Премия Рунета-2020
Пермь
+10°
Boom metrics
Общество23 марта 2016 11:40

От медных денег до первых пароходов: 5 старейших заводов Прикамья

Пермский край изначально был промышленным регионом. Большинство прикамских городов, включая краевую столицу, выросли из заводских поселков. Поэтому заводы всегда играли важную роль в развитии региона
Один из «ветеранов» пермской промышленности - Мотовилихинский завод. Фото: предоставлено Мотовилихинским заводом.

Один из «ветеранов» пермской промышленности - Мотовилихинский завод. Фото: предоставлено Мотовилихинским заводом.

Многие из первых пермских заводов уже не существуют, но они дали мощный импульс не только уральской¸ но и российской промышленности.

1. ПЕРВЫЙ МЕДЕПЛАВИЛЬНЫЙЗАВОД РОССИИ

Пермская земля является родиной цветной металлургии России. Первым медеплавильным заводом страны является Пыскорский, основанный в 30-х годах XVII века. Начало его работы можно считать началом медеплавильной промышленности России, отмечает известный пермский ученый-геолог Тимур Харитонов, автор «Библиографии по пермской меди».

Хотя и до этого археологи находили на территории Прикамья остатки очагов для плавки меди, тигли и литейные формы. Самые ранние из них датируются II тысячелетием до нашей эры - на стоянке Бор на реке Чусовой была обнаружена глиняная чашка для плавки меди, чей возраст приближается к 4 тысячам лет.

В 1633 году партия стольника Василия Ивановича Стрешнева, посланная «от казны», начала проводить в Прикамье работы по поиску медной руды. И через год на берегу Камы, на землях Строгановых был заложен медеплавильный завод, позднее перенесенный к Пыскорскому монастырю.

Этот завод действовал до 1656 года. Затем наиболее квалифицированные иностранные и русские рудокопы были экстренно мобилизованы для специальных саперных работ при осаде Риги во время войны со Швецией. А потом и вовсе завод был закрыт по причине выработки медных рудников.

- Но, по моему мнению, фактической причиной прекращения работы Пыскорского завода явился медный бунт 1662 года, когда люди отказывались брать медные копейки вместо серебряных, - считает Тимур Харитонов. - После бунта медь была изъята из денежного обращения и сплавлена в слитки, в Русском государстве образовался избыток меди, в результате чего ее выплавка стала невыгодной.

2. ЕГОШИХИНСКИЙ ЗАВОД - РОДОНАЧАЛЬНИК ПЕРМИ

Егошихинский медеплавильный завод был первым большим медеплавильным заводом на территории Прикамья. Заложен он был 4 мая 1723 года, а первую пробную плавку произвели уже 5 ноября того же года.

Именно на Егошихинском заводе были отчеканены первые медные денежные платы Екатерины I, которые впоследствии выпускались на Екатеринбургском монетном дворе. Эти платы были номиналом по рублю, полтине, полуполтине и гривеннику. Долго они не продержались из-за неудобства пользования, но некоторое время являлись платежным средством.

- В октябре 1725 года на Егошихинском заводе бригада присланных по просьбе де Геннина «московских денежных мастеров» нарезала и отчеканила в присутствии де Геннина несколько первых денежных плат, - отмечает Тимур Харитонов. - В середине Геннин приказал отчеканить номинал, слово «Екатеринбурхъ» и год, на угловых чеканах был выбит российский двуглавый орел. После этого мастера отбыли в Екатеринбург, где монетный двор был создан только в 1727 году.

В 1788 году Егошихинский завод был остановлен «по безвыгодности».

3. ПУСТОЙ ЗАВОД - ПАМЯТНИК КОНКУРЕНТНЫХ ВОЙН

С одним из первых медеплавильных и железоделательных заводов Прикамья связана скандальная история. В 1704 году уфимский крестьянин Федор Молодой по именному указу Петра I и на казенные деньги построил на реке Мазуевке в Кунгурском уезде завод. Предприниматель прикупил плотину, построил кузницу, сыродутные печи для производства железа и молотовый амбар.

Потом к 1712 году он расширил плотину, построил, опять за казенный счет, медеплавильный завод с четырьмя горнами для плавки руды. Но успел выплавить всего несколько пудов меди, после чего Молодого сняли с должности за растрату и в цепях увезли в Сибирь, где он потом работал на заводе простым мастером.

По слухам, тут не обошлось без заводчика Никиты Демидова, который таким образом избавился от конкурента - написал на него донос.

Мазуевский железный завод взят был в казну, медеплавильный же брошен из-за неудобного расположения. В 1720 году Василий Татищев учинил расследование, отчего это бросили завод, и выяснил, что Молодого подвело сырье: «навозил вместо руды песку несколько сот тысяч пудов на крестьянских подводах, из которых руды, чаю, ни одного фунта меди из центнера (т. е. из 100 фунтов) не выйдет».

В 1723 году Федор Молодой добился оправдания и получил свой завод назад, но медь на нем больше не выплавляли, только тянули полосы из покупного железа. В 1744 году предприятие было окончательно ликвидировано. Место, на котором оно стояло, жители села Мазуевского до сих пор называют Пустой завод.

4. ОДНИ ИЗ ПЕРВЫХ РОССИЙСКИХ ТЕПЛОХОДОВ И ПАРОХОДОВ ПОСТРОЕНЫ В ПОЖВЕ

Первый пароход в России «Елизавета» был построен немцем Карлом Бердом в Санкт-Петербурге в 1815 году. Через год, в 1816 году, был построен собственно русский пароход на заводе в Пожве на Каме.

Пожвинский завод считается и одним из пионеров в области русского паровозостроения.

Пожвинский завод считается  одним из пионеров в области русского паровозостроения. Фото: Иван СОВЕЛЬЕВ.

Пожвинский завод считается одним из пионеров в области русского паровозостроения. Фото: Иван СОВЕЛЬЕВ.

Еще в 1828 году на заводе английским механиком Петром Эдуардовичем Тетом была изготовлена небольшая действующая модель «Моделка на паровую машину с делижанцом медная малая». Модель этого паровоза экспонируется в отделе истории русской культуры Эрмитажа в Петербурге. Под ней надпись: «Модель первого русского паровоза.

Так выглядела первая паровая машина, изготовленная на Пожвинском заводе. Фото: Иван СОВЕЛЬЕВ.

Так выглядела первая паровая машина, изготовленная на Пожвинском заводе. Фото: Иван СОВЕЛЬЕВ.

Пожвинский завод. 1828 год». На следующий год на заводе была изготовлена «вторая модель паровая без делижанцу».

В 1839 году в Пожве был создан паровоз «Пермяк», экспонировавшийся на III Петербургской промышленной выставке и получивший медаль как первый русский паровоз. Русская пресса называла его «венцом гениальности».

И все же про «Пермяка» правильнее было бы добавить: первый русский паровоз широкой колеи. Действительно первым российским считается все-таки паровоз, построенный в 1834 году на Нижнетагильских заводах братьями Черепановыми.

Во время образования завода Пoжвa находилась на ныне затопленной водохранилищем территории. Недалеко от берега находится  трубa бывшей мартеновской фабрики. Фото: Иван СОВЕЛЬЕВ.

Во время образования завода Пoжвa находилась на ныне затопленной водохранилищем территории. Недалеко от берега находится трубa бывшей мартеновской фабрики. Фото: Иван СОВЕЛЬЕВ.

Хотя как знать, если бы не большой пожар, случившийся на Пожвинском заводе в 1833 году, который нанес огромный ущерб предприятию и остановил на долгое время работу по изготовлению паровозов, «пионерство» могло бы принадлежать пермякам.

5. «НА МОНЕТЫ УПОТРЕБЛЯТЬ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО МЕДЬ ПЕРМСКИХ ЗАВОДОВ»

Многие из пермских заводов, заложенных в XVII - XVIII веках, остались только в памяти историков. Но среди старейших предприятий края есть и те, что работают до сих пор.

Самый известный из них - это, конечно, Мотовилихинский. Он был создан в 1736 году как вспомогательный для группы медеплавильных заводов Пермского горного округа.

На Мотовилихинском заводе планировалось очищать черную медь. Но впоследствии он стал самостоятельным медеплавильным предприятием. Там выплавляли штыковую медь, которая шла на Екатеринбургский монетный двор для чеканки монет. Кстати, пермская медь отличалась особой чистотой. И поэтому впоследствии в Монетном уставе Российской империи прямо говорилось: «На выделку новой медной монеты употреблять исключительно медь пермских заводов».

В 1863 году Мотовилихинский завод был закрыт, почти все заводские постройки были снесены, а территория превращена в парк.

- От медеплавильного завода сегодня сохранились только заводская плотина и пруд, - уточняет Тимур Харитонов. - Сохранилось и здание бывшей конторы завода, в которой в советские годы располагался хлебозавод.

Сегодня оно перестроено и мало чем напоминает постройку XVIII века. В 1969 году старая заводская плотина была прорвана при половодье, и позднее ее восстановили, а тело покрыли бетоном.

А на месте старого завода был построен новый, не связанный с медеплавильным производством, Мотовилихинский чугунно-пушечный завод.