Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество3 февраля 2015 13:09

«Смертельные» ляпы паспортистов: в живых вас не значится

Сервис по проверке действительности паспортов навредил москвичке [как исправить «убийственную» ошибку]
Сервис по проверке действительности паспортов навредил москвичке

Сервис по проверке действительности паспортов навредил москвичке

Фото: Олег РУКАВИЦЫН

Москвичка Елена решила сдать в магазин не подошедшие детали для автомобиля, менеджер попросил данные ее паспорта (это требуется торговым организациям для финансовой отчетности). А через пару дней вместо возврата денег покупательницу ошарашили: ваш паспорт недействителен! Дотошный сотрудник магазина решил проверить документ по базе данных на официальном сайте ФМС России, и компьютер выдал: «Данный паспорт не действителен (В СВЯЗИ СО СМЕРТЬЮ ВЛАДЕЛЬЦА)».

Не веря своим глазам, Елена помчалась к паспортистам по месту регистрации («прописки») одного из районов Москвы. Там развели руками: похоже, какая-то ошибка, но мы здесь ни при чем, отправьте письмо на сайт. Девушка так и сделала, но через три дня (такой срок отводится на исправление подобных ошибок) на мониторе высветилась прежняя шокирующая надпись о «смерти владельца». В местном УФМС посоветовали искать правду через то отделение, в котором Елена оформляла злополучный паспорт...

«Я не могу снова отпрашиваться с работы, мотаться по новым инстанциям, чтобы исправить ошибку чиновников, - пожаловалась Елена в «КП». - Да и какая гарантия, что все уладится? А если о недействительности моего паспорта уже сообщили в налоговую, Пенсионный фонд и прочие инстанции - там тоже придется все переоформлять?!».

Чтобы прояснить ситуацию, мы связались с руководителем Департамента по организации регистрационно-паспортной работы ФМС России Александром Аксеновым.

- За всю историю существования банка данных по недействительным паспортам - он открылся несколько лет назад - это второй случай «смертельной» ошибки, - признался чиновник. - Как такое происходит? Скорее всего, серия или номер паспорта Елены на одну цифру отличаются от паспорта реально умершего человека. После регистрации смерти гражданина сотрудники органа ЗАГС передают данные в ФМС в бумажном виде - иначе не позволяет действующее законодательство. Сотрудник ФМС переносит сведения с бумаги в информационную базу данных вручную. Может сработать человеческий фактор: или в самом ЗАГСе, или сотрудник ФМС путает цифру, и возникают такие прискорбные нестыковки. Также не исключен сбой в компьютерной программе.

Однако всем гражданам и организациям стоит иметь в виду: сервис по проверке действительности паспортов, созданный и наполненный данными за последние годы, носит лишь справочный характер и не имеет юридической силы. Это как бы наводка: если вы решили выяснить, действителен ли паспорт того или иного человека, скажем, при покупке-продаже квартиры, то, получив информацию на сайте, можно лишь принять ее к сведению, чтобы предпринять дополнительные меры. Чтобы убедиться в достоверности данных о владельце паспорта, нужно сделать официальный письменный запрос в ФМС.

Таким образом, ни налоговые органы, ни Пенсионный фонд, ни другие инстанции не вправе руководствоваться нынешним банком данных, чтобы судить о действительности паспорта, - поясняет Александр Аксенов. Поэтому не стоит опасаться, что туда поступили ошибочные данные и придется что-то переоформлять.

В то же время с этого года у ФМС появились полномочия по созданию полноноценного, легального банка данных о выданных паспортах, как о внутренних, так и о заграничных. Он только начал формироваться с 1 января, и в дальнейшем сведения оттуда будут иметь юридическую силу.

БУДЬ В КУРСЕ

Что делать, если вы столкнулись с «убийственной» ошибкой в базе данных о недействительных паспортах

- Сразу же заявите об этом в электронной форме. На официальном сайте ФМС России в разделе «Проверка по списку недействительных паспортов» есть поле – редактор ошибок, куда необходимо войти и сообщить о необходимости исправить ошибку, - советует Александр Аксенов. Недостоверные данные должны поправить в срок, не превышающий трех дней.

Второй вариант - собственноручно написать заявление в свободной форме: прошу исправить ошибку. С таким заявлением нужно обратиться в отделение УФМС, где вы получали паспорт. Либо – если нет такой возможности – в отделение по месту жительства.

Если в течение 3 дней ошибка в базе не будет исправлена, сигнальте в Управление ФМС вашего региона (координаты легко найдете в Интернете) или в ФМС России по адресу: 109240, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 4, стр. 1; телефон: 8 (495) 915-34-10; электронная почта: cogpw@fms-rf.ru