2016-08-24T02:01:42+03:00

От крымских проповедей Андрея Первозванного - до крещения Руси

«Комсомолка» запускает цикл материалов «Крым - колыбель православия»
Поделиться:
Комментарии: comments6
Фото: Архив "КП"
Изменить размер текста:

Утопили с якорем на шее

О зарождении христианства на Руси ходит много преданий. Ученые, историки и церковные деятели приводят различные доказательства в пользу той или иной версии, но до сих пор к единому мнению так и не пришли.

Если верить церковным преданиям, то начало христианской проповеди было положено еще в I веке учеником Иисуса Христа апостолом Андреем Первозванным. Апостол, проповедуя Евангелие, прошел большой путь, начиная от Греции до славянских земель, где спустя столетия возникнут города Киев и Новгород.

- Одним из ключевых пунктов в его путешествии был Крым, - рассказал «КП» доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Таврической академии Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского Андрей Ишин. - Андрей Первозванный прошел расстояние от Боспора (крайнего востока Крыма) до Феодосии, Центрального Крыма и Херсонеса. Не исключено, что побывал он также на южном берегу полуострова, проповедовал в районе Мангупа и Демерджи. Некоторые современные историки скептически относятся к тому, что апостол здесь был. Но в крымской топонимике сохранилась информация о пребывании его на полуострове. Например, в честь апостола назван мыс святого Андрея в районе Херсонеса и водопад Ай-Андре в районе Демерджи. Эти топонимы глубоко врезались в память людей и передавались через века.

Батюшки освящают воду возле Херсонеса Фото: Дмитрий МЕТЁЛКИН

Батюшки освящают воду возле ХерсонесаФото: Дмитрий МЕТЁЛКИН

Апостол Андрей проповедовал идеалы Царства Божьего, любви и гуманности. Для древнего мира такие рассказы были чем-то новым и невиданным, принесли свои ощутимые плоды.

На рубеже I и II веков (100-101 год), когда в Крым за проповедь христианства был сослан четвертый епископ Рима, один из ближайших учеников апостола Петра, священномученик Климент, обнаружил здесь несколько тысяч христиан. Причем далеко не все они были сюда сосланы за свою веру из Средиземноморья на каменоломни, для многих толчком для принятия веры стали запавшие в сердце слова апостола Андрея.

С именем святого Климента связано возникновение Инкерманского Свято-Климентовского монастыря. В каменоломнях в окрестностях Херсонеса, куда он был сослан тесать камни, святой вместе с другими осужденными вырубил пещерный храм, где совершал богослужения. Молиться сюда приходили и свободные люди. Слух об этом дошел до Рима, и император Траян отдал приказ умертвить Климента. Священномученика утопили в море, недалеко от Херсонеса, привязав к шее якорь.

- Останки святого обнаружили славянские просветители Кирилл и Мефодий в 861 году, а потом, уже после крещения, мощи взял с собой в Киев князь Владимир, - говорит историк Андрей Ишин. - Голова Климента Римского в настоящее время находится на территории Украины, в Киево-Печерской Лавре, и мироточит. Кстати, Кирилл и Мефодий обнаружили в Севастополе какие-то загадочные знаки, на которых были написаны священные книги христиан - Евангелие и Псалтырь. Просветители познакомились с руссами, которые раскрыли им значение этих знаков. Это стало мощнейшим толчком для создания в 863 году славянской азбуки.

Миссия семи епископов

До того момента, когда Херсонес стал духовным центром православной веры, прошло не одно столетие. С 300 годов иерусалимский патриарх начал одного за другим присылать в Херсонес епископов - Ефрема, Василия, Евгения, Елпидия, Агафодора, Еферия и Капитона, чтобы проповедовать учение Иисуса Христа. Слова святых о неправильной жизни и заблуждениях язычников приводили в ярость людей, епископов с кулаками и палками выгоняли из города. Еще не все люди готовы были принять новую веру.

Но однажды случилось чудо. У одного из херсонесских князей умер сын. Родители долго оплакивали мальчика, пока он не явился им во сне и не сказал найти священника Василия, которого они выгнали из города, и попросить его помолиться. Вроде бы после этого ребенок воскреснет. Родители нашли святого в нескольких километрах от города в одной из пещер. Мужчина ответил, что не может воскресить кого-то, но Господь, если они уверуют, сможет это сделать. Так и случилось. После долгих молитв и окропления святой водой ребенок ожил. Святого с почестями привели в город, и многие жители, услышав о чуде, приняли христианство. Но в Херсонесе все равно оставалось много язычников, которые решили убить святого. 7 марта 310 года его забили камнями и палками, а тело оставили за воротами на съедение животным. Но оно осталось нетронутым и неистлевшим. Христиане потом тайно похоронили епископа в пещере. В 311 году в Херсонес прибыли епископы Евгений, Елпидий и Агафодор. Их тоже ждала мученическая смерть. Их привязали к лошадям и протянули по всему городу, а затем избили. Шестеро из семи епископов умерли мученической смертью 7 числа, но в разные годы.

Развалины древнего Херсонеса Фото: Дмитрий МЕТЁЛКИН

Развалины древнего ХерсонесаФото: Дмитрий МЕТЁЛКИН

Несмотря на это, историки говорят, что в Крыму рано начали создаваться христианские епархии (Боспорская, Херсонская, Сугдейская или Судакская, Готская и загадочная Фулльская, до сих пор точно неизвестно, где на полуострове находился ее духовный центр, возможно, это район Чуфут-Кале), возглавляемые отдельными епископами.

Крымские иерархии принимали активное участие во Вселенских соборах, на которых присутствовали все представители христианского мира того времени. Соборы проводились в период с 325 по 787 год. Первый прошел в Никее (сейчас Изник, Турция), второй в Константинополе (современный Стамбул, Турция). Инициатором их проведения стал выдающийся римский император Константин Великий, который впервые в истории прекратил гонения на христианство и покровительствовал его проповеди, став христианином.

- Крым имел исключительное значение в христианском мире, - говорит профессор А.В. Ишин. - На первых двух Вселенских соборах были всесторонне осмыслены понятия о вере, которые содержатся в Евангелии и Посланиях апостолов. Вероучение систематизировали и обобщили в виде емких формул, которые называют догматами. Основные догматы о том, как мы понимаем Бога - Святую Троицу, содержатся в одной из главных христианских молитв «Символе веры». Ее поют на каждой божественной литургии в православных храмах.

Поверь и исцелишься

Принимать христианство массово люди начали после крещения князя Владимира в 988 году. До этого к православию обращались и некоторые другие древнерусские князья, но последствия их деятельности не были столь ощутимыми.

На рубеже VIII-IX веков в Судаке (по-древнерусски Сурож) крестился новгородский князь Бравлин. Произошло это во время проведения блестящей операции по захвату юго-восточного побережья полуострова от Херсонеса до Керчи. После 10-дневной осады он ворвался в Сурож и попытался ограбить храм Святой Софии, где находились богато украшенные мощи святителя Стефана Сурожского.

- Согласно агиографическим данным, во время грабежа Бравлина поразил тяжелый физический недуг, и в это время он увидел в видении святого Стефана, который повелел князю принять святое крещение, в противном случае храм он уже не покинет, - говорит профессор кафедры истории России. - Князь и его дружинники приняли христианство и вернули награбленное.

Здесь зарождалось христианство... Фото: Дмитрий МЕТЁЛКИН

Здесь зарождалось христианство...Фото: Дмитрий МЕТЁЛКИН

Обратился к новой вере в 866 году и князь Аскольд. Произошло это после похода на Константинополь. Разыгрался сильный шторм, во время которого был разбит древнерусский флот, немало видавший во время военных походов.

- Аскольд понял, что языческие боги Перун и другие - изделия рук человеческих, бессильные перед Творцом Вселенной, и принял крещение, - подчеркнул Андрей Ишин.

До князя Владимира крещение в 955 году приняла его бабушка, княгиня Ольга.

Древнерусский летописец Нестор писал, что «княгиня первая из руссов вошла в Царство Небесное». Правительницу называли мудрейшей, ведь после крещения в ее мировоззрении произошли кардинальные перемены.

- Крещение княгини Ольги - важная фаза в христианизации Руси, - считает доктор исторических наук. - Это была авторитетная правительница. Мы знаем, как она расправилась, будучи еще язычницей, с восстанием древлян, которые убили ее мужа, князя Игоря. Она первая установила местные административные центры и четкие размеры сбора дани. Она сделала мощный шаг к политическому объединению всех восточнославянских племенных союзов.

Приняв христианство, княгиня духовно преображается. Нестор-летописец пишет о ней как о женщине, которая с юности искала истину. Кроме того, ее манила красота христианского богослужения.

- Княгиня Ольга активно стоила храмы, проповедовала христианство, но действовала не насильственными методами, - отмечает профессор Ишин. - Яркий пример этому - сын Святослав, который, несмотря на уговоры матери, до конца своих дней оставался язычником. В отношении него и других она действовала уговорами, а не силой. Это показывает колоссальную трансформацию, которую испытала личность великой княгини после крещения.

Прозрел телесно и духовно

Крещение в Херсонесе князя Владимира в 988 году стало толчком для распространения христианства по всей Руси. До похода на Херсонес князь заключил с византийскими императорами договор, суть которого заключалась в том, что Владимир поможет справиться с восстанием полководца Варды Фоки. В обмен они должны были выдать за князя Владимира свою сестру Анну. Родниться с варварами не было в традициях ни западного Рима, ни Византии, поэтому, чтобы ускорить события, Владимир предпринимает поход на Херсонес Таврический - крупный административный центр Византии в Крыму. Завоевать город он хотел без кровопролития. Так и получилось.

- Князь Владимир отказался от штурма и взял Херсонес в осаду, когда ему было 25 лет, - рассказал «КП» благочинный Севастопольского округа, протоирей Сергей Халюта. - На подходах к городу он провел 9 месяцев. Все это время он также думал и о крещении. Вынашивал эту идею как дитя. В это время князя посетила болезнь глаз, он ослеп. И прозрел только после принятия христианства.

Взять город ему помог местный житель Анастас, который послал ему стрелу с запиской, в которой говорилось, что нужно перекопать водовод. Как только жители перестали получать питьевую воду, они сдались. В Херсонесе на тот момент жило большое количество влиятельных людей, признающих христианство.

- После крещения Господь не только исцелил князя Владимира телесно, избавив от страшного недуга, произошло и духовное перерождение князя, - говорит отец Сергий. - Все киевляне, которые не видели его около года, назвали его «Владимир Красно Солнышко». Такие разительные перемены в нем произошли! Он стал человеком, соблюдавшим заповеди божьи, человеком, который молился о своем народе, который киевлян и Русь крестил не огнем и мечом, а Словом Божьим.

Во время Великой Отечественной войны Владимирский собор был разрушен Фото: Дмитрий МЕТЁЛКИН

Во время Великой Отечественной войны Владимирский собор был разрушенФото: Дмитрий МЕТЁЛКИН

По словам историков, после принятия христианства он отпустил наложниц, которых было около 700, и отказался от многоженства. Огромные суммы жертвовал на благотворительность, кормил нищих, убогих, хромых и слепых, а для тех, кто не мог прийти к княжескому столу по выходным, когда он устраивал пиршества для бедных, отправлял телеги с едой и одеждой.

Кстати, по словам историков, решение о принятии христианства князь принял почти за три года до похода на Херсонес. К нему приходили миссионеры - мусульмане, иудеи, христиане западного обряда из Германии, которые беседовали с ним о религии. Все из них, кроме богослова из Греции, пытались понравиться князю, показывая выгоду от принятия их веры. Философ из Византии - единственный, кто не льстил Владимиру, он поведал библейскую историю и завершил рассказ иллюстрацией Страшного Суда. Отпустил посла князь с большими почестями, несмотря на то, что был многоженцем, грехов у него накопилось немало. Многие из других правителей за осуждение их образа жизни казнили богословов, но византийской посол впечатлил князя.

КСТАТИ

На месте, где крестился князь Владимир, сейчас находится Владимирский собор. Раньше там была торговая площадь, а после воздвигнут храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Еще больше материалов по теме: «Крым - колыбель православия»

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также