправильно сделает, ее сразу электричеством бьют через ошейник. Мы же собак никогда не обижаем, а только хвалим за правильные поступки.

Неподалеку от Хантера в клетке сидит другой чемпион. Пес - само спокойствие.

- Настоящая легенда нашего центра – абсолютный чемпион России по обнаружению наркотических средств. Зовут Зольд, - гордо знакомит нас Андрей Бирюков. - Сейчас правда он уже наркотики не ищет, так как старенький стал. Но в показательных выступлениях для школьников по-прежнему участвует. Сначала, оскалив зубы, очень эффектно прыгает на «преступника», а потом разом становится добрым и пушистым, идет к детям поласкаться.

ГОТОВЯТСЯ К ОЛИМПИАДЕ В СОЧИ

В полиции собаки работают максимум восемь лет. Но после «увольнения» четвероногих ветеранов оставляют здесь же. Поэтому грозные песики продолжают регулярно общаться со своими любимыми кинологами.

- У меня четыре животных здесь, - показывает нам своих питомцев Евгения Соломеина, младший инспектор-кинолог. – Вот эта немецкая овчарка – Искра. Она подготовлена искать взрывчатку. Раньше Искра работала в екатеринбургском метро, но из-за того, что она очень сильно боится эскалаторов, ее перевели на уличную службу. Она, кстати, была привезена к нам из Германии вместе с братом Иделсом. Он тоже работает по взрывчатке, и в декабре поедет в Сочи охранять зимнюю Олимпиаду.

Грозные к незнакомцам псы при виде своих кинологов сменяют гнев на милость и радостно пытаются достать до них лапой. Многие кинологи сблизились со своими собаками в весьма экстремальных условиях. Через три клетки от Искры сидит другая воспитанница Евгении - Одиссея.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

- Мы уже три года вместе. С ней я ездила в Чечню и Дагестан. В Чечне были мы полгода, искали наркотики. А в Дагестане в 2012-м году неподалеку от нас произошел терракт: на блок-посту взорвали бомбу (Речь идет о двойном взрыве, случившемся 3 мая 2012 года на стационарном посту ГИБДД «Аляска-30» в Махачкале. Тогда погибли 14 человек и более ста пострадало, - ред.). С Одиссеей мы в марте нашли в лесу тайник, в котором лежало около 11 килограмм наркотиков. Вот она седеет потихонечку, а когда уже совсем не сможет работать, то будет сидеть здесь в вольере. Я буду ее выгуливать, кормить и, конечно, любить.

Материал подготовлен при содействии пресс-службы ГУ МВД по Свердловской области.

Смотрите фотогалерею: «В гостях у четвероногих полицейских Екатеринбурга»