Премия Рунета-2020
Крым
+15°
Boom metrics
Туризм19 мая 2016 16:04

Машина времени: В Крыму запустят уникальный экскурсионный проект

Отдыхающих с головой окунут в жизнь полуострова 50-60 годов [фото]
Фото: предоставлено авторами проекта

Фото: предоставлено авторами проекта

Крыматоры, крымоголики, энтузиасты-традиционалисты – так себя называют исследователь советской архитектурной традиции Крыма Алексей Комов и сооснователь автомобильно-исторического общества Gorkyclassic Александр Лекае. Они - энтузиасты, которые задумали воплотить на полуострове необычный проект с невиданным размахом. Оба – не крымчане, но влюбленные в благословенную Тавриду всей душой.

Эта-то любовь и подтолкнула их к созданию «Крымской исторической транспортной системы» (КрИТС), которая объединит туризм, архитектуру, ландшафтный дизайн, историю и культуру в одном флаконе.

- Мы хотим запустить в Крыму уникальный, не имеющий аналогов ни в России, ни в мире по масштабу и уж точно задающий тон остальным регионам новый технократический аттракцион, - пояснил Александр Лекае.

Фото предоставили авторы проекта

Фото предоставили авторы проекта

На интервью в «Комсомольскую правду – Крым» Комов и Лекае приехали на «Победе-Спорт» 1956 выпуска. Шикарный ретро-автомобиль, припаркованный посреди обычной симферопольской улицы, притягивал взгляды прохожих и водителей. Пока мы общались, с «Победой» фотографировались все, кому не лень. И этот восторг, вызываемый продуктом столь порицаемого сегодня автопрома, вселяет в авторов проекта уверенность, что все у них получится.

О своем детище «крымоголики» рассказывали взахлеб, с горящими глазами. По словам Лекае, «Крымская историческая транспортная система» начнется с нескольких экскурсионных маршрутов, по которым туристов будут возить в оригинальном ретро-транспорте. Для этого планируется реконструировать 10 троллейбусов, 4 автобуса и трамвай.

ТРОЛЛЕЙБУСЫ

Троллейбусный маршрут начнется прямо в симферопольском аэропорту. Там отдыхающих посадят в троллейбус 50-60х годов ХХ века и повезут в сердце крымского туризма – обворожительную Ялту. Но проект «КрИТС» интересен тем, что главное в нем – не пункт назначения, а сама дорога: немногие знают, что Симферополь-Ялта – это самая длинная в мире троллейбусная линия, пролегающая, к тому же, через горы. Это настоящий памятник инженерному искусству, чудом уцелевший до наших дней.

Фото предоставили авторы проекта

Фото предоставили авторы проекта

- В Крыму волею судеб, из-за того, что парадоксально все было законсервировано в постсоветские годы, сохранилось достаточное количество артефактов технического транспортного наследия ушедшей эпохи, - рассказал Александр Лекае. - Один из них – троллейбусные линии Симферополь-Ялта. К счастью (хоть и не от хорошей жизни) в «Крымтроллейбусе» сохранилось довольно много советских транспортных средств, поэтому у нас будет база для реставрации.

А реставрировать «рогатых» будут с особым вниманием. Создатели КрИТС хотят сохранить мельчайшие детали дизайна того времени, однако оборудовать транспортное средство вполне современной «начинкой», чтобы сделать экскурсию комфортной - как для водителей, так и для пассажиров.

- Для нас важно сохранить историческую достоверность этого транспорта. Это не вид передвижения, это погружение в культурную атмосферу, - подчеркнул Лекае. – В нем работает кондиционер, но выглядит он в соответствии со своей эпохой.

Троллейбусный маршрут получил название «№12» - именно под этим номером начали ходить в Ялту первые «рогатые», которых запустили в 1961 году из Симферополя.

АВТОБУСЫ И ТРАМВАИ

В качестве автобусного символа советского наследия в Крыму создатели КрИТС выбрали ЛАЗ – детище Львовского автомобильного завода, который на сегодняшний день не существует.

- Этот завод не существует больше, - рассказал Александр Лекае. - Тем не менее, если вы посмотрите любые старые путеводители, фильмы, то это самый что ни на есть частый «обитатель» дорог. Это очень красивый автобус, и он тоже будет с технической точки зрения прекрасно воссоздан. Сохранив внешний вид, мы добавим горные тормоза, кондиционеры и так далее.

ЛАЗы будут ходить по классическому советскому экскурсионному маршруту «Ялта – Севастополь – Балаклава – Ялта». Это однодневное путешествие, включающее экскурсию по городу-герою.

А третьим маршрутом КрИТС станет экскурсия по курортной Евпатории на отреставрированном трамвае 1957 года выпуска. Интересно, что евпаторийский трамвай со времен своего запуска в начале ХХ века никогда не прерывал свою работу. Этот вид транспорта почему-то выжил только здесь (в других городах полуострова все трамвайные пути давно канули в Лету) и стал местной достопримечательностью, достойной музеефикации – но не пыльной, в замкнутом пространстве комнаты, а под открытым небом, в движении.

Фото предоставили авторы проекта

Фото предоставили авторы проекта

По мнению Алексея Комова, именно Евпаторию стоит назвать архитектурной столицей Крыма, и ее он хочет показать туристам во всей красе из окон ретро-трамвая.

- Две с половиной тысячи лет истории города отлично «читаются» в Евпатории, - пояснил Комов. – К тому же, город плоский, там не скроешься складками гор и прочим.

ЮЖНОБЕРЕЖНОЕ ШОССЕ

Создатели КрИТС не хотят органичиваться только развлечением туристов, а взяли на себя миссию исследовать и восстанавливать архитектурное наследие. Так, памятником советской эпохи является Южнобережное шоссе, ведущее от крымской столицы до города-героя Севастополя через Ялту.

- Шоссе, построенное в том виде, в котором оно существует, в конце 50-х годов и доведенное до Севастополя в начале 80-х, было таким образцово-показательным проектом в советское время, - пояснил Александр Лекае. - Это было самое красивое, самое благоустроенное шоссе страны. Каждый автопавильон был произведением искусства, над которым работали талантливые художники. Было продумано все, вплоть до того какие цветы и деревья высаживались, какие указатели ставились. Часть павильонов разрушена, перелицована, они не похожи сами на себя, но сохранились чертежи, проекты, которые позволят восстановить их.

Фото предоставили авторы проекта

Фото предоставили авторы проекта

Для начала планируется отреставрировать дюжину павильонов на пути от Симферополя до Ялты. Причем возрождать решили не только мозаику и барельефы, но и клумбы.

Как рассказал Алексей Комов, «Крымская историческая транспортная система» предполагает полное погружение в атмосферу советского Крыма, так что на цветах «крыматоры» не остановились. В будущем на Южнобережном шоссе появятся торговые киоски с лимонадом и мороженым в стиле 60-х годов – причем стилизовать будут как сами точки, так и этикетки. Даже продавцов оденут в духе времени.

«Машина времени» захватит даже озеленителей и других рабочих, задействованных в проекте. Они тоже будут ездить на автомобилях из эпохи Гагарина и носить соответствующую форму.

КРЫМСКИЙ СТИЛЬ

Сейчас много говорят о стиле, бренде Крыма на туристической карте России и мира. И скандальный Лебедев полуострову логотип разрабатывал, и чиновники конкурсы проводили. Но на самом деле, считает архитектор Алексей Комов, все уже было придумано задолго до нас.

- Каждый город и каждый регион Крыма обладает своей идентичностью. Совершенно разная среда, разная архитектура, разный ландшафт. Но был период в жизни Крыма, когда стиль единый был придуман. Это как раз время оттепели, время Гагарина, - отметил эксперт. – И это не только колонны и балконы, это все, начиная от написания шрифтов. Стиль – это же не только архитектура, это отношение. Сейчас отношение к советскому наследию либо утилитарное, либо стыдливое, но на самом деле, если его показать, как надо, показать достойно, то это предмет гордости. Мы бы хотели советское прошлое заставить заработать для нынешних поколений, для того, чтобы сделать его модным, чтобы курортники и люди, живущие здесь, поняли, каким сокровищем это все является.

- Мы чувствуем себя ответственными за ту энергию, которую спустя десятилетия нам передают эти машины, эти здания, - заявил в свою очередь Александр Лекае. - Люди с любовью это делали, для своих потомков, и очень печально, что в последние десятилетия это было как-то отметено. Но у нас есть возможность все изменить.

Фото предоставили авторы проекта

Фото предоставили авторы проекта